Проблема сознания в науке и философии
Сознание - сложное системное образование, совокупность разнородных идеальных процессов:
- мыслительных
- чувственных (ощущения, восприятия, представления)
- эмоциональных
- волевых и мнемических (процессы памяти)
- процессов воображения, интуиции, воспоминания.
Виды значений сознания
Когнитивные (познавательные) - сознание рассматривается, как средство добывания знаний, средство осуществления практических действий, средство общения и передачи опыта;
Виды значений сознания
Феноменологические - выражают специфику строения его внутреннего мира - идеальных явлений (феноменов), актов и состояние структур и процессов;
Виды значений сознания
Значения направленности - характеризуют его "силовые" ресурсы, которые позволяют человеку адресоваться к внешнему миру его бытия, и к внутреннему миру сознания.
Сознание как высшая форма отражения действительности
Отражение - это сторона взаимодействия двух материальных объектов при котором структура одного объекта переносится на другой и при этом возникает изоморфное (полное) или гомоморфное (неполное) подобие.
Свойства отражения
Вторичность по отношению к отражаемому, его зависимость от последнего по качеству, по характеру (Свет, отраженный от окрашенной поверхности, сохраняет в нашем восприятии окраску этой поверхности).
Свойства отражения
Зависит не только от отражаемого объекта, но и от того где, в какой среде происходит отражение.
Поэтому ощущение человека представляет из себя субъективный образ объективного мира.
Сознательное и бессознательное
Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
Сознательное и бессознательное
Материалистическая концепция опирается на школу физиологов, созданную И.П.Павловым и на школу психологов, занимающихся проблемой установки. Сознание, утверждал Павлов, связано с нервной деятельностью определенного участка коры больших полушарий, обладающих оптимальной возбудимостью по сравнению с остальными отделами мозга, находящимися в состоянии более или менее пониженной возбудимости.
Сознательное и бессознательное
Однако с точки зрения физиологии нельзя полностью раскрыть проблему бессознательного, т.к. психическое полностью не сводится к физиологическому. Поэтому эта проблема решается и на уровне психологии.
Здесь в первую очередь следует отметить работы грузинской школы психологов во главе с Д.Н.Узнадзе.
Сознательное и бессознательное
Бессознательное они рассматривают как установление определенного динамического стереотипа действия, как автоматическое выполнение операций, протекающих вне поля сознания. Прежде чем стать автоматически неосознанными, эти действия осознаются в процессе научения. Даже такие автоматические действия человека как ходьба, способность думать и т.д. не могут развиться из потенции в действительное, стать стереотипом действия без научения и осознания.
Сознательное и бессознательное
Противоположная позиция в решении вопроса о природе бессознательного - З.Фрейд, Карен Хорни, Эрих Фромм и др. Исходя из широко известного факта забывания, Фрейд разработал теоретическую систему, в которой забывание само становится средством подавления. Согласно этой теории, всякое заболевание происходит в силу какой-то мотивированной причины.
Всё "забытое" якобы подвергается цензуре и подавляется как несовместимое с сознательней памятью. Предполагается, что подавляемое воспоминание оседает в некоем вместилище, называемом бессознательным.
Список рекомендованной литературы
Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2017, 480 с.
Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2019, 256 с.
Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018, 304 с.
Интернет-ресурсы:
http://labrip.com/
http://www.filosofia-totl.narod.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.