Северные росписи Архангельской области
Традиционными в Архангельской области считаются 10 видов северной росписи: Борецкая роспись (Виноградовский район), Пермогорская роспись (Красноборский район), Онежская роспись (г. Каргополь), Важская роспись (Вельский район), Пучужская роспись (Верхнее-Тоемский район), Глубоковская роспись (Шенкурский район), Ракульская роспись (Красноборский район), Верхнеуфтюжская роспись (Красноборский район), Мезенская роспись ( Мезенский район), Селецкая роспись (Холмогорский район).
Северорусские росписи также делятся на живописные и графические. Живописные – это Шенкурская, Уфтюжская, Олонецкая, Каргопольская, Вятская. Мезенская, Борецкая, Пермогорская, Ракульская, Пучужская, относятся к графическим видам росписи. До наших дней росписи в большей части сохранились на прялках, коробах, туесах.
Изучение росписей русского Севера началось с 1959 года, когда музей - заповедник в Сергиевом Посаде организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и классифицированы три самостоятельных вида росписей: Пермогорская, Ракульская и Северодвинские. К последним отнесли близкие по композиционному строю Борецкую, Тоемскую и Пучужскую росписи.
На берегу реки Двина развивались несколько видов росписи. Они отличаются по цветовой гамме, рисунку, композиции.
Борецкая роспись
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся чёрным контуром.
Символ борецкой росписи — Древо жизни_ Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.
Пермогорская роспись
Для пермогорской росписи характерно сочетание сложных растительных узоров с жанровыми сценками — моментами из крестьянской жизни. Их рисовали красными, зелеными и желтыми красками и обводили черным контуром. Самыми популярными сюжетами были катание на санях, свадьба, тройка, охота.Чаще всего мастера пермогорской росписи украшали прялки. На них изображали традиционные языческие символы: дерево жизни, райскую птицу Сирин и кошку — символ домашнего уюта. Кроме прялок, расписывали люльки, посуду, ларцы, сундуки, туески — берестяные сосуды для хранения продуктов.
Онежская роспись
Онежская (Олонецкая) роспись зародилась у нижнего течения реки Онеги.
В ней используются синий, зелёный и красный цвета, которые обычно складываются в необычный цветочный букет, яблоки и птиц.
Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринуждёнными смелыми мазками.
Важская роспись
Важская роспись — это роспись Русского Севера, которая отличается ярким фоном (красным, красно-оранжевым, охристо-жёлтым, иногда встречается зелёный и тёмно-синий) и насыщенной цветовой гаммой (красный, охристый, разные оттенки зелёного, коричневый, белый, чёрный цвета).
В основе симметричного рисунка — три крупных цветка, расположенные один над другим. В центре обычно цветок крупнее.
Пучужская роспись
Пучужская роспись - одна из нескольких видов росписей, встречающихся на берегах Северной Двины.
Центром росписи считается село Пучуга. В этом стиле мастера расписывали предметы домашней утвари, сохранилась роспись, в основном, на прялках. По строению прялки Пучуги были традиционны для Севера. В росписи изображались жанровые сцены: свадебный выезд, чаепитие и другие.Пучужская роспись была очень нарядной, потому что выполнялась на белом фоне красным цветом. Красными были основные элементы орнамента. Кудрявые листья, между которыми кое-где мелькали драгоценными вкраплениями ярко-зеленые, а то и синие листочки, украшенные белыми каплями, и даже птицы. Иногда мастера использовали и желтый цвет, от чего росписьсловно светилась ярким солнечным цветом.Мотивы пучужской росписи до боли знакомые и родные. Всё поле композиции заполнено растительным узором. Где конец его, где начало – не разобрать. Трилистники, ягодки на веточках создают радостное настроение. Роспись притягивает зрителя тихим очарованием, заставляет снова и снова вглядываться в удивительное переплетение ветвей.
Глубоковская роспись
Глубоковская роспись — это орнаментальная роспись, которая была распространена на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области).
Глубоковская роспись богата разнообразными элементами, такими как:
различные по форме «розетки»,
«бутоны»,
«завитки»,
«листья»,
«точки»,
«капли»,
«скобочки».
Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера — шкафы, двери, прялки.
Ракульская роспись
Ракульская роспись — русский народный промысел Красноборского района Архангельской области.
Роспись получила название от реки Ракулки, притока Северной Двины. Центром промысла является деревня Ульяновская. Вместе с пермогорской и северодвинской росписью входит в понятие росписи северодвинского типа.
В росписи главную роль играют золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Чёрным цветом исполнен не только контур, но и детали.
Верхнеуфтюжская роспись
Мотивы росписи уфтюжских туесков немногочисленны, это изображения веточек и птиц. Композиция в виде стебля со свободным динамичным изгибом, несущим легкий цветок и несколько раскинувшихся листьев, иногда дополняется изображением нескольких ягод. В трактовке мотива птицы, называемой характерным местным именем кутеньки, можно проследить большое разнообразие, В росписи одного из туесков мастера Бестужева птица стоит спокойно, выпятив грудку, грациозно изогнув шею с маленькой головкой, украшенной хохолком. Перья ее хвоста распушены в виде богатого опахала.
Мезенская роспись
Мезенская роспись — это русский народный промысел, который появился в конце XIX века. Свое название он получил от Мезенского уезда Архангельской губернии, где и возник. Рисунки на предметах обычно размещают в три яруса. В нижнем изображают оленей или лошадей, в среднем — их же или птиц, а в верхнем — только птиц.
В мезенской росписи используют только два цвета — черный и красный. Раньше краски изготавливали только из природного сырья: черный цвет получали из сажи, а карминово-красный — из местной глины и смолы лиственницы.
Изделие сначала расписывали красной краской с помощью специальной деревянной палочки — тиски, а затем делали черную обводку птичьим пером. Заканчивали узоры кисточкой из человеческого волоса. Чтобы рисунок не выцветал, а краска не стиралась, готовое изделие покрывали олифой — пленкой из растительных масел или смолы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.