Современный человек, человек будущего не может жить без книг. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили
Современный человек, человек будущего не может жить без книг. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили
Объект исследования: процесс формирования метапредметных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: процесс формирования метапредметных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения младших школьников.
Проблема: каковы возможности уроков литературного чтения в формировании метапредметных универсальных учебных действий?
Гипотеза: если на уроках литературного чтения проводить целенаправленную работу по формированию метапредметных УУД, то это окажет положительное влияние на динамику уровня сформированности данной группы УУД.
Цель исследования: изучение путей формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Понятийный аппарат исследования
Задачи:
1. Раскрыть сущность УУД на основе анализа научной, учебной и методической литературы;
2. Рассмотреть пути формирования метапредметных УУД на уроках литературного чтения;
3. Выявить особенности формирования метапредметных универсальных учебных действий в УМК «Школа 2100»;
4. Провести и представить результаты констатирующего эксперимента;
5. Подготовить и апробировать формирующий эксперимент;
6. Реализовать и представить результаты контрольного эксперимента;
7. Сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Понятийный аппарат
исследования
в узком смысле слова –
совокупность способов действия учащегося , обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса .
Универсальные учебные действия
(По А. Г. Асмолову)
функции
Понятие «универсальные
учебные действия »
классификация
в широком смысле слова - умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Пути формирования
метапредметных УУД
Регулятивные УУД | Познаватель-ные УУД | Коммуника- |
1)Составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); | 1)Знакомство с интерпретацией; | 1)Методика учебной дискуссии; |
Организация
опытно-экспериментальной работы
Цель опытно – экспериментальной работы: выявить уровень сформированности метапредметных универсальных учебных действий младших школьников посредством уроков литературного чтения в УМК «Школа 2100».
База исследования: МБОУ СШ № 3, г. Заволжья, 2 «а» класс
Сроки исследования: 20.04.2015 по 15.05.2015 года.
Возраст испытуемых: 8 – 9 лет.
Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень сформированности метапредметных УУД младших школьников на начало исследования.
Задания:
- Составь алгоритм по выразительному чтению;
- Выскажи свою точку зрения;
- Выбери правильный ответ из числа предложенных;
4, 5 - Продолжи предложения, опираясь на текст учебника.
Результаты исследования представлены в виде диаграммы.
Формирующий эксперимент
Цель: повысить уровень сформированности метапредметных УУД младших школьников во время исследования.
Разработка системы уроков по литературному чтению, направленных на формирование метапредметных УУД:
№ | Автор, тема |
1. | Г. Цыферов «Град», «Про чудака лягушонка». |
2. | В. Хмельницкий «Необычное в обычном мире», «Соловей и Бабочка». |
3. | В. Хмельницкий «Гора, «Снег и скрипка». |
4. | Б. Сергуненков «Кот белый – кот черный». |
5. | «Уроки творчества Дж. Родари». |
6. | «Внеклассное чтение. Сказки – миниатюры». |
7. | «Веселые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева». |
8. | «Веселые стихи (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется». Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!» |
9. | «Поэт и заходящее солнце». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.