Как показатели психологической безопасности образовательной среды выделяют:
- низкий уровень психологического насилия;
- преобладание диалогической направленности субъектов общения;
- позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;
- преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;
- высокий уровень удовлетворенности образовательной средой.
(Секач М.Ф. и Семанюк Э.Э.)
Основные угрозы психологической безопасности образовательной среды 1) Психологическое насилие в процессе взаимодействия - физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания. Следствие – получение ребенком психологической травмы
2.Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения. Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью.
3. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении. Следствие – неэффективность психологического сопровождения участников образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение - это специально организованная система,процесс взаимодействия (социокультурного, профессионального и личностного) двух субъектов образовательного процесса (педагога и психолога), основанный на совместной работе, направленный, прежде всего, на обеспечение условий образовательной среды, обеспечивающей становление и развитие личности ребенка.
Цель психологического сопровождения - формирование единого методического пространства, способствующего росту профессионального мастерства через развитие и повышение:
- психологической готовности, к которой относят: социально-психологическую, когнитивную, личностную готовность всех субъектов образовательного процесса;
– психологической грамотности, выражающейся во владении психологическими и психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками;
– вооруженности педагогов и сотрудников психологической службы психологическими методами диагностики и коррекции уровней обученности, воспитанности, когнитивного и личностного развития детей;
-владение и активное использование педагогами методов самопознания, самооценки и саморазвития, необходимых для выработки оптимального индивидуального стиля педагогической деятельности и педагогического общения;
– коммуникативная компетентность;
– социально-психологический и эмоциональный климат.
В основе сопровождения лежит оказание помощи педагогам в осознании богатства собственной личности, имеющихся ценностей, формирование потребности в развитии и становлении новых ценностных качеств, культурных умений, необходимых для успешной реализации в профессии, осуществляемой большей частью как поддержка личности в саморазвитии.
Психологический анализ показывает, что человек, не имеющий психологической защищенности, не обладающий внутренним ресурсом сопротивляемости негативным воздействиям, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность для своего эффективного функционирования.
Задача службы сопровождения – защита (создание безопасности) личности всех участников образовательной среды через создание условий для наиболее полноценного развития и реализации их индивидуальных потенций
Принципы работы с педагогическим коллективом- Осведомленное согласие;- Последовательность, системность, научность;- Учет индивидуально-психологических особенностей личности педагога;- «Не навреди».
Необходимо проводить систематическую работу с педагогическим коллективом с целью профилактики эмоционального выгорания и создания ресурса для обеспечения психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.
Профессиональное самосохранение предполагает повышение социально-психолого-педагогической компетентности педагога, профессионального роста, техники самофутурирования, социальной активности, самомониторинг личности, повышение уровня педагогической толерантности.
Эффективной формой психокоррекционной работы с педагогом является включение последнего в разнообразную продуктивную творческую деятельность через участие в творческих коллективах художественной самодеятельности, клубах-студиях, где педагоги могут реализовать свой творческий потенциал.
Продуктивно влияет на самосохранение педагогов включение их в творческую исследовательскую деятельность. Педагоги могут посещать занятия тренингов эффективного реагирования, коммуникативных навыков, педагогической компетенции, на которых будут иметь возможность расширить свой поведенческий сценарий, апробировать новые модели поведения, получить обратную связь на отреагирование эмоций их привычным способом и т. д.
Традиционные формы работы с педагогическим коллективом:
-участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы;
- проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов;
- проведение с педагогами психологических тренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия.
-индивидуальные консультации для педагогов по вопросам поиска форм и методов работы с воспитанниками, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
-наблюдение за деятельностью целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий.
-совместная с педагогом разработка занятий, организации деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, познавательных интересов и потребностей детей.- организация «круглых столов», дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений и взаимодействия.
Педагог-психолог определяет объект, предмет и средства психолого-педагогического сопровождения, разрабатывает определенные тактики сопровождения, реализует общую стратегию сопроводительной деятельности в учреждении.
Обучение психологической безопасности должно быть направлено на формирование эмоциональной культуры всех субъектов образования. Только сознательная и ответственная, слаженная коллективная работа всех профессиональных участников образовательного процесса может создать атмосферу психологической безопасности, выступающую самым базовым условием успешности обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.