3
27 августа 1941-го железнодорожное сообщение с Ленинградом было прервано. 8 сентября немцы вышли к побережью Ладожского озера, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. Жители города еще не знали о замкнувшемся кольце, слово «блокада» появилось в официальной лексике лишь в октябре.
Оставшиеся в городе артисты были отправлены в бессрочный отпуск, некоторым удалось устроиться в другие коллективы или перейти на работу в художественные мастерские театра.
6
Бомбежки участились. Ленинград превратился в город-фронт. Несмотря на массовую эвакуацию в городе оставались артисты, писатели и поэты, композиторы – на их плечи легла ответственность за моральный дух ленинградцев. Вся страна жила тем, что происходило в осажденном городе. Выжить, не пасть духом и отстоять Ленинград – было общей задачей.
В блокадное время, когда многие ленинградцы не могли даже подняться от слабости, они – артисты Театра оперы и балета имени Кирова умудрялись петь и танцевать. Откуда они брали силы, чтобы не только выжить, но и вдохновить других на противостояние врагу?
10
В годы блокады Ольга Иордан собрала балетную труппу, которая давала спектакли в блокадном Ленинграде, в 1942—1944 годах она возглавляла балетный коллектив, который выступал с концертами в городе и выезжал на фронт. В этом коллективе она поставила свои редакции классических балетов «Эсмеральда», «Шопениана» и «Конёк-Горбунок», а также исполнила в них ведущие партии.
Ольга Генриховна вела «Блокадный дневник»,который не так давно был опубликован.
Артисты блокадного театра. Сидят слева направо: Вера Епаншенкова, Мария Елизарова, Татьяна Шмырова, Ольга Иордан, Надежда Вельтер, Вера Шестакова, Семен Аркин, Александр Люблинский. Впереди: Н. Владимирова и Людмила Стрельникова. Стоят: Милица Дубровицкая, Тамара Иванова, Николай Шехматов, Аркадий Лыжин, Георгий Цорн, Татьяна Холмовская, Андрей Атлантов.
11
12
Ольга Иордан писала: «Мы репетировали сначала в зале на улице Росси, потом в зале на площади Труда. Голод уже давал себя чувствовать, репетировать было трудно. Наступил день концерта. Афиши были расклеены повсюду, о концерте в городе разговоров было много. Но с утра одна тревога следовала за другой. Концерт должен был начаться в 4 часа, а отбой тревоги прозвучал без четверти четыре. Ясно, что концерт срывается – никто же не соберется. На всякий случай, для очистки совести звоню в Филармонию и узнаю, что концерт начинается.
– И публика собралась? – Полный зал. Я была страшно удивлена: значит, шли на концерт во время тревоги! Хватаю чемодан с театральными вещами и мчусь в Филармонию. Зал в этот день был необычен – впоследствии мы привыкли к его военному виду. Конферансье объявляет наши фамилии. Выходим под дружные аплодисменты. Смотрю в зал и вижу улыбающиеся лица людей. Танцуется легко. Ушло то гнетущее чувство одиночества, которое не покидало меня со времен отъезда театра.»
«Эсмеральда». Сцена из спектакля. Ольга Иордан (Эсмеральда).
Фото 1942–1943 годов
15
Присутствовавший на премьере Дмитрий Лазарев вспоминал: «В антракте мы с женой проходим за кулисы. Ольга Генриховна встречает нас счастливым смехом: «Я смотрела в глазок, зрители даже сняли варежки, чтобы громче хлопать»
Ольга Иордан вспоминала, что после премьеры спектакля «Эсмеральда» она получила подарки: от неизвестного моряка – головку лука, от военного – полбуханки хлеба, а от артиста оперы Ивана Нечаева – бутылочку черного растительного масла.
18
РОБЕРТ ИОСИФОВИЧ ГЕРБЕК
советский артист балета, балетмейстер, балетный педагог. Заслуженный артист РСФСР 1954 г.
САХНОВСКАЯ НАТАЛИЯ ПАВЛОВНА
Солистка балета Театра оперы и балета имени С.М.Кирова.
Участница Великой Отечественной, блокадница.
19
Солистка балета Театра оперы и балета имени Кирова вместе с супругом, Робертом Гербеком, составляла «золотой дуэт». Когда началась война, Наталии Павловне было 33 года, Роберту Иосифовичу – 34. Театр эвакуировали, но «золотой дуэт» остался в Ленинграде. Оба стали не только блокадниками, но и участниками войны, оба пережили Великую Отечественную, не прекращая выступать, и ушли в почтенном возрасте в начале девяностых.
После войны «золотой дуэт» не прекратил выступать,
а в 1947-м Гербек собрал и возглавил Ансамбль классического танца, который гастролировал по Советскому Союзу с классическими постановками – балетами «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан».
Блокадный дневник Наталии Павловны Сахновской опубликован в 1992 году в серии «Петербургские мемуары». Примечательно, что в книгу вошел и монографический очерк о Роберте Гербеке, ведь у «Золотого дуэта», а именно так называли эту пару, была общая судьба.
20
В эти страшные дни войны Наталия Сахновская и Роберт Гербек работали в организованной и возглавляемой Ольгой Иордан балетной труппе Выступления эти были сродни подвигу — город из последних сил пытался выжить; артисты придумали специальные костюмы, скрывающие уродливую худобу, и из последних сил все равно выходили на сцену к зрителям — таким же блокадникам, как они сами. Воспоминание о первом выступлении в блокадном Ленинграде; "Наш первый зритель – небольшая группа людей в шинелях и ватниках, шоферы, совершившие множество рейсов через Ладогу. Давно забытое волнение – как возвращение к жизни. Но сможем ли мы станцевать и станет ли зритель смотреть на нас? Мы очень изменились. Костюмы болтаются, на руки приходится одевать длинные перчатки, на плечи – пелерину. Хочется чем-нибудь «завесить» и постаревшее лицо… Знакомые аккорды. Сердце заколотилось, и мы неуверенно выходим на эстраду… Ноги с трудом поспевают за музыкой, всего несколько движений, а мы уже почти выбились из сил. Голова кружится, в глазах темнеет, несколько раз мы споткнулись, едва удержались на ногах. К счастью, я была в «наилегчайшем весе», и Роберт с трудом, но мог поднимать меня. Скорее бы конец, только бы дотянуть! Но радость – аплодисменты! Аплодисменты. Мы нужны людям!!!»
26
Летом 1943-го группа ленинградских артистов из Молотова (Перми) на два месяца была командирована в Москву. В августе Фея Балабина, Наталия Дудинская и Константин Сергеев на две недели приехали в осажденный Ленинград. «В Москве крайне сдержанно отнеслись к нашему желанию лететь, – вспоминал Константин Сергеев. – Это было небезопасно. Город, израненный телом, но бодрый духом. Что первым бросилось нам в глаза? Идеальная чистота. На улицах народу мало, но на лицах особая сосредоточенность. Никакой паники, даже во время обстрелов. Все идет своим чередом». 9 августа состоялся их первый концерт в филармонии. «Вечером все было необыкновенно: переполненный зал, тревога, бурные аплодисменты при появлении артистов, – рассказывал оставшимся в Перми артистам Сергеев. – В зале замахали платками. Это уже не было успехом, к которому мы привыкли, это было нечто большее. За кулисы к нам пришли очень похудевшая О. Иордан, Н. Сахновская и Р. Гербек – артисты Кировского театра, оставшиеся в Ленинграде».
29
Воспоминания Сахновской: «Филармония предложила Роберту Иосифовичу и мне дать сольный концерт в Большом зале. Мы согласились и в перерывах между работой в балетном коллективе и шефскими концертами стали готовиться к этой ответственной встрече со зрителем. Она состоялась 31 октября 1942 года. Дежурная пришла за полчаса до начала концерта. Сердиться, что так поздно бесполезно, а нервничать нельзя – может не хватить сил на весь вечер. Не помню, когда открыли дверь… Помню только, как мы стояли за тяжелой бархатной портьерой нашей любимой Филармонии, как распахнулась перед нами эта портьера и мы вступили на освещенную сцену. Вмиг исчезли страхи и волнения, на смену им пришла радость, огромная радость… Никогда, казалось, не танцевали мы с таким наслаждением, никогда не ощущали такой полноты отдачи. Ласковые лица и теплый прием стали нам наградой…».
30
Из дневника Наталии Сахновской:
«18 октября 1943 г. = Торжественный день в нашей жизни. Нам, артистам, вручают медали “За оборону Ленинграда”. Нет слов, как мы счастливы. Получив награду, Роберт Гербек. произнес очень патриотическую речь. Надя Красношеева тоже хорошо сказала. Вдохновившись, последовала их примеру и я, и выступила, хотя впервые публично, но вроде неплохо, как говорят товарищи. Эта награда очень окрылила нас, мы не ожидали и с еще бóльшим настроением танцевали в этот вечер и в последующие дни.»
32
Наталия Сахновская:
«27 января 1944 - Тишина. Ни одного взрыва… затих и грозный гул отдаленной канонады… и вдруг весть! Наша армия одержала Победу, полностью разгромлен враг под Ленинградом, блокада снята. Великий праздник! Снята блокада! Какое счастье!!! Мы все выбежали на улицу, чужие люди бросались друг другу в объятия, плакали, торжествовали, рыдая.»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.