Скульптура
С произведениями скульптуры мы встречаемся ежедневно, они сопутствуют нашей повседневной жизни – это памятники на площадях, мемориальные доски, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.
Пигмалион и Галатея
Когда-то очень давно – так гласит легенда – жил на острове Крит в Средиземном море скульптор Пигмалион . Не нашлось среди жительниц Кипра той, на которой скульптор захотел бы жениться – решил он на всю жизнь остаться одиноким. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Но в его воображении жил образ прекрасной женщины. Из слоновой кости создал он великолепную статую и назвал её Галатеей. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в неё.
В один из праздников в честь богини любви и красоты Афродиты Пигмалион отправился в храм этой богини, принёс ей жертву и стал умолять, чтобы она дала ему в супруги женщину такую же прекрасную, как прекрасна была его статуя.
Богиня не смогла найти такую женщину среди живущих, а исполнить просьбу художника ей очень хотелось…
Пигмалион вернулся домой, подошёл поцеловать свою статую, и – о чудо! – под поцелуями статуя ожила, превратилась в прекрасную женщину.
Скульптура (лат. «sculpere» - «высекать»,«вырубать»,«ваять»)
В отличие от живописцев и графиков, скульптор выражает своё понимание красоты через объём.
Скульптор видит красоту людей и животных
в пропорциях, характере форм, движении, пластике.
Мирон. Дискобол
Тутмес. Нефертити.
Фидий. Статуя Афины
Скульптура — одна из самых древних видов искусства. В первобытном обществе существовали женские фигурки и рельефы. При раскопках древних поселений находили небольшие скульптурки из обожженной глины, вырезанные из камня, кости, дерева.
У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных.
Период античности. Мастера этого периода оставили нам классические образцы искусства ваяния. Они разработали возможность передачи движения в скульптуре. В статуе «Дискобол» (скульптор Мирон, V в. До н.э.) изображен кульминационный момент движения, его высшая точка, когда можно представить предшествующие и последующие действия.
Достижением средневековой скульптуры явилась передача духовного, внутреннего, эмоционального состояния человека. В это время скульптура имела в основном религиозный характер.
В эпоху Возрождения вновь пробудился интерес к реальному человеку как прекраснейшему созданию природы, а гений Микеланджело воплотил эту идею в необычайных по глубине и эмоциональной содержательности образах.
Значительным явлением в развитии скульптуры было творчество Огюста Родена (1840-1917), который стремился выразить в своих произведениях идеи импрессионистов. Великий французский скульптор вдохнул человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру 19 в.
«Граждане Кале». Гипс.
«Поцелуй»
«Мыслитель»
Выдающимися мастером русской реалистической скульптуры был Федот Иванович Шубин (1740—1805).
Петергоф. Каскад фонтанов. Фото к.XIX в
Выдающимися мастером русской реалистической скульптуры был Александр Михайлович Опекушин (1838–1923).
Памятник А. Пушкину в Москве. Бронза, гранит.
В последующие годы разнообразные пластическиекачества скульптуры, психологические образы человека создали
С. Коненков, А. Голубкина Е. Вучетич и др.
Нестеров «Портрет скульптора
В.И.Мухиной»
«Рабочий и колхозница»
Способы работы скульптора
Ваяние -
Вырезание из дерева,
высекание или вырубание
из камня (гранита, мрамора)
Лепка –
из глины, пластилина
Отливка –
из гипса, бронзы, воска
Монументальная скульптура
Отличается крупными формами и размерами, потому что размещается на улицах и площадях, в паркахи скверах.
Это прежде всего памятники, поставленные в честь какого-нибудь выдающегося человека
или знаменитого
события, с тем, чтобы
сохранить память о
нём на долгие годы.
Монумент – тот же памятник (назвали древние римляне: «монео» значит напоминаю»), только более величественный.
И.П.Мартос. Памятник
Минину и Пожарскому.
Москва. 1818.
М. К. Аникушин.
Памятник А. С. Пушкину. 1957. Санкт - Петербург
По своим размерам не превышает изображаемый предмет. Её основное место – внутри помещений, в жилых домах и музеях, а также в парках и скверах.
С.Конёнков
Старичок-лесовичок
Агесандр. Афродита
(Венера) Милосская.
II в до н. э. Лувр, Париж.
Станковая скульптура
Скульптура малых форм или мелкая пластика
Отличается малыми размерами, а также разнообразием материалов, среди которых стекло и фарфор, чугун и бронза, мрамор и дерево. Место мелкой пластики – на столе, на шкафу, на подоконнике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.