Русская философия
Русская философия - собирательное название философского наследия русских
мыслителей.
В историографии нет единого мнения касательно истоков русской философии, её периодизации и её культурного значения.
Феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Русская философия
Этапы развития русской философии
1 | Древняя и средневековая русская философия | XI-XVII вв. |
2 | Русское Просвещение | XVIII – первая четверть XIX в. |
3 | Российский духовный ренессанс | Вторая четверть XIX в. – 1917 г. |
4 | Советский период русской философии | 1917 – 1991 г. |
5 | Постсоветский период русской философии | С 1991 г. |
Особенности русской философии
Пристальное внимание к социальной проблематике
Народопоклонство – ощущение долга перед народом
Этическая направленность
Спор западников и славянофилов
Философско – художественный комплекс
Пристальное внимание к религиозной проблематике
П.Я. Чаадаев (1794 – 1856)
У истоков западничества находятся идеи П.Я.Чаадаева. Родился в семье богатого помещика. Не окончив Московский университет, в Отечественную войну 1812 г. ушёл добровольцем в армию. Дошёл с русской армией до Парижа, получив многие награды. Чаадаева ожидала блестящая карьера на военном поприще, но он ушёл в отставку.
На рубеже 1820-1830-х гг. пишет «Философические письма». Николай I объявил автора сумасшедшим и отправил его под домашний арест с присмотром врачей и полиции. Чаадаев умер в одиночестве, в чужом доме от воспаления лёгких.
Первое «Философическое письмо» из восьми было опубликовано в 1836 г. Ещё пять были опубликованы в 1935 г., а два оставшихся – только в конце 1980-х гг.
«Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок…С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь».
П.Я.Чаадаев
Философские письма
Философия славянофильства
Русские славянофилы имели предшественников в лице так называемых «самобытников». Это были литераторы и историки, входившие в редакцию журнала «Москвитянин» и выступавшие с критикой европеизации России. Славянофилы отличаются от них тем, что именно они подвели под идею самобытного русского пути философскую основу. К основателям славянофильства обычно относят братьев Киреевских, A.C. Хомякова, Ю.Ф. Самарина и К.С. Аксакова. Но оригинальными теоретиками и идейными вдохновителями в этом кругу, безусловно, были И.В.Киреевский и A.C. Хомяков.
А.С. Хомяков (1804 – 1860)
Родился в старинной дворянской семье. Он учился и воспитывался в основном дома. Получил строгое религиозное воспитание. Уже в раннем детстве выявились многочисленные таланты Хомякова: он с одинаковым успехом занимался иностранными языками, фехтованием, математикой, словесностью, сочинял неплохие стихи.
Главная тема творчества – осмысление истории человеческого общества и выяснение в ней судьбы России, ее исторической миссии.
И.В. Киреевский(1800 – 1856)
Принадлежал к старинному дворянскому роду и, подобно Чаадаеву, первоначальное образование получил у домашних учителей. Его отец умер рано, и воспитанию детей посвятила себя мать Киреевского, состоявшая в близком родстве с поэтом Жуковским. Ее вторым мужем стал некто Елагин — поклонник философии Канта и Шеллинга. Работы последнего он переводил на русский язык.
Может быть, именно под его влиянием в юности Иван Киреевский очень заинтересовался философией и всей культурой Западной Европы.
Философия русского космизма
Это целое направление русской культуры, включающее не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников, которым было присуще ощущение причастности человечества космическому бытию.
Одной из главных черт космизма является стремление активно воздействовать на мир в желательном направлении.
Именно в России, открывшей позднее реальный путь человечеству в космос, начиная с середины XIX в. Сложилось уникальное направление философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы, ученые, писатели как В.И. Вернадский, К.Э Циолковский, Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский, И.А. Ефремов и другие. Но начальный этап формирования космизма связан с именем Николая Федоровича Федорова.
Н.Ф. Федоров (1829 – 1903)
Вообще философская концепция Н.Ф. Федорова представляют собой оригинальный подход к решению традиционной проблемы русской философии, имеющей свое начало еще в древнерусской мысли — это проблема воскресения и спасения человека в Боге.
Н.Ф. Федоров значительно и решительно расширяет рамки этой проблемы, поднимая ее до вопроса о спасении всей Вселенной от зла. И в этом смысле философия Н.Ф. Федорова — это оригинальная религиозно-мистическая и даже религиозно-фантастическая концепция. Она недаром получила именование "философии общего дела", ибо именно идея "общего дела" всего человечества лежит в ее основе.
В.С. Соловьев (1853 – 1900)
Родился в семье известного русского историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева.
По материнской линии он — родственник Григория Сковороды. Владимир был одним из девяти детей и, судя по собственному позднему признанию, очень впечатлительным ребенком.
Н.А. Бердяев (1874 – 1948)
Родился в Киеве в семье потомственных военных. Его дед был кутузовский генерал. Мать — урожденная княгиня Кудашева. По семейной традиции Бердяева отдали в Киевский кадетский корпус. Но военная карьера его не прельстила, и окончив корпус, он в 1894 году поступил на естественный факультет Киевского университета, а в 1895 году перешел на юридический.
Крупнейшие произведения :
"Смысл творчества",
"Судьба России",
"Философия неравенства", "Самопознание".
Последнее произведение относится к уникальному жанру — философской автобиографии.
Ф.М. Достоевский (1821-1881)
Родился в Москве в дворянской семье. По окончании Главного инженерного училища в Петербурге начинает заниматься литературным творчеством, которое благосклонно было принято критиками. В это время он также увлекается революционными идеями.
В 1849 г. за «антиправительственную деятельность» был арестован и приговорён к смертной казни. В момент ожидания казни прибыл курьер с указом о замене казни каторгой. Девять лет Достоевский проводит в остроге и ссылке. В 1859 г. возвращается в Петербург, где занимается писательским трудом.
Список рекомендованной литературы
Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2017, 480 с.
Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2019, 256 с.
Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018, 304 с.
Интернет-ресурсы:
http://labrip.com/
http://www.filosofia-totl.narod.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.