Презентация "Северные росписи"
Оценка 4.6

Презентация "Северные росписи"

Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
изобразительное искусство
3 кл—7 кл
21.10.2024
Презентация "Северные росписи"
Знакомство детей с росписями Архангельской области. Название росписи. Элементы росписи. История их появления.
Северные росписи.pptx

Северные росписи Архангельской области

Северные росписи Архангельской области

Северные росписи Архангельской области

Традиционными в Архангельской области считаются 10 видов северной росписи: Борецкая роспись (Виноградовский район), Пермогорская роспись (Красноборский район), Онежская роспись (г. Каргополь), Важская роспись (Вельский район), Пучужская роспись (Верхнее-Тоемский район), Глубоковская роспись (Шенкурский район), Ракульская роспись (Красноборский район), Верхнеуфтюжская роспись (Красноборский район), Мезенская роспись ( Мезенский район), Селецкая роспись (Холмогорский район).
Северорусские росписи также делятся на живописные и графические. Живописные – это Шенкурская, Уфтюжская, Олонецкая, Каргопольская, Вятская. Мезенская, Борецкая, Пермогорская, Ракульская, Пучужская, относятся к графическим видам росписи. До наших дней росписи в большей части сохранились на прялках, коробах, туесах.
Изучение росписей русского Севера началось с 1959 года, когда музей - заповедник в Сергиевом Посаде организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и классифицированы три самостоятельных вида росписей: Пермогорская, Ракульская и Северодвинские. К последним отнесли близкие по композиционному строю Борецкую, Тоемскую и Пучужскую росписи.
На берегу реки Двина развивались несколько видов росписи. Они отличаются по цветовой гамме, рисунку, композиции.

Борецкая роспись Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый

Борецкая роспись Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый

Борецкая роспись

Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся чёрным контуром.
Символ борецкой росписи — Древо жизни_ Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Пермогорская роспись Для пермогорской росписи характерно сочетание сложных растительных узоров с жанровыми сценками — моментами из крестьянской жизни

Пермогорская роспись Для пермогорской росписи характерно сочетание сложных растительных узоров с жанровыми сценками — моментами из крестьянской жизни

Пермогорская роспись

Для пермогорской росписи характерно сочетание сложных растительных узоров с жанровыми сценками — моментами из крестьянской жизни. Их рисовали красными, зелеными и желтыми красками и обводили черным контуром. Самыми популярными сюжетами были катание на санях, свадьба, тройка, охота. Чаще всего мастера пермогорской росписи украшали прялки. На них изображали традиционные языческие символы: дерево жизни, райскую птицу Сирин и кошку — символ домашнего уюта. Кроме прялок, расписывали люльки, посуду, ларцы, сундуки, туески — берестяные сосуды для хранения продуктов.

Онежская роспись Онежская (Олонецкая) роспись зародилась у нижнего течения реки

Онежская роспись Онежская (Олонецкая) роспись зародилась у нижнего течения реки

Онежская роспись

Онежская (Олонецкая) роспись зародилась у нижнего течения реки Онеги.
В ней используются синий, зелёный и красный цвета, которые обычно складываются в необычный цветочный букет, яблоки и птиц.
Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринуждёнными смелыми мазками.

Важская роспись Важская роспись — это роспись

Важская роспись Важская роспись — это роспись

Важская роспись

Важская роспись — это роспись Русского Севера, которая отличается ярким фоном (красным, красно-оранжевым, охристо-жёлтым, иногда встречается зелёный и тёмно-синий) и насыщенной цветовой гаммой (красный, охристый, разные оттенки зелёного, коричневый, белый, чёрный цвета).
В основе симметричного рисунка — три крупных цветка, расположенные один над другим. В центре обычно цветок крупнее.

Пучужская роспись Пучужская роспись - одна из нескольких видов росписей, встречающихся на берегах

Пучужская роспись Пучужская роспись - одна из нескольких видов росписей, встречающихся на берегах

Пучужская роспись

Пучужская роспись - одна из нескольких видов росписей, встречающихся на берегах Северной Двины.
 Центром росписи считается село Пучуга. В этом стиле мастера расписывали предметы домашней утвари, сохранилась роспись, в основном, на прялках. По строению прялки Пучуги были традиционны для Севера. В росписи изображались жанровые сцены: свадебный выезд, чаепитие и другие. Пучужская роспись была очень нарядной, потому что выполнялась на белом фоне красным цветом. Красными были основные элементы орнамента. Кудрявые листья, между которыми кое-где мелькали драгоценными вкраплениями ярко-зеленые, а то и синие листочки, украшенные белыми каплями, и даже птицы. Иногда мастера использовали и желтый цвет, от чего роспись словно светилась ярким солнечным цветом. Мотивы пучужской росписи до боли знакомые и родные. Всё поле композиции заполнено растительным узором. Где конец его, где начало – не разобрать. Трилистники, ягодки на веточках создают радостное настроение. Роспись притягивает зрителя тихим очарованием, заставляет снова и снова вглядываться в удивительное переплетение ветвей.

Глубоковская роспись Глубоковская роспись — это орнаментальная роспись, которая была распространена на северо-восточной окраине

Глубоковская роспись Глубоковская роспись — это орнаментальная роспись, которая была распространена на северо-восточной окраине

Глубоковская роспись

Глубоковская роспись — это орнаментальная роспись, которая была распространена на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области).
Глубоковская роспись богата разнообразными элементами, такими как:
различные по форме «розетки»,
«бутоны»,
«завитки»,
«листья»,
«точки»,
«капли»,
«скобочки».
Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера — шкафы, двери, прялки.

Ракульская роспись Ракульская роспись — русский народный промысел

Ракульская роспись Ракульская роспись — русский народный промысел

Ракульская роспись

Ракульская роспись — русский народный промысел Красноборского района Архангельской области.
Роспись получила название от реки Ракулки, притока Северной Двины. Центром промысла является деревня Ульяновская. Вместе с пермогорской и северодвинской росписью входит в понятие росписи северодвинского типа.
В росписи главную роль играют золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Чёрным цветом исполнен не только контур, но и детали.

Верхнеуфтюжская роспись Мотивы росписи уфтюжских туесков немногочисленны, это изображения веточек и птиц

Верхнеуфтюжская роспись Мотивы росписи уфтюжских туесков немногочисленны, это изображения веточек и птиц

Верхнеуфтюжская роспись

Мотивы росписи уфтюжских туесков немногочисленны, это изображения веточек и птиц. Композиция в виде стебля со свободным динамичным изгибом, несущим легкий цветок и несколько раскинувшихся листьев, иногда дополняется изображением нескольких ягод. В трактовке мотива птицы, называемой характерным местным именем кутеньки, можно проследить большое разнообразие, В росписи одного из туесков мастера Бестужева птица стоит спокойно, выпятив грудку, грациозно изогнув шею с маленькой головкой, украшенной хохолком. Перья ее хвоста распушены в виде богатого опахала.

Мезенская роспись Мезенская роспись — это русский народный промысел, который появился в конце

Мезенская роспись Мезенская роспись — это русский народный промысел, который появился в конце

Мезенская роспись

Мезенская роспись — это русский народный промысел, который появился в конце XIX века. Свое название он получил от Мезенского уезда Архангельской губернии, где и возник. Рисунки на предметах обычно размещают в три яруса. В нижнем изображают оленей или лошадей, в среднем — их же или птиц, а в верхнем — только птиц.
В мезенской росписи используют только два цвета — черный и красный. Раньше краски изготавливали только из природного сырья: черный цвет получали из сажи, а карминово-красный — из местной глины и смолы лиственницы.
Изделие сначала расписывали красной краской с помощью специальной деревянной палочки — тиски, а затем делали черную обводку птичьим пером. Заканчивали узоры кисточкой из человеческого волоса. Чтобы рисунок не выцветал, а краска не стиралась, готовое изделие покрывали олифой — пленкой из растительных масел или смолы.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2024