Министерство образования, науки и
молодежной политики Нижегородской области
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
Тема: Проблема формирования беглости чтения на уроках литературного
чтения в начальной школе
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Обучающейся
Разумовой Нины Павловны
группы 412
Руководитель: Пещерова
Ольга Васильевна
Рецензент: Дурандина
Лариса Павловна
г.Городец, 2018
Объект исследования: процесс формирования навыка чтения.
Предмет исследования: проблема формирование навыка беглого чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Проблема исследования: каковы пути формирования навыка беглого чтения?
Гипотеза: если на уроках литературного чтения проводить целенаправленную работу над беглостью чтения, то это окажет положительное влияние на динамику качества чтения и уровня беглого чтения.
Понятийный аппарат
Цель исследования: выявление путей формирования навыка беглого чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия навыка чтения и беглость чтения в методической литературе;
Представить методические подходы к формированию беглого чтения;
Выявить уровень сформированности беглости чтения;
Организовать работу по формированию беглости чтения;
Выявить динамику уровня сформированности навыка беглого чтения;
Разработать рекомендации для учителя по формированию беглости чтения.
Понятийный аппарат
Навык чтения – залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку
Правильность чтения определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Навыки чтения
Беглость чтения – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.
Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация).
Название упражнения | Методика проведения упражнения | Планируемые результаты |
«Фотограф» | В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями. | Развитие кратковременной памяти |
«Кто самый внимательный» | Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. | |
«Разведчики» | На столе учителя лежат предметы (около 20). |
Упражнения, направленные
на формирование беглости чтения
Опытно-экспериментальная работа по формированию беглости чтения на уроках литературного чтения
Цель опытно - экспериментальной работы: выявить возможности формирования беглости чтения на уроках литературного чтения.
База исследования: МОУ КСШ №1 2 «А» класс
Сроки исследования: 20.04.2018 г. по 17.05.2018 года.
Возраст испытуемых: 8-9 лет
Количество испытуемых: 25 человек
Основные этапы | Цель | |
Диагностический блок | Диагностика качества чтения и беглости чтения | Провести «Диагностику для проверки техники чтения в начальной школе автора Мусихиной Л.И» для выявления сформированности читательских умений и качества чтения младших школьников. |
Развивающий блок | Апробация системы упражнений, направленных на формирование беглости чтения | Совершенствование навыка беглого чтения. Методическое сопровождение по совершенствованию навыка беглости чтения учащихся начальных классов |
Диагностический блок | Контрольный эксперимент. | Выявить уровень сформированности читательских умений и качества беглости чтения младших школьников |
Методический блок | Разработка методических рекомендаций для учителя по формированию беглости чтения | Методическая поддержка для учителя в развитии беглости чтения |
Содержание опытно – экспериментальной работы
№ урока | Тема урока | Срок проведения |
1. | «С.Я.Маршак «Друзья-товарищи»» | 23.04.2018г. |
2. | «Весеннее настроение. Идет матушка-весна» | 26.04.2018г. |
3. | «Призыв весны» | 27.04.2018г. |
4. | «Сад» русская народная песня. Птичка. А.Н.Плещеев» | 03.05.2018г. |
5. | «В.В.Версаев «Перелетные птицы» | 08.05.2018г. |
6. | А.С.Пушкин «Только что на проталинах весенних…»» | 10.05.2018г. |
7. | «А.Н.Толстой «Весна»» | 11.05.2018г. |
8. | «Саша Чёрный «Зелёные стихи» | 14.05.2018г. |
Серия уроков, проведенных во 2 классе,
направленных на развитие беглого чтения
Проведение целенаправленной работы над беглостью речи
положительное влияние на динамику качества чтения и уровня беглого чтения;
залог успешного учения в начальной школе.
Методические рекомендации для учителя
по формированию беглости чтения
На этапе речевой разминки целесообразно использовать такие упражнения как: «Медвежата», «Задуй свечу», «В лифте», «Лошадка», чтение чистоговорок и скороговорок.
На этапе первичное чтение текста и беседа по содержанию необходимо проводить такие упражнения как, «Фотограф», «Игра в прятки», «Буксир», «Спринт», «Постукивание», «Чтение с отрывом взгляда от текста», чтение «зашумленных слов».
Обобщая результаты проведённого
исследования, можно сделать вывод:
экспериментальная работа показала эффективность предлагаемой системы формирования навыка беглого чтения;
внедрение в практику разработанной системы формирования навыка беглого чтения;
повышение уровня овладения учащимися навыка техники чтения.
Министерство образования, науки и
молодежной политики Нижегородской области
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
Тема: Проблема формирования беглости чтения на уроках литературного
чтения в начальной школе
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Обучающейся
Разумовой Нины Павловны
группы 412
Руководитель: Пещерова
Ольга Васильевна
Рецензент: Дурандина
Лариса Павловна
г.Городец, 2018
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.