Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:
Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;
Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
События пьесы длятся несколько лет, герои списаны с реальных исторических персонажей;
Обширная география происходящих событий; типичные, шаблонные герои.
Для комедии «Недоросль» присущи все черты классицизма: выдержаны обязательные «единства», предписанные правилами классической комедии; все действие пьесы протекает в течение одних суток («единство времени») и в одном и том же месте («единство места»).
Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
Выберите основную идею произведения «Недоросль»:
Главная идея пьесы - осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма.
Выберите центральную проблему комедии «Недоросль»:
Деградация русского дворянства, которая выражалась в особенностях традиционного воспитания подрастающих аристократов.
Осуждение глупости, безнравственности, злонравия и невоспитанности старого дворянства;
Отсталость традиционного воспитания провинциальных дворян.
Почему Митрофана называют «Недорослем»?
Юноше всего 16 лет, он самый юный персонаж пьесы;
Митрофан не образован, не достиг совершеннолетия и не поступил еще на государственную службу;
У юноши очень маленький рост;
Митрофан еще «не дорос» до государственной службы и женитьбы.
Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, не получившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе с тем слово «недоросль» обозначало любого дворянина, не достигшего совершеннолетия.
Митрофан не образован, не достиг совершеннолетия и не поступил еще на государственную службу;
Как Софья попала к Простаковым?
Простаковы являются дальними родственниками семьи Софьи, поэтому после смерти ее родителей взяли девушку на попечение;
Софья является внебрачной дочерью Простакова, госпожа Простакова после рождения девушки выгнала ее мать из деревни;
К Простаковым Софью несколько лет назад привез Стародум, чтобы девушка ни в чем не нуждалась в его отсутствие;
Софья сама попросилась на службу к Простаковым.
«...Простаков (Скотинину).
Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим...»
Простаковы являются дальними родственниками семьи Софьи, поэтому после смерти ее родителей взяли девушку на попечение;
Почему Простаковы не прочли письмо Стародума сразу?
Они были неграмотные;
Считали, что читать чужие письма некультурно;
Письмо было написано неразборчивым почерком;
Софья быстро его спрятала.
Они были неграмотные;
Почему Простакова захотела выдать Митрофана за Софью?
Простакова полюбила Софью, как дочь, и хотела, чтобы девушка стала частью семьи;
Софья получила приглашение из Санкт-Петербургского университета, куда Простакова не захотела ее отпустить;
Софья стала наследницей большого состояния;
Простакова передумала отдавать Софью замуж за грубого Скотинина, так как переживала за ее судьбу.
«...Софья. Сегодня, однако ж, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну...»
Софья стала наследницей большого состояния;
Кто из учителей обучал Митрофана премудростям светской жизни?
Кутейкин;
Правдин;
Вральман;
Цыфиркин.
«...По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман...»
Почему Софья и Милон длительное время не виделись?
Милон был отправлен на службу в Сибирь;
Софья пребывала и обучалась в пансионе для благородных девиц;
Софью отправили к дальним родственникам;
Милон думал, что Софья умерла.
«...Милон. Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен, и имею счастье быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете, и, что еще горестнее, ничего не слыхал я о ней во все это время… Пишут ко мне, что, по смерти ее матери какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни. Я не знаю, ни кто, ни куда...»
Вральман;
Софью отправили к дальним родственникам;
Зачем Правдин приехал в имение Простаковых?
Разобраться с бесчинствами и жестокостью хозяев по отношению к крестьянам;
Забрать Софью;
Выкупить деревню у Простаковых;
Оказался в имении случайно, направляясь в соседний город по своим делам.
«...Правдин. Как друг, открою тебе причину моего здесь пребывания. Я определен членом в здешнем наместничестве. Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно...»
Почему Простакова и Скотинин подрались?
Простакова забрала его часть наследства;
Скотинин оскорбил мужа Простаковой;
Простакова передумала отдавать Софью за Скотинина;
Простакова плохо заботилась о невесте Скотинина.
«...Скотинин. Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом: «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я и своих поросят занести хочу. Меня не проведешь.Правдин. Мне самому кажется, господин Скотинин, что сестрица ваша помышляет о свадьбе, только не о вашей...»
Разобраться с бесчинствами и жестокостью хозяев по отношению к крестьянам;
Простакова передумала отдавать Софью за Скотинина;
Какие идеи прививает Стародум Софье?
Главным в жизни являются знатность, власть и богатство;
Кто сильнее, тот всегда прав;
Добродетель, честность, благородство - главные ориентиры в жизни достойной личности;
Важно придерживаться старых помещицких ценностей и устоев Домостроя.
«...Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы...»
Кто из персонажей не имел своего мнения и во всем соглашался с окружающими?
Скотинин;
Простаков;
Правдин;
Простакова.
«...Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.
Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил, и верю...»
Добродетель, честность, благородство - главные ориентиры в жизни достойной личности;
Простаков;
Почему Стародум бросил племянницу на попечение практически чужим людям?
Мужчине пришлось уехать в Сибирь, чтобы зарабатывать честным трудом;
Стародум отбывал тюремное наказание;
Мужчина служил послом в другой стране;
Стародуму была не важна судьба племянницы.
Кто в пьесе выступает представителем законодательной власти и высокой морали?
Правдин;
Стародум;
Милон;
Скотинин.
Мужчине пришлось уехать в Сибирь, чтобы зарабатывать честным трудом;
Правдин;
Почему Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой за обучение Митрофана?
Так учитель высказал презрение к жестокой и деспотичной Простаковой;
Он уже получил денег от Простакова;
Ему предложили меньше, чем он заработал;
Ему стыдно, потому что за все время ему так и не удалось Митрофана ничему обучить.
«...Цыфиркин. Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты.
Правдин. А за ученье?
Цыфиркин. Ничего.
Стародум. Как ничего?
Цыфиркин. Не возьму ничего. Он ничего не перенял.
Стародум. Да тем не меньше тебе заплатить надобно.
Цыфиркин. Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму...»
.
Ему стыдно, потому что за все время ему так и не удалось Митрофана ничему обучить.
.
Кому принадлежат финальные слова пьесы:
«Вот злонравия достойные плоды!»?
Скотинину;
Простакову;
Стародуму;
Правдину
«...Стародум (указав на г-жу Простакову).
Вот злонравия достойные плоды!..»
Стародуму;
В пьесе автор затронул общечеловеческие проблемы воспитания и развития гуманной, благородной, честной личности;
В произведении автор мастерски раскрыл конфликт между молодым поколением и старшими людьми;
В комедии были реалистично изображены многие исторические персонажи и приведены достоверные факты, важные для изучения истории 18 века.
В комедии нет ни одного честного героя. Одни занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. А другие, подвластные им люди, ненавидят первых, пытаются задобрить их подарками.
Пьеса актуальна и в наше время, поскольку вопросы образования и воспитания, морали и нравственности, служения отечеству, так же волнуют людей, как и в 18-м веке.
ПОЧЕМУ КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ» АКТУАЛЬНА И В НАШИ ДНИ?
1. Комедия была с восторгом принята её первыми зрителями и с неудовольствием — императрицей Екатериной II и её окружением.
Как вы думаете, почему?
2. Вспомните, какие правила классицизма касались построения драматических произведений. Чем должна была закончиться комедия классицизма? Чего вы ждали от финала?
Нарисованная в пьесе сатирическая картина жизни русского поместного дворянства подвергала сомнению результативность той просветительской деятельности, которую осуществлял «достойный престола государь» (в данном случае имелась в виду именно Екатерина II).
Презентация Д.И.Фонвизин комедия "Недоросль" (infourok.ru)
НЕДОРОСЛЬ, я, м.
В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
Толковый словарь Ожегова
Как вы понимаете слово
«НЕДОРОСЛЬ»?
Анализ пьесы «Недоросль» (Д. И. Фонвизин) | Литрекон (litrekon.ru)
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
ЯВЛЕНИЕ I
Стародум и Правдин.
анализ диалога (действие 5, явление 1) Правдина, воплощающего идеальный тип государственного служащего, и Стародума, героя-резонёра
1. О чём ведут разговор Правдин и Стародум?
2. В чём видит Стародум силу страны?
3. Опишите образ великого государя, о котором говорит Стародум.
4. В чём, по мнению героев, причины несчастий человеческих?
5. Почему герои утверждают, что одного просвещения мало?
6. Поясните на примерах персонажей комедии, что вначале
нужно воспитывать добродетель, а потом — заботиться о просвещении
Примерные вопросы и задания для анализа:
1. Как разрешается конфликт в пьесе?
2. Почему стало возможным торжество добра?
3. Прокомментируйте обращение Простаковой к сыну: «Один ты у меня остался, сердечный друг, Митрофанушка!»
4. Вспомните и ещё раз прокомментируйте слова известного русского историка В. О. Ключевского: «Митрофан вовсе не смешон; по крайней мере, над ним очень опасно смеяться».
5. Какие чувства вызывает состояние Простаковой в финале
у присутствующих на сцене и у читателя?
6. В чём глубоко заблуждалась госпожа Простакова?
7. Объясните последнюю фразу пьесы: «Вот злонравия достойные плоды!» О каких «плодах» здесь идёт речь?
8. Почему именно этими словами драматург завершает свою комедию?
ищут в тексте комедии высказывания Стародума, которые соответствовали бы по смыслу финальной фразе комедии, например: «...да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих — благонравие. Верь мне, что наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло».
«В комедии «Недоросль» автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными. … в «Недоросле» он уже не шутит, не смеётся, а негодует на порок и клеймит его без пощады… Невежество… в котором рос Митрофанушка, и примеры домашние должны были готовить в нём изверга, какова мать его, Простакова. (Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. — М., 1984. — С. 197-198,
214-222).
Вяземский Пётр Андреевич
(1792-1878).
Согласны ли вы со следующим высказыванием П. А. Вяземского:
В чем суть концовки
Смысл последней реплики Стародума в «Недоросле» заключается в том, что Простакова пожинает плоды своего воспитания. У нее вырос эгоистичный, корыстный, ленивый сын. Он никого не любит, кроме себя. Поэтому неудивительно, что Митрофан отказывается помогать матери. Стародум утверждает, что от юноши не будет проку на службе. Фонвизин на примере недоросля показал моральный упадок дворянского сословия. Воссоединением Софьи и Милона писатель показал победу здравого смысла над невежеством.
Чему учит
Пьеса «Недоросль» показывает нам важность образования. Демонстрирует нам, до каких глубин может пасть невежественный человек, превратившись в самого настоящего паразита, язву на теле общества. Выводы, которые может извлечь читатель из этой пьесы, касаются каждого: благоденствие страны зависит от всех жителей, и если какая-то часть будет прозябать в бездействии и невежестве, то развитие государства замедлится.
С другой стороны, пьеса говорит нам о том, как важно, несмотря на внешнее давление, сохранять в себе благородство, ум, волю и стремление к самосовершенствованию, ведь именно эти качества и делают человека человеком. Такова мораль комедии «Недоросль».
Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?П.А. Вяземский так писал о Простаковой, героине комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…»Обличая пороки современного общества, Д.И. Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая — указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над своими крепостными людьми.Развязкой драматического конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.В «Недоросле сочетаются черты тирана и раба. Когда план госпожи Простаковой женить сына на Софье не удается, Митрофан ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить. «По мне, куды велят», — говорит он, понурив голову. Мне кажется, рабское воспитание привито герою и его крепостной нянькой Еремеевной, и всем миром Простаковых-Скотининых, у которых совершенно извращены понятия о чести.В последнем явлении комедии Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее поражение – это поражение всей прежней системы воспитания, всего образа жизни дворян 18 века.______________________
В результате всех отступлений от классицистических предписаний у Фонвизина получилась комедия, в которой, как в зеркале, предстала русская действительность XVIII в. с ее простой и невеселой правдой, с ее омутом невежества и дикости, с ее потребностью в воспитании и преображении нового поколения дворян. Вместе с тем поднятые писателем проблемы имели настолько обобщенное, не зависящее от конкретной эпохи значение, что сохранили свою остроту для многих поколений последующих эпох. Давным-давно уже нет самодержавно-крепостнического строя, по мнению Фонвизина, калечившего души крестьян и дворян, но сегодняшние читатели смеются над персонажами его комедии так же, как и два столетия тому назад, узнавая в них современных «недорослей»; а лучшие афоризмы из фонвизинской пьесы по сей день звучат в повседневной русской речи.
Роли Милона и Софьи бледны… Правдин чиновник; он разрезывает мечом закона сплетение действия, которое должно б быть развязано соображениями автора, а не полицейскими мерами наместника. Кутейкин, Цифиркин и Вральман забавные карикатуры; последний и слишком карикатурен, хотя, к сожалению, и не совсем несбыточное дело, что в старину немец кучер попал в учители в дом Простаковых…. Успех комедии «Недоросль» был решительный. Нравственное действие её несомненно. Некоторые из имён действующих лиц сделались нарицательными и употребляются доныне в народном обращении. В сей комедии так много действительности, что провинциальные предания именуют ещё и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору. Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, то есть будто служившими образцом Фонвизину… Если правда, что князь Потёмкин после первого представления «Недоросля» сказал автору: «Умри, Денис, или больше ничего уже не пиши!», то жаль, что эти слова оказались пророческими и что Фонвизин не писал уже более для театра»
Избалованный сынок. Его имяозначает «подобный матери».Действительно, он зеркалоПростаковой с ее грубостью,невежеством, жестокимотношением к окружающим еголюдям.Лентяй (испытывает отвращение ктруду и учению), капризен, приучен ксытной и обильной еде, свободноевремя проводит на голубятне. Неумеет любить — не знает любвидаже к своим близким.Несмотря на его невежество,нельзя сказать, что он дурак ни вумении подластиться к матери, нив роковой сцене похищения Софьи,ни в сцене экзамена. Он умеетсхитрить и извернуться.
Адам Адамович Вральман
То, как в комедии изображены учителя Митрофанушки, показывает отношение Простаковой к обучению ее сына. Она в силу собственного невежества приняла за лучшего учителя обычного кучера. Безграмотные и безответственные учителя, которые ничему не могут научить – отражение картины невежества в семье Простаковых. Цитаты из произведения точно характеризуют учителей Митрофанушки, показывая, что невежество самих учителей и нежелание ученика получать знания в итоге приводят к страшным результатам.
Образ и характеристика Митрофанушки в комедии "Недоросль", описание Митрофана Простакова (literaturus.ru)
Учителя Митрофана - описание образов, их роли в комедии Фонвизина (nauka.club)
Указ О Вольности Дворянства Петр 3.
Д. И. Фонвизин "Недоросль" - Сайт Перовой И. Н. (jimdofree.com)
Конспект урока по литературе 8 класс фонвизин недоросль 1 урок – Урок литературы в 8 классе. «Д.И.Фонвизин «Недоросль». — Море позитива (xn----8sbfklga1asckj6a.xn--p1ai)
Вральман
Тредиаковский Василий: Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Денис Иванович Фонвизин (lit-info.ru)
Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». История создания комедии. Социальная и нравственная проблематика.
Комедия Фонвизина "Недоросль": история создания, черты классицизма и реализма, сюжет | Литература и ветер | Дзен (dzen.ru)
Недоросль»: история создания и проблематика, смысл названия комедии (stud24.ru)
6 уроков)
6 урок – смысл названия
Черты классицизма и реализма
Несмотря на то что пьесу, написанную в конце 18 века, относят к направлению классицизм, ей присущи и черты реализма, становление которого происходило в первой половине 19 века в творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, так что практически в ней осуществлен сплав двух направлений.
Черты классицизма
1. Герои делятся на положительных и отрицательных.
2. Автор в целом соблюдает единство времени, места и действия.
3. В языке комедии можно выделить два стиля – низкий в речи отрицательных героев и высокий в речи положительных.
4. Комедии свойствен дидактизм (поучительность). Отрицательные герои наказаны, а положительные достигают блага.
Черты реализма
1. Изображена эпоха и ее типичные герои, произведение поднимает важнейшие проблемы, волновавшие общество того времени, – проблему помещичьего произвола по отношению к крепостным крестьянам, нахождения недостойных людей, не заботящихся об общественном благе, на военной службе и при дворе, воспитания и обучения будущего поколения посредством примера родителей, формирования личности человека. Так, по словам А. С. Пушкина, «Недоросль» – «комедия народная», по словам Н. В. Гоголя – «истинно общественная комедия».
2. Отрицательные герои произведения выходят за рамки классицизма: это живые люди, показанные во всех своих проявлениях, образы персонажей детально проработаны. Например, образ помещицы госпожи Простаковой неоднозначен: при всех своих отрицательных качествах Простакова – прежде всего мать, сильно, хотя и эгоистично, слепо, любящая свое чадо.
В характерах отрицательных героев, по сравнению с характерами героев классицизма, уже не доминирует одна отрицательная черта. Прием говорящих фамилий персонажей появился в произведениях классицизма, но черта, повлиявшая на возникновение фамилий Простаковой и ее брата Скотинина, – их грубость, необразованность – не является преобладающей в их характере. Всё это говорит о том, что в изображении отрицательных персонажей автор использует психологизм - правдоподобно раскрывает внутренний мир героев. Подобную мысль высказал критик В. Г. Белинский: «Его [Фонвизина] дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры».
3. Отрицательным персонажам дана речевая характеристика.
4. Показаны сниженные, бытовые подробности повседневной жизни провинциальных помещиков. Уродливую правду жизни, отразившуюся в «Недоросле», отметил Н. В. Гоголь: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего карикатурного: всё взято живьем с природы…»
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была создана в тот период развития русской литературы, который прошёл под знаком классицизма (от латинского слова classicus — образцовый) — художественного направления, сложившегося во Франции в XVII веке и основанного на подражании классическим (античным) образцам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.