Презентация ученицы 8 класса Мартиросян Лилии «Важнейшие памятники истории, культуры и религии армянского народа».

  • Домашняя работа
  • Занимательные материалы
  • Лекции
  • Мероприятия
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 17.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Творческая работа по курсу "ОДНКНР", может использоваться на уроках географии России при изучении раздела "Население" и во внеурочной деятельности. Представлена интересная информация о Хачкарах и женщинах, сыгравших большую роль в распространении христианства в Армении
Иконка файла материала Важнейшие памятники истории, культуры и религии армянского Мартиросян.pptx

«Важнейшие памятники истории, культуры и религии армянского народа».

Работа по ОДНКНР
ученицы 7 «Б» класса
МБОУ Лицея № 6 г. Невинномысска
МАРТИРОСЯН ЛИЛИИ
(учитель Зубкова Елена Георгиевна)

Религия армянского народа


Христиансто появилось в Армении
в I веке н. э. когда, согласно
преданию, в стране проповедовали
апостолы Иисуса Христа Фаддей и
Варфоломей, последние считаются
основателями Армянской
апостольской церкви.
В начале IV века (традиционная дата — 301 год) царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией,
таким образом Армения
стала первым христианским государством в мире.

Крест-камни - ХАЧКАРЫ

В каждой культуре присутствует самобытный элемент, который не повторяется больше нигде. Такие элементы олицетворяют характер данной страны. В Армении таким символом являются «хачкары» - КРЕСТ-КАМНИ – памятники, которые не встречаются больше ни в одной стране мира.
Хачкары - это  материальная форма общения человека с Богом - являются особым видом искусства, основанное на древних национальных традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм устанавливались по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто - могильными памятниками.
Слово «хачкар» дословно переводится:
«хач» - крест и «кар» - камень.
Хачкары ставились там, где должны были быть
воздвигнуты церкви и монастыри, устанавливали
так же и деревянные кресты. Но дерево
недолговечно, и поэтому их стали заменять
каменными, а с IX века - изображениями крестов
на каменных прямоугольных плитах.

ХАЧКАРЫ

центральным символом которого является
цветущий, распустившийся подобно цветку КРЕСТ
- символ новой, вечной жизни.
Под крестом высекают круг – символизирующего
торжество христианской веры. Над крестом обычно
изображают общие для всех христианских
конфессий символы четырех евангелистов - орла,
льва, быка и ангела. Но у армян это и четыре начала
мироздания - огонь, вода, земля и воздух.
Мастеров-камнерезов, которые создают это
произведение искусства называют варпетами и их
искусство живо и востребовано по сей день.
В хачкарах присутствует дух армянского народа,
все богословие Армянской апостольской церкви.

Первая христианская дева-мученица, погибшая во имя Христа – святая дева САНДУХТ.
Ученица апостола Фаддея, в результате проповеди
которого принцесса Сандухт, дочь царя-язычника
Санатрука, обратилась в христианство. Царь любой
ценой пытался вернуть царевну к язычеству,однако
его попытки были тщетны. После долгих уговоров
разгневанный Санатрук бросил в темницу как
апостола Фаддея, так и деву Сандухт и подверг их
жестоким наказаниям. По приказу царя они оба
приняли мученическую смерть в царской
резиденции. Между IV и V веками их останки
были найдены вблизи поля Шаваршаван благодаря
божественному видению, ниспосланному монаху
по имени Кирекос. 

В принятии и распространении христианства в Армении если не первую, то точно не последнюю роль сыграли именно женщины.
Армянская Церковь канонизирует армянок, принявших мученическую смерть во имя Христа, провозгласив Их святыми.

На месте могилы святой Сандухт в X веке был построен Нарекский монастырь.

Гаянэ и Рипсимэ

и еще 35 девушек были послушницами монастыря святого Павла, недалеко от Рима. Император Диоклетиан захотел взять ее в жены красавицу Рипсимэ. Испугавшись насилия, монахини во главе с настоятельницей Гаянэ решились на побег. Преданность идеалам христианства привели к гибели - монашки перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате. И лишь двум удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ (больше известна как святая Нина (Нино) — покровительница Грузии).
Датой смерти дев считается 301 год. 
На месте гибели сначала были построены маленькие часовни, а затем воздвигнут одноименные храмы в честь мучениц. 

Манэ и Нунэ

- святые девы из числа дев-рипсимеянок.
Монахиня Нунэ проповедует в Грузии и обращает народ к вере, продолжая жить праведной монашеской жизнью. Слава о целительных способностях Нунэ доходит до царя и она исцеляет больную царицу и отказывается от драгоценных подарков и продолжает проповедовать Евангелие, благодаря чему царь Мигран (Мириан) чудом обращается к вере. В результате, по приказу Нунэ к святому Григорию Просветителю в Армению отправляется делегация с просьбой прислать в Грузию священнослужителей для того, чтобы крестить людей, миссионерствовать и оказывать им духовную помощь.
Так, святая монахиня Нунэ становится просветительницей Грузии, за что и прозвана «равноапостольной».

 

Отшельница Манэ
жила в пещере горы Сепух.
праведной жизнью, благодаря молитвам и божественным утешением. 

Святые Ашхен и Хосровидухт

Ашхен — первая царица-христианка в истории. Супруга царя Трдата III и его сестра царевна Хосровидухт сыграли главную роль в провозглашении христианства государственной религией Армении и появления первого христианского государством в мире.
У Трдата развилась необычная «свиная» болезнь, а царица Ашхен видела 5 раз вещий сон и приказала освободить Григория Просветителя из темницы, куда он был заточён царем. Господь чудом излечивает Тиридата, что послужило толчком для принятия и распространения христианства по всей армянской земле.

Первыми после царя Трдата крестились царица Ашхен и царевна Хосровидухт.
По свидетельствам армянского историка Агатангелоса, царица вместе с царем и его сестрой принимали непосредственное участие в погребении святых мучениц-рипсимеянок, ранее убитых Трдатом за отказ отречься от христианства еще в бытность его язычником. По преданию, Ашхен и Хосровидухт провели последние годы жизни в отдаленной крепости Гарни, решив удалиться от мирской суеты и посвятить свои последние годы Христу.
 
 

Цахик (Варвара)

святая жила в III веке в городе Илиополе. По преданию, Цахик втайне приняв христианство, сбежала от отца-идолопоклонника и скрылась в пещере горы Ара возле города Егвард. Согласно поверью, отец преследует дочь, находит её и убивает. Перед гибелью Цахик просила Бога, чтобы дети больные оспой и краснухой, исцелились. Господь выполняет ее просьбу.
С тех пор родители, которые молятся о благосклонности Варвары к их чадам, освобождаются от этих болезней. Именно этой легендой объясняется название места паломничества в созвучном армянскому имени девушки храме под названием Цахкеванк на горе Ара (оспа на армянском звучит как «цахик»).

Согласно поверью, в горной пещере, где укрывалась Цахик, с тех пор бъёт ключ с целебной водой. Верующие считают, что это слезы девушки-беглянки.

 

ШУШАНИК

Святая покровительница незамужних девушек и жен, терпящих обиды.
Великомученица Шушаника (Вардандухт), княгиня Ранская (475 г.) была дочерью армянского героя-освободителя — князя Вардана Мамиконяна с детских лет отличалась богобоязненностью и благочестием. Девушку выдали замуж за грузинского князя-язычника, который потребовал отречься от христианства. Княгиня ответила отказом, за что князь жестоко избил её заковал на 7 лет в кандалы и бросил в подвал, где она непрестанно молилась.
По свидетельству автора жития, духовного отца Шушаник – священника Иакова Цуртавели – все, кто приходил к ней за помощью, получали просимое, Бог – по ее молитвам – совершал бесчисленные чудеса. Она умерла в 475 году и была погребена в Грузии, в Метехском храме над рекой Кура.

 

Свято-Покровский храм

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Канакере был построен в 1913-1916 годах в селении Кенакиры (в 7-и км к северу от Эривани, ныне Еревана) для расквартированного здесь 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска.
Первоначальная временная церковь носила имя святого благоверного князя Александра Невского при размещенном здесь казачьем полку и была освящена 29 января 1906 г. в одном из помещений казармы.
В советское время церковь была обезглавлена и использовалась не по назначению — она был складом, затем стала клубом для военных. А в 1991 году, уже в независимой Армении, храм вновь открылся.

Монастырь Агарцин
находится в окружении высоких гор и служит убежищем горных орлов с Х века
Главная монастырская церковь Сурб Аствацацин называют иначе Святой
Богородицы возведено в 1248 году зодчим Минасом. Фасад церкви изображает
мужчин в монашеском одеянии и орла, сидящего на куполе.
Монастырь построили когда Армению уже захлестывала волна монгольского
нашествия. Агарцин входил в вотчинные владения князей Иванэ и Захарэ
Долгоруких – приближенных грузинской царицы Тамары, под эгидой которой
были объединены земли Армении и Грузии до вторжения монголов.

ССЫЛКИ

https://www.jartour.ru/info/armenia_arch.html
https://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_Пресвятой_Богородицы_(Ереван)
www.mouzenidis-travel.ru
www.wikipedia.org
https://drevo-info.ru/articles/11308.html