Этап подготовки к первичному восприятию
Ученикам можно предложить просмотреть картины. На них может быть изображены зимние деревья, ключевое место должны занимать заснеженные ветки березы, улицы и дома покрытые снегом.
Также ученикам можно дать послушать аудиозапись. В случае с лирическим произведением это могут быть звуки природы, для передачи настроения данного стихотворения хорошо подходит мелодия «Белая береза», спокойная и мелодичная.
Прослушивание данной композиции проводится в полной тишине. Ученики должны проникнуться мелодией и представить картины, которые хотел передать композитор.
Что изображено на иллюстрациях?
(деревья)
2. Что общего между этими иллюстрациями?
(на них изображена зима и деревья в снегу)
3. Назовите деревья, которые изображены?
(дуб, ель, берёза)
4. Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа?
(берёза)
Этап подготовки к первичному восприятию
По итогам прослушивания музыкального фрагмента и рассматривания иллюстраций организуется беседа, целью которой является обозначение конкретной темы урока.
На данном этапе учитель демонстрирует образец читательской привычки (чтение произведения наизусть) , что является традицией русского воспитания, при этом ученики внимательно слушают учителя, пытаясь прочувствовать эмоции, и сопереживают учителю. Книги закрыты.
Этап первичного восприятия произведения С.Есенина «Береза» учащимся было предложено просмотреть слайд-шоу, которое озвучено выразительным прочтением стихотворения под музыку.
Этап подготовки к первичному восприятию
Какой же предстала перед вами берёзка?
В какое время года описано деревце?
Чем это стихотворение напоминает сказку?
Этап проверки первичного восприятия
Организуется с целью первичного контроля учащихся. Должно быть задано не более 3 вопросов на общее понимания текста произведения.
При анализе лирического произведения важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ученику приблизиться к нему. Для этого специально на предыдущих этапах настроили эмоциональную сферу ученика.
При анализе лирического произведения важно привлечь внимание учеников к образам, картинам, созданным поэтом.
Этап анализа произведения проводится в нескольких направлениях.
Словарная работа
Анализ изобразительных средств
Анализ произведения
Этап анализа произведения
Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей.
Словарная работа
На этом этапе важно в тексе произведения обнаружить все слова, значение которых учащимся непонятно.
Для наилучшего понимания текста произведения учитель с учащимися разбирает текст по частям и рассматривает все изобразительные средства, которые использовал писатель в своем произведении.
Изобразительные средства:
эпитеты
метафоры
олицетворения
гиперболы
и др.
Анализ изобразительных средств
Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
эпитет
олицитв.
сравн.
метаф.
метаф.
сравн.
метаф.
олицитв.
сравн.
эпитет
олицитв.
метаф.
Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? (белая, серебристая)
Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.
Какой художественный прием использует автор? (сравнение)
Как говорит о кистях берёзы? (Распустились кисти/ Белой бахромой)
О чем ещё мы так говорим? (цветы)
Как называется такой прием? (сравнение)
Какое время дня рисует поэт? (утро)
Почему вы так решили? (заря)
Солнечное это утро, или пасмурное? (солнечное: Горят в золотом огне)
Прочитайте, как занимается заря зимой.
Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.
Докажите это строчками из стихотворения.
Где ещё используется этот прием?
Какое чувство, настроение создал поэт? (волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда)
Когда у вас возникает похожее настроение? (перед новым годом)
Возможно, что автор тоже описывает утро после нового года.
Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?
Анализ произведения
Данный этап предназначен для усвоения учащимися смысла произведения, понимания художественного содержания лирического произведения, которым является духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом.
На данном этапе учитель еще раз перечитывает стихотворение, и затем можно предложить ученикам, графически изобразить то, что они видят, слушая строки произведения. Изобразить это стихотворение, передав свое настроение, свое отношение к нему.
Варианты творческих работ по следам прочитанного:
словесное рисование
создание диафильмов
графическое рисование
и др.
Для данного произведение выбрано словесное рисование. Алгоритм, которого можно увидеть на следующем слайде.
Этап: творческая работа по следам прочитанного
Объяснение к созданию творческой работы по следам прочитанного. Словесное рисование.
Какую картинку можно нарисовать к этому стихотворению?
Давайте с помощью слов, а не красок или карандашей нарисуем картинку как, высокая заснеженная береза стоит у домика, где-то в деревне, в лучах утренней зари.
Вот лист. На нем мы будем рисовать эту картинку.
Где стояла береза? (под окном, у дома)
Значит сначала, нужно нарисовать дом, где мы его нарисуем? В центре? (нет, потому что это не главное на картине, главное береза)
Каким мы его нарисуем? Высоким? Кирпичным? (нет, небольшим, маленьким, деревянным, изба)
Представьте себе, что мы нарисовали его вот здесь. А где же мы нарисуем березу? (в центре, у дома, рядом с окном)
Высокая березка или маленькая? С широкими ветвями или с поникшими, сломанными? (высокую, могучую, с широкими ветками)
Хорошо, вот здесь мы нарисуем березу. С чего мы начнем ее рисовать/что потом? (ствол, могучие, широкие ветки)
Что еще можно нарисовать на нашей картинке? Детали, чтобы украсить, чтобы она не была такой пустой (зима)? (вдалеке другие дома, забор, другие кусты, сугробы)
Хорошо, а теперь закройте глаза и представьте картинку целиком. Деревенская изба, величавая береза, где-то вдалеке крыши других домов, сугробы, повалившийся забор)
Откройте глаза. Такую картинку вы представляли? А теперь давайте раскрасим ее. Начнем с березы. Какого она цвета, давайте вспомним, прочитаем строками из стихотворения? (белая, …) Дом какого цвета? какой общий цвет преобладает на картине? (белый, потому что зима) какого цвета небо? (голубого, ясное утро)
Закройте глаза. Представьте наш рисунок в красках.
Откройте глаза. Такой вы представляли картинку?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.