Что такое самооценка?
это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
оценка самого себя, своих достоинств и недостатков.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит от уровня самооценки.
признание авторитета учителя, безоговорочно принимают его оценки
‘я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие‘
в этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная
Завышенная самооценка.
Часто от такого ребёнка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый), дети во всем стремятся быть лучше других. Бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Особенности подросткового возраста:
период «тяжёлого кризиса»
стремление к самостоятельности, желание самоутвердиться и стать взрослым
конфликтность
непокорность
неумение соразмерять желания и возможности
Три основных условия формирования у подростка высокой самооценки:
принятие родителями ребёнка
установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение
предоставление ребёнку свободы действий в установленных родителями границах
Можно ли все-таки помочь ребёнку, изменив условия формирования его самооценки?
учить ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать,
учить быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам
помочь ребёнку проявить себя
неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности
Литература:
Авдеева, Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: автореф. дис. к.п.н. / Л.И Авдеева. Москва, 2005. 45с.
Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал № 2 2000
Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. М.: АСТ: Астрель: ЛЮКС, 2005. 671с.
Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М.Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2003. 478с.
Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника /А.В. Захарова., Э.М. Боцманова // Начальная школа . 1992. № 3. С.13 - 16.
Липкина А.И. Самооценка школьника/А.И. Липкина. М.: Просвещение, 1976. 64с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.