Ювелирное искусство
(от нем. Juwel или голл. juweel - драгоценный камень), изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых драгоценных цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью В ювелирном искусстве применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металлозернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение, резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), филигрань, зернь, чернь, эмали(финифть), инкрустация, травление, полировка и др., механические приёмы обработки - штамповка, вальцовка и др.
Ювелирное искусство
Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного искусства (в том числе народного). Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия ювелирного искусства играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов)магический смысл. В процессе исторического развития социально престижное значение изделий ювелирного искусства чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магические представления. Вплоть до XX в. ювелирное искусство остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.
История. «Звериный стиль»
В Древнем мире ювелирные изделия олицетворяли знатность и богатство их владельца; они служили не только украшениями, но и печатями, и амулетами, призванными защищать хозяина своей магической силой; был распространён звериный стиль.
Ювелирное искусство Египта
Пектораль царевны Меререт Около 1840 до н. э. Золото, сердолик, лазурит, фаянс 7,9 х 10,5 см Египетский музей Каир
На высокой ступени развития находилось ювелирное искусство Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и так называемая холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками).
История. Средние века.
В Средние века мастерство ювелиров было направлено в основном на украшение предметов церковной утвари. Изготавливались великолепные золотые или серебряные оклады икон и богослужебных книг,
украшенные драгоценными камнями, чеканные литургические сосуды.
Ювелирное искусство Востока
В ювелирном искусстве мусульманских стран Востока большое значение получили отвлечённый геометрический или растительный орнамент и каллиграфия; в раннем средневековье золото и серебро обычно заменялось бронзой, с XIII в. в придворном ювелирном искусстве всё чаще стали применять драгоценные металлы (обработанные в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) и камни; в народном ювелирном искусстве широкое распространение получило сочетание серебра с бирюзой и сердоликом.
Ювелирное искусство Индии
Особая пышность украшений характерна для ювелирных изделий средневековой Индии, где рано распространилось искусство огранки алмазов. Мастера средневекового Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов -коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражательные свойства, сколько окраску или даже природную фактуру. Многочисленные первоклассные образцы ювелирного искусства были найдены при археологическом изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.).
История. Эпоха Возрождения.
Брошь "Леда и лебедь" Челлини, Бенвенуто
16 век. Золото, лазурит, жемчуг. Музей Борджелло Флоренция.
Ювелирные изделия эпохи Возрождения отличаются совершенством композиции, тщательностью проработки, богатством фантазии. К ювелирному искусству обращались прославленные мастера (А. Дюрер,Х. Хольбейн Младший,Б.Челлини). Излюбленными типами изделий были нагрудные подвески и украшения для шляп.
В Италии расцветает искусство резьбы по камню.
Во Франции славилась школа лиможской эмали.
История. Русь.
Для Киева XI-XII вв. особенно
характерны изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода XI-XII вв. -серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для искусства владимиро-суздальской школы XII-XIII вв. - различные изделия (браслеты и т. д.) с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля XIV-XV вв.
оклады икон и Евангелий, складни и т. д. со сканью, чеканкой, басмой (тиснением),эмалью и литыми изображениями. В XVI в. (когда общерусским центром ювелирного искусства стала Москва) особое
распространение получили чернь и эмаль, в XVII в. В XVII в.развиваются и многие местные школы древнерусского ювелирного искусства -сольвычегодская (мастерские Строгановых), ярославская и др.
Русское ювелирное искусство
С центром в Петербурге ювелирное искусство развивается в русле общеевропейских художественных стилей,
но сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров.
ВXVIII в. складывается великоустюжское чернение по серебру.
В XIX в. в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия П. Ф.Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И. И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия).
В начале XX в. - фирма Оловянишниковых
(культовые изделия в различных техниках).
Высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и др.) изготовляли фирма Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М. Перхина и
др.).
Русское ювелирное искусство XVIII в
В 1721 году Россия стала империей, а обряд венчания на царство заменили коронацией. В связи с этим в России появились новые регалии, «Шапку Мономаха» заменили короной. Так, для коронации Екатерины II была изготовлена корона, которая стала настоящим шедевром русского ювелирного искусства. Изготовил ее ювелир Иеремий Позье. Украшением короны стали пять тысяч бриллиантов различных цветов: бесцветные, розовые и желтоватые, имеющие самую различную форму. Два ряда совершенно ровных индийских жемчужин, которые придавали объемность формы и давали особый блеск бриллиантам. Вершина короны украшена густо-красной шпинелью в 398,72 карата и оплетена веточкой с бриллиантами.
Русское ювелирное искусство XVIII в
В 1712 году столицей России становится Санкт-Петербург. Из мастерских Московского Кремля, для обслуживания царского двора, были переведены мастера золотого и серебряного дела. Продолжали пребывать в Россию многочисленные иностранные ювелиры. В своих записках они писали, что изумлены российскими дамами, которые даже в частной жизни никогда не выезжали, не увешанные драгоценными уборами.
В 1722 году выходит указ, согласно которому все ремесленники- ювелиры объединялись в две организации: цех иностранных мастеров и цех русских. Разграничений между ними почти не было, иностранные мастера брали к себе в ученики русских, а сами не редко принимали русское подданство и работали в русских цехах.
Русское ювелирное искусство XVIII в
Интерес к драгоценным камням.
Восемнадцатый век стал временем повального интереса к драгоценным камням, а с ним пришло глубокое понимание их эстетической ценности. Увлечение минералогией стало всеобщей болезнью. Именно тогда стали организовываться специальные экспедиции на Урал. В то время там были открыты уникальные месторождения топазов, аметистов, изумрудов, александритов и других самоцветов. Все это стало толчком к образованию камнерезного дела в стране.
История. Стиль Рококо.
Новый расцвет ювелирное искусство переживает в эпоху рококо с характерным для него стремлением к утончённости. Любимым камнем становится бриллиант, появляется классическая бриллиантовая огранка. В мужском костюме драгоценные камни использовались так же широко, как и в женском
История. Эпоха Классицизма.
В эпоху классицизма ювелирные изделия обретают строгость, из мужского гардероба практически исчезают украшения. Популярными становятся изящные табакерки и набалдашники для тростей. С сер 19 в. при изготовлении ювелирных изделий начинают применяться промышленные технологии, их производство
становится массовым, используются менее дорогие материалы (накладное серебро, горный хрусталь, цветное стекло,
искусственные бриллианты – стразы).
Фаберже
Многое ли вы знаете из истории империи, построенной этим художником?Мастером, день рождения которого официально стал днем ювелира?
На самом деле, Фаберже - не один человек, а семейная фирма, маленькая ювелирная империя, где в согласии работало несколько поколений ювелиров. Начало ей было положено в 1842 году, когда Густав Фаберже, уроженец эстонского города Пярну, открыл в Санкт-Петербурге магазин «Золотых и Бриллиантовых Вещей». Почему сын плотника стал ювелиром, история умалчивает, но дела в мастерской шли успешно, что позволило дать детям прекрасное образование.
Фаберже
26-летний Карл путешествовал по Европе и учился у лучших ювелиров, в 1872 году он возглавил мастерскую отца. Нельзя сказать, что мастерская Фаберже сразу же стала знаменита, успех пришел только в середине 80-х годов, когда у произведений братьев Фаберже (с 1882 г. к Карлу присоединился 20-летний Агафон) появился свой узнаваемый стиль.
Фаберже
Принципом Фаберже было отсутствие банальности: ни одно изделие не повторялось дважды, а если заказчик умолял создать копию, то мастер все равно старался внести изменения, превзойти предыдущее изделие по красоте. Эта постоянная гонка за все более великолепным результатом, ежедневное самосовершенствование быстро возвело Дом Фаберже в разряд величайших ювелиров своего времени, которых признали не только в России, но и в Европе и Америке.
ФАБЕРЖЕ
Одной из характерных черт фирмы было использование так называемого «Русского стиля», очень популярного в конце 19 - начале 20 вв. Бриллиантовые кокошники и чарки из самоцветов и серебра, как у славянских князей, удивляли заморских гостей, а яркие подвески, в которых сочетание зеленых изумрудов, синих сапфиров и красных рубинов создавало празднично-ярмарочное настроение...
ФАБЕРЖЕ
Даже самые знаменитые изделия Дома - пасхальные яйца с сюрпризами - также являются продолжением национальной традиции, ведь именно в России был наиболее популярен обычай дарить на Пасху крашеные яйца-«писанки». Из яиц настоящих в 19-м веке вырос «рынок» пасхальных яиц из дерева, фарфора, а потом и самоцветов и металла.Но произведения Фаберже затмили всех конкурентов, ведь Дом изготавливал подарки для членов царской семьи.
История. Эпоха Модерна.
Мастера модерна превратили ювелирные изделия в произведения большого искусства (Р. Лалик, Л. Гайар). Ювелиры обращаются в своих произведениях
формам живой природы; любимыми мотивами становятся волна, завитки растений, насекомые, птицы. Мировую известность получила продукция работавшей в России фирмы Фаберже(пасхальные яйца с механическим секретом, часы, украшения, сервизы, бинокли, портсигары и др.),отмеченные уникальностью конструкторских решений, тщательностью отделки, яркой праздничностью образного решения.
История XX век.
В 20 в. благодаря деятельности французского модельера новатора Коко Шанель обретает популярность бижутерия. Осваиваются новые материалы, как дорогие (платина, палладий), так и более доступные массовому потребителю (цирконий, алюминий, цинк, керамика). Во второй пол. 20 – нач. 21 в. стремление к минимализму, обыгрыванию выразительности простых геометрических форм соседствует в ювелирном делес интересом к изысканности и прихотливым линиям модерна и традициям народного искусства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.