Министерство образования Нижегородской областиГосударственное автономное профессиональноеобразовательное учреждение«Городецкий Губернский колледж»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка»
Городец
2017год
Обучающейся Вяхиревой Марии Владимировны группы 112 специальности Преподавание в начальных классах Руководитель Пещерова Ольга Васильевна
Актуальность темы проекта
личная значимость темы
важная роль старославянизмов в текстах художественной литературы
тема позволяет изучить историю русского языка до наших дней
старославянизмы расширяют лексикон человека
Задачи исследования
Раскрыть понятие « Старославянизмы в русском языке»
Рассмотреть историю происхождения старославянизмов и их роль в развитии русского языка
Показать роль старославянских слов в русской речи
Организовать практическую-исследовательскую работу по изучению лексикона, обучающихся 112 группы
Изучить употребление старославянизмов в примерах художественной литературы
Фонетические признаки старославянизмов
Сочетания -ла-, -ле-, -ра-, -ре- на месте русских -оло-, -еле-, -оро-;
Сочетание -жд- на месте русского -ж-;
Согласный -щ- на месте русского -ч-;
Гласный -е- в начале слова на месте русского –о-;
Звук -е- под ударением перед твёрдыми согласными на месте русского -ё- (о).
Словообразовательные признаки старославянизмов
Приставки воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-;
Суффиксы -стви(е), -ени(е), -ани(е), -знь, -тв(а), -ч(ий), -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;
Сложные основы с обычными для старославянизмов элементами бого-, благо-, добро-, зло-, суе-, чрево-, едино-.
Группы старославянизмов в современном русском языке
слова нейтральные
русское по происхождению слово и старославянское фактически совпали и представляют собой один корень
слова устаревшие - архаизмы.
старославянизмы, сохранившие оттенок книжности, высокого стиля.
Практическая работа
Цель практической работы: выявление уровня владения старославянизмами в речи обучающихся колледжа
База проведения практической работы: ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Дата проведения тестирования: 14.02.2017
Возраст испытуемых: 16-18 лет
Количество испытуемых: 21 человек
Состав экспериментальной группы - обучающиеся 112 группы ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Программа практической работы
Пункт программы | Содержание |
1. Исполнитель эксперимента | Вяхирева Мария Владимировна |
2. Цель практической работы | Выявление уровня владения старославянизмами в речи обучающихся колледжа |
3. Диагностический инструментарий | Авторское тестирование закрытого типа с выбором ответов «Хорошо ли я знаю старославянизмы?» |
4. Критерии оценки ожидаемых результатов | правильность и точность выполнения заданий; |
Анализ поэзии художественных текстов с точки зрения особенностей использования старославянизмов
Александр Пушкин
«На брег песчаный и пустой…»
«Чредой из вод выходят ясных…»
(«Руслан и Людмила»)
Федор Тютчев
«Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…»
(«Весенние воды»)
Министерство образования Нижегородской областиГосударственное автономное профессиональноеобразовательное учреждение«Городецкий Губернский колледж»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка»
Городец
2017год
Обучающейся Вяхиревой Марии Владимировны группы 112 специальности Преподавание в начальных классах Руководитель Пещерова Ольга Васильевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.