Дворянскому сословию предстояло приготовиться к ответственной патриотической роли: дворянство должно было стать проводником образования, знания.
(В. О. Ключевский).
Василий Осипович Ключевский
(1841-1911)
проследить:
как автор раскрывает свое понимание проблемы воспитания дворянина;
какую роль играет гражданское воспитание;
каким представляли истинного гражданина просветители –реалисты;
чем пьеса Фонвизина отличается от других.
ЦЕЛИ УРОКА
Словарная работа.
Что такое пафос?
Что такое оппонент?
Пафосом называют эмоциональный тон или настроение произведения, а также чувства, которые автор пытается вызвать, описывая события или поступки героев. В риторике пафосом, или патетикой, обозначают прием обращения к эмоциям.
Само слово произошло от греческого πάθος, что переводится как «воодушевление, страсть, возбуждение, страдание». Термин «пафос» первым предложил использовать древнегреческий философ Аристотель.
Тот, кто выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте
Синонимы: частичн.: противник
Антонимы: сторонник
Лицо, которому поручается оценка диссертации и выступление на учёном диспуте при её защите
От немецкого Opponent (← лат. opponens, opponentis возражающий ← opponere). В знач. ‘противник в споре’ в русском языке употребляется со второй половины XVIII в., в словарях - с 1806 г. Как ‘официальное лицо’ известно с середины XIX в.
«ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ
В ЛИТЕРАТУРЕ 18 ВЕКА».
I этап. Классицизм | II этап. Сентиментализм | III этап. Просветители-реалисты |
Человек- общественный субъект. | Человек живет личной жизнью. | Общество – «не герои» и «толпа». |
В своем произведении Фонвизин ставит две основные проблемы:
1) бедственность для России крепостного права, оно убивает лучшие качества человека, подневольные унижены, растоптаны, сами теряют чувство собственного достоинства.
2) рабство развращает самих помещиков. Русские дворяне превратились в Скотининых и Простаковых.
Д. И. Фонвизин
"Недоросль"
Поэтому остро встает проблема воспитания настоящего гражданина. Важная роль отводилась общественной мысли. Именно на нее, а не на усилия отдельных личностей возлагались главные надежды по преобразованию жизни на разумных основаниях, но ее следовало воспитать, вывести из тьмы невежества и устаревших взглядов.
Василий Осипович Ключевский
(1841-1911)
«Русские люди XVII в. встали перед необходимостью реформ в государстве. Им нужны были технические знания, военная промышленность. Для этого необходимо было переделать свое мировоззрение. Дворянскому сословию предстояло приготовиться к ответственной патриотической роли: дворянство должно было стать проводником образования, знания»
ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН
1722 г.— Петр I издал указ об обязательной службе дворян и обязательном обучении
Из архивов воронежского музея образования (Указ Петра I)
ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН
1731 г.-открыт Шляхетный кадетский корпус
Императрица в Шляхетском корпусе
Он разместился на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, в доме, ранее принадлежавшем князю Александру Меншикову.
На обучение принимали детей с 5-6 лет. Обязательным условием поступления было умение читать и писать. Кадеты обучались математике, истории и географии, артиллерии, фортификации, фехтованию, верховой езде и «прочим к воинскому искусству потребным наукам».
Императрица
Анна Иоанновна
(1730 -1740)
Также их учили немецкому, французскому и латинскому языкам, чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике. Обучение продолжалось 15 лет.
ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН
Шляхетный кадетский корпус был открыт как проявление заботы о подготовке к гражданской службе.
По окончании корпуса дворянский недоросль должен был выходить, знающим и военное дело, и гражданское.
Правительство не допускало ни малейшего послабления в учебной повинности дворянства: устанавливало экзамены, побуждало родителей
заботиться о домашней подготовке детей,
предоставляло значительное преимущество по службе.
ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН
В 1736 г. был издан указ, разрешивший помещикам «для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень» не отправлять одного из сыновей на службу, оставив его «в доме своем для содержания экономии ». Молодым дворянам предписывалось являться на службу в 20 лет, а прослужив 25 лет,
При Петре I молодые дворяне должны были с 16 – 17 лет нести пожизненную службу.
они получали право на отставку. Если же из-за ран офицер оказывался негоден к службе, то мог получить отставку и не достигнув 45 лет.
Разрешив помещикам оставаться в имениях, государство
заботилось не только о повышении их благосостояния, но
и росте казенных доходов, ведь без хозяйского надзора
имения разорялись, что вело к росту недоимок.
Этот герой является отставным сержантом, он подрабатывает, преподавая у нерадивого парня, которого зовут Митрофаном. Дополнительно мужчина оказывает помощь чиновникам, среди которых имеются те, кто совсем не может считать. У персонажа довольно необычная фамилия, которая напрямую указывает на род его деятельности. Цыфиркин обучает своих учеников азам арифметики. Он отличается крепким телосложением и внушительными размерами. Отставной сержант является ответственной, честной и доброй личностью. Убедиться в наличии этих качеств можно при рассмотрении эпизода, где Цыфиркин осознанно не принимает денежное вознаграждение за обучение нерадивого Митрофана, так ничего и не понявшего в математической науке. Краткий эпизод в комедии повествует, что мужчина на протяжении 2 лет нес службу в рядах российской армии, после чего решился сменить род деятельности.
ЦЫФИРКИН
Фамилия не только указывает на занятие Цыфиркина, но и напоминает о «цифирных школах», открытых по приказу Петра I в 1714 г. На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших двадцать лет службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование. Цыфиркин вполне оправдывает рассуждение Стародума о том, что просвещение души выше просвещения ума, выше образованности.
Вральман является бывшим кучером, из всех учителей Митрофана он наиболее высокооплачиваемый. Основная обязанность мужчины заключается в изложении французского языка и светских манер, принятых в высшем свете того времени. Вральман отличается ужасным произношением, и если Цыфиркин с Кутейкиным предпринимают хоть какие-то действия ради обучения юноши, то он даже не пытается заниматься преподавательской деятельностью.
«Эксперт» по французскому языку чрезмерно ленив и хитер. Об этом несложно догадаться, разложив его фамилию на «враль» и «ман», кстати, происхождение у нее немецкое. Его мнение поддерживает Простакова, которая считает, что нет необходимости пичкать подростка бесполезными науками. Так уж сложилось, что неграмотный недоросль берет уроки у непрофессионального учителя, которому выплачивается самое высокое жалование.
ВРАЛЬМАН
Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых не только были никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.
Фигура учителя-иностранца, не сведущего в науках, станет чуть ли не обязательным элементом русской комедии после Фонвизина. По изданному в середине XVIII в. указу иностранцы, желавшие стать учителями в частных домах или содержать пансионы, обязаны были сдавать экзамены в Московском университете или в Петербургской академии наук. Лица, принимавшие иностранцев для обучения детей без аттестата, подвергались штрафам. Значит, все сделано в обход закона; полиция не следит за исполнением указа, и это тем более плохо, что, по мысли Фонвизина, невежа-иностранец, обучающий помещичьего сына, неумолимо приводит своего питомца к нравственной деградации, тогда как правильное воспитание - залог пробуждения в человеке высоких добродетелей и гражданских доблестей.
Адам Адамович
Вральман
КУТЕЙКИН
Кутейкина преподаёт Митрофанушке 2 предмета — литературу и грамоту. Этот человек в былые времена прошел обучение в семинарии, после чего стал священнослужителем. Несмотря на посещение семинарии, персонаж не получил должного образования и знаний, поскольку наплевательски относился к учебе, не проявлял интереса к чему-то новому и познавательному. Теперь он берется преподавать малограмотному Митрофану. В течение 3 лет он трудился с подростком, обучая его азам грамматики и чтения. Однако результат оказался плачевным. По натуре Кутейкин — противоположность Цыфиркина, он: расчетливый; очень злой; трусливый.
Абсурдность всей истории с этим персонажем раскрывается в эпизоде, когда он предъявляет претензии к своим работодателям и требует возместить ущерб за стоптанные во время обучения сапоги. В ответ на подобное заявление Стародум с Правдиным предлагают несостоявшемуся священнослужителю изложить свои претензии Простаковой, после чего тот отказался от своей затеи.
КУТЕЙКИН
Фамилия указывает на род занятий («кутья» — поминальная трапеза, рис с изюмом; место, на которое в церкви ставится кутья, — «кутейник»). Речь Кутейкина пестрит вызубренными цитатами из церковных текстов.
«Библейское» выражение, которое он заставляет Митрофана повторить: «Аз есмь скот», — непосредственно восходит к «Естественной истории» Бюффона, французского натуралиста, биолога, математика, естествоиспытателя и писателя XVIII в., и имеет прямое отношение ко всей комедии. Согласно Бюффону, человек — высокоорганизованное животное, наделенное разумом и душой. Если рассудок управляет человеком не больше, чем скотом, то человек «оскотинивается», что и происходит с Митрофаном, Простаковой и Скотининым.
Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами?
Учителя Митрофанушки изображены в комедии псевдопедагогами, они не имеют никакого отношения к наукам и преподавательской деятельности.
Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетается комическое и трагическое, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.
В комедии сталкиваются два типа воспитания: «старинное» и новое, послепетровское. Идеал Простаковой — духовный застой. Фонвизин идёт дальше — он связывает проблему воспитания с социальными проблемами комедии.
В этом смысле очень значимы заключительные слова Стародума:
«Вот злонравия достойные плоды!»
Тем самым плоды
дурного воспитания связываются с
влиянием крепостного
права, которое одинаково пагубно как для народа,
так и для дворянства.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
1 группа.
3 группа. Расскажите о взглядах Стародума
-на воспитание (5д., явл.1)
-на роль денег в жизни человека (3д.,явл.2). Выпишите цитаты.
4 группа. Расскажите о взглядах Простаковой
-на государственную службу. (4д.явл.8)
-на образование (4д.явл.8)
Выпишите цитаты.
5 группа. Расскажите о взглядах Простаковой
- на воспитание (1д.,явл.5)
-на роль денег в жизни человека (1д.,явл.7). Выпишите цитаты.
ВЗГЛЯДЫ | ПРОСТАКОВА | СТАРОДУМ |
На государственную службу | «У нас всякий того и смотрит, что на покой» (IV, 8) | «Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего. Степень знатности рассчитываю я по чину дел, которые господин сделал для отечества» (IV, 2) |
| «Без наук люди живут и жили... Да что за радость — выучиться» (IV, 8) | «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище» (V, 1; IV, 2) |
| «Из... фамилии Простаковых... на боку лежа летят... в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?» | «Воспитание должно быть залогом благосостояния государства... что для отечества может выйти из Митрофанушки... нравственное воспитание сынка поручают рабу крепостному... (V, 1) |
| «Десять тысяч. То-то дядюшка, то-то отец родной!» | «Наличные деньги — не наличные достоинства» (III, 2) |
СТОЛКНОВЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ
К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью являются отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан.
Именно фамилии намекают читателю на принадлежность героя либо к положительным, либо к отрицательным действующим лицам с первого его появления.
Комедия Фонвизина «Недоросль» написана в лучших традициях российского классицизма. Соответственно действующие лица в произведении четко разделены на положительных и отрицательных, а их имена и фамилии ёмко характеризуют и обнажают основные черты персонажей.
ПРОСТАКОВ - простак и глупец, на это нам и указывает его фамилия. Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Простаков совершенно меркнет и теряется на фоне своей жены, выглядит более пассивным.
Предпочитает не иметь своего мнения (сцена с шитьём кафтана): «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный и бесхребетный, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Терентий Простаков
Она убеждена в том, что образование излишне и
даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься.
Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства,— сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё.
ПРОСТАКОВА в отличие от мужа не является такой простой. Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Изображена необразованной, хитрой и злобной "бабой", которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Тарас Скотинин
СКОТИНИН - скотиноподобный, скотолюбивый. Довольно ироничной фамилия кажется тогда, когда читатель узнаёт о его единственной страсти — свиньях и всё, что с ними связано. «Люблю свиней…», «В деревеньках ваших водятся ли свинки?», « Я и своих поросят завести хочу», «…как черта изломаю… будь я свиной сын…»
Это придаёт его образу некое
подобие животного.
МИТРОФАН - в переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать". Недоросль, избалованный и глупый юноша шестнадцати лет, за которого все всегда делала мать, няня или слуги. Переняв от матери любовь к деньгам, грубость и неуважение к родным (Простакова готова обмануть родного брата, лишь бы уладить выгодный для нее брак), а от отца полную безвольность, он ведет себя как маленький ребенок – не хочет учиться, тогда как женитьбу находит веселой забавой.
В комедии присутствуют не только говорящие фамилии, но и имена, которые не хуже раскрывают сущность героя.
Полной противоположностью Митрофана является СОФЬЯ - по-гречески означает "мудрость". Она действительно является разумной, умной, приличной и доброй девушкой. Честная и образованная. «Бог дал тебе все приятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум.
Фамилии положительных героев в произведении "Недоросль" Д. И. Фонвизина
СТАРОДУМ - "старые думы", придерживается старины, старинных дворянских добродетялей, что указывает на его мудрость. Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора.
Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе.
Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей.
Фамилии положительных героев в произведении "Недоросль" Д. И. Фонвизина
ПРАВДИН - "Стоит за правду". Это государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания.
Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. «Из подвига сердца моего не оставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьми своими власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».
МИЛОН - милый молодой человек, красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил, но он достаточно скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума.
Нет меж живущих людей,
да не может и быть безымянных:
В первый же миг по рождении каждый,
убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает. Гомер.
"В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм... <...> Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица." (Г. А. Гуковский, 1935 г.)
Почему именно эти слова историка Ключевского являются эпиграфом нашего урока?
Новая роль дворянства в обществе, возможность преобразований в обществе только посредством просвещения
В чем заключается гражданственный пафос комедии?
Дворянскому сословию необходимо приготовиться к новой ответственной патриотической роли, необходимо переделать свое мировоззрение, т.к. общество встало перед необходимостью реформ.
ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА
ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА И РЕАЛИЗМА
Несмотря на то что пьесу, написанную в конце 18 века, относят к направлению классицизм, ей присущи и черты реализма, становление которого происходило в первой половине 19 века в творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, так что практически в ней осуществлен сплав двух направлений.
ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА
В результате всех отступлений от классицистических предписаний у Фонвизина получилась комедия, в которой, как в зеркале, предстала русская действительность XVIII в. с ее простой и невеселой правдой, с ее омутом невежества и дикости, с ее потребностью в воспитании и преображении нового поколения дворян. Вместе с тем поднятые писателем проблемы имели настолько обобщенное, не зависящее от конкретной эпохи значение, что сохранили свою остроту для многих поколений последующих эпох. Давным-давно уже нет самодержавно-крепостнического строя, по мнению Фонвизина, калечившего души крестьян и дворян, но сегодняшние читатели смеются над персонажами его комедии так же, как и два столетия тому назад, узнавая в них современных «недорослей»; а лучшие афоризмы из фонвизинской пьесы по сей день звучат в повседневной русской речи.
Уродливую правду жизни, отразившуюся в «Недоросле», отметил Н. В. Гоголь: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего карикатурного: всё взято живьем с природы…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.