Презентация "Работа с текстами физического содержания"

  • pptx
  • 28.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа с текстами физического содержания.pptx

Работа с текстами физического содержания при подготовке обучающихся к ГИА

Савостина Светлана Анатольевна,
учитель физики
МАОУ «Лицей «Дельта» г. Перми

Функциональная грамотность:

умение самостоятельно добывать информацию;
анализировать информация;
структурировать информацию;
эффективно использовать информацию.

Естественнонаучная грамотность

отражает общий уровень культуры общества и человека, говорит о его способности к использованию естественнонаучных знаний;
умение выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.

Смысловое чтение

Действия смыслового чтения:
осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
определение основной и второстепенной информации;
формулирование проблемы и главной идеи текста.


Требования к умению работать с текстами физического содержания:

понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
использовать информацию из текста в измененной ситуации;
переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Типы текстов

Текст с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни
Например: текст «Цвета неба и заходящего Солнца». Какая часть заходящего Солнца (верхняя или нижняя) выглядит более красной? Ответ поясните. Решение: более красной выглядит верхняя часть заходящего Солнца, так как лучи, идущие от нее, проходят до наблюдателя больший путь, чем лучи, идущие от нижней части, а, следовательно, больше «очищаются» от желтых, зеленых и фиолетовых, которые рассеивает атмосфер).
Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики
Например: текст «Токи Фуко». Какой железный сердечник будет больше нагреваться в переменном магнитном поле: сердечник, набранный из тонких изолированных пластин, или сплошной сердечник? Ответ поясните. Решение: сплошной сердечник будет нагреваться больше, поскольку он имеет меньшее электрическое сопротивление, чем сердечник, набранный из тонких изолированных пластин. Соответственно, сила вихревого тока в нем будет больше.
3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики
Например: текст «Принцип работы СВЧ-печи». Для разогрева пищи в СВЧ-печи нельзя использовать посуду из: 1) меди; 2) стекла; 3) фарфора; 4) керамики.

Типы текстов

Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека
Например: текст «Ультрафиолетовое излучение». Для получения максимального бактерицидного эффекта целесообразно использовать: 1) ультрафиолет-А; 2) ультрафиолет-В; 3) ультрафиолет-С; 4) естественный ультрафиолет).
Тексты общекультурного содержания
Например: текст «Атмосферное давление». Если в опыте Герике заменить полушария на «полупараллелепипеды» – кубы со стороной 0,5 м и без одной грани, то с какой силой они будут прижиматься друг к другу при атмосферном давлении 760 мм рт.ст.? Дайте развернутое решение. Решение: сила, с которой кубы будут прижиматься друг к другу, равна произведению давления (760 мм рт.ст.= 105 Па) на площадь грани куба, т.е. получаем: F = p ∙ S = 105 Па ∙ 0,25м2 = 25 кН.

Типы текстов

Сюжетная (текстовая) задача
Дорожные видеокамеры
Для исследования безопасности дорожного движения в настоящее время используют видеокамеры. Их обычно ставят на опасных участках дороги: на подъемах, узких участках, на поворотах и т.д. На видеокамере можно наблюдать за тем, как быстро движутся машины на этой дороге, на каком расстоянии друг от друга они едут и какую часть дороги они используют при движении. Затем на дорогах устанавливаются разделительные полосы и дорожные знаки, ограничивающие скорость движения и запрещающие обгон. Теперь на видеокамере можно увидеть: движутся машины быстрее или медленнее; ближе или дальше друг от друга располагаются машины; ближе к краю дороги или к центру движутся машины.

Задания к тексту
1. При большой скорости водителям рекомендуется между своей и движущейся впереди машиной оставлять большее расстояние, чем при движении с небольшой скоростью, так как быстро движущейся машине требуется больше времени, чтобы остановиться. Объясните, почему быстро движущейся машине требуется больше времени, чтобы остановиться, чем машине, которая едет медленно.
2. Сотрудник ГИБДД на видеокамере видит, что машину А, скорость которой 36 км/ч, обгоняет машина Б, движущаяся со скоростью 72 км/ч. Насколько быстрее едет машина Б по сравнению с машиной А?
1) 0 км/ч ; 2) 18 км/ч; 3) 36 км/ч; 4) 60 км/ч; 5) 105 км/ч
3. На данном участке дороги дорожный знак, ограничивающий скорость движения до 40 км/ч. Какая из машин едет с нарушением правил дорожного движения?
1) Машина А
2) Машина В
3) Обе машины

Ответы и комментарии к заданиям

Задачи

Научиться выделять главную мысль текста или его частей
Научиться понимать информацию, содержащуюся в тексте
Научиться преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования
Научиться применять информацию из текста в измененной ситуации
Научиться критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации

Методические приемы организации работы с информацией физического содержания

алгоритмы («Закон Ома для участка цепи». Задание. Прочитайте предложенный текст. Пользуясь обобщенным планом описания физического закона, на основе предложенного текста и текста учебника охарактеризуйте закон Ома для участка цепи);
сравнение (сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера, этот прием можно использовать на уроках физики при составлении характеристики процессов, явлений, приборов, например, Ф.И. Тютчев. «Фонтан»);
«знаем / хотим узнать / узнали» («инсерт» - самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и размышления. Читая, ученик делает пометки в тексте: «v» – уже знал, «+» – новое «–» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы, нужно вернуться, нужно найти ответ в других источниках);

Методические приемы организации работы с информацией физического содержания

синквейн – стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами (1 строка – заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного, 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола, 4 строка – фраза, несущая определенный смысл (4 слова), 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Например, текст «Радуга», строчка 1 – радуга, строчка 2 – семицветная, круглая, строчка 3 – появляется, наблюдается, изменяется, строчка 4 – атмосферное оптическое явление, строчка 5 – преломление);
составление графических систематизаторов (блок-схемы, диаграммы, ментальные карты, кластеры);
«лови ошибку» (учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы);
«Тонкие» и «толстые» вопросы («Толстые» вопросы Объясните почему…? Почему вы думаете…? Предположите, что будет если…? В чем различие…? Почему вы считаете…? «Тонкие» вопросы Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?).

Интернет-ресурсы

1. http://class-fizika.narod.ru/8_27.htm
2. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
3. https://www.elektro.ru/articles/detail/istoriya-vozniknoveniya
lamp-nakalivaniya-i-ikh-kharakteristika/
4. https://www.elektro.ru/articles/detail/kakimi-yavleniyami
soprovozhdaetsya-elektricheskiy-tok/
5. https://citaty.su/kratkaya-biografiya-georga-oma
6. https://ethnomir.ru/articles/istoriya-fontanov/
7. https://foxford.ru/wiki/fizika/elektroskop-i-elektromet
8. Учебно-методическое пособие «Работа с текстами физического содержания» авторы Н.Б. Розова, Е.Б. Якимова