Министерство образования, науки и
молодежной политики Нижегородской области
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
Тема: Развитие личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения
г. Городец, 2018
Обучающейся 412 группы
Кузнецовой Марии Юрьевны
Руководитель: Пещерова Ольга Васильевна
Рецензент: Дурандина Лариса Павловна
«Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё…, пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём»
Ю. Ф. Карякин
Тема: Развитие личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития личностных УУД младших школьников.
Предмет исследования: развитие личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения.
Проблема исследования: каковы возможности уроков литературного чтения в развитии личностных УУД младших школьников?
Методологический аппарат
Методологический аппарат
Задачи исследования:
Дать общую характеристику УУД.
Раскрыть сущность личностных УУД.
Изучить методические основы формирования личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения.
Изучить уровень сформированности личностных УУД учащихся на уроках литературного чтения.
Организовать практическую работу по развитию личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения.
Разработать методические рекомендации для учителя по развитию личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: изучение возможностей уроков литературного чтения в развитии личностных УУД.
Важнейшая задача современной
системы образования
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.
На развитие личностных УУД направлены задания
интерпретация текста
анализ характеров и поступков героев
высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией
Образовательные технологии
для развития личностных УУД
Название технологии | Формируемые личностные УУД |
Технология проблемного диалога | Стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения |
Проектная деятельность | Формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов |
ИКТ-технологии | Позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации |
Технология ситуативного обучения | Формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия |
Технология продуктивного чтения | Формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения |
Технология уровневой дифференциации | Формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели |
Практическая работа по формированию личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения
Основные этапы | Цель |
Диагностики развития личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения | Выявить уровень развития личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения. |
Планирование и проведение серии уроков литературного чтения по развитию личностных УУД младших школьников. | Совершенствование литературного развития младших школьников |
Разработка рекомендаций для учителя. | Методическое сопровождение по развитию личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения. |
База практики: МБОУ «Пафнутовская основная школа»1 класс
Учителю очень важно содействовать воспитанию реальной самооценки младших школьников, пополнять их знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые личностные УУД |
Беседа по восприятию | -Понравилась ли вам сказка? | -Да/нет. | высказывать своё мнение по прочитанному произведению; |
Беседа по содержанию | -Ребята, где происходили события этой сказки? | -Все действия сказки происходят в деревне, в крайней избе. | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
Концептуальная беседа | - Дайте характеристику солдату. Какой он? Почему? | - Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. - Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя. | выражать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
Тема: «Русская народная сказка «Каша из топора»
Цель: создание условий для знакомства учащихся с новым видом сказок (социально-бытовой) на примере сказки «Каша из топора».
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.
Каждому учителю нужно помнить, что:
Каждый ребенок – индивидуален.
Важно раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества, и умения.
Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика.
Главным является личность, которую вы формируете.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.