Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
классное руководство +2
Взрослым
21.02.2017
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками" состоит из нескольких разделов.
1.Общая характеристика общения
2.Специфика педагогического общения
3. Цель и функции
4.Направленность педагогического процесса
5.Модели педагогического общения
6.Модели педагогического общения
7.Основные стороны педагогического общения
8.Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе
9.Качества личности педагога, важные для общения
10.Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся и т.д.Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Психолого-педагогические основы общения с учениками.pptx
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Психолого-педагогические
основы общения с учениками
Колова Анастасия
Владимировна
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Общая характеристика общения
• Общение является чрезвычайно сложным и емким
понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие
двух и более людей с целью установления и
поддержания межличностных отношений,
достижения общего результата совместной
деятельности. С позиции отечественного
деятельностного подхода, общение - это сложный,
многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый
потребностями в совместной деятельности и
включающий в себя обмен информацией, выработку
единой стратегии взаимодействия, восприятие и
понимание другого человека
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Специфика педагогического
общения
• Педагогическое общение - специфическое
межличностное взаимодействие педагога и
воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение
знаний и становление личности в учебно-
воспитательном процессе
• Часто педагогическое общение определяется в
психологии как взаимодействие субъектов
педагогического процесса, осуществляемое знаковыми
средствами и направленное на значимые изменения
свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых
образований партнеров. Общение - неотъемлемый
элемент педагогической деятельности; вне его
невозможно достижение целей обучения и воспитания .
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
• Педагогическое общение я
вляется основной формой
осуществления
педагогического процесса.
Его продуктивность
определяется, прежде
всего, целями и ценностями
общения, которые должны
быть приняты всеми
субъектами
педагогического процесса.
Можно выделить
соответствующие уровни
педагогического общения
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
• Основная цель педагогического общения
состоит как в передаче общественного и
профессионального опыта (знаний, умений,
навыков) от педагога учащимся, так и в обмене
личностными смыслами, связанными с изучаемыми
объектами и жизнью в целом. В общении
происходит становление (т.е. возникновение новых
свойств и качеств) индивидуальности как
учащихся, так и педагогов
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
состояния обоюдной готовности к приему и
передаче учебной информации и
поддержания взаимосвязи в форме
постоянной взаимоориентированности;
– побудительную - стимуляцию активности
учащегося, направляющую его на
выполнение тех или иных учебных действий;
– амотивную - побуждение в ученике нужных
• Кроме информационной функции, можно
выделить и ряд других, например:
– контактную - установление контакта как
эмоциональных переживаний ("обмен
эмоциями"), а также изменение с его
помощью собственных переживаний и
состояний и др.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
• Педагогическое общение
создает условия для
реализации потенциальных
сущностных сил субъектов
педагогического процесса.
Высшая ценность
педагогического общения -
индивидуальность
педагога и учащегося.
Собственное достоинство
и честь педагога,
достоинство и честь
учащихся - важнейшая
ценность педагогического
общения.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Направленность педагогического
процесса
• Специфика педагогического общения, прежде
всего, проявляется в его направленности. Оно
направлено не только на само взаимодействие и
на обучающихся в целях их личностного развития,
но и, что является основным для самой
педагогической системы, - на организацию
освоения учебных знаний и формирование на этой
основе умений. В силу этого педагогическое
общение характеризуется как бы тройной
направленностью - на само учебное
взаимодействие, на обучающихся (их актуальное
состояние, перспективные линии развития) и на
предмет освоения (усвоения)
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Модели педагогического
общения
Учебно-дисциплинарная модель
общения. . Для рассматриваемой модели
общения характеренавторитарный стиль
общения где:
– Способы общения: наставления, разъяснения,
запреты, требования, угрозы, наказания,
нотации, окрик.
– Тактика общения: диктат или опека.
– Личностная позиция: удовлетворить
требования руководства и контролирующих
инстанций.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
• В результате
такой модели
общения
происходит
пагубное
воздействие на
личность
ребенка.
Альтернативу
этой модели
составляет
личностно-
ориентированная
модель общения
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Личностно-ориентированная
модель общения.
• Цель личностно-
ориентированной модели
общения - обеспечить
чувства психологической
защищенности ребенка,
доверие его к миру,
радость существования,
формирование начала
личности, развитие
индивидуальности
ребенка.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
• Данная модель общения характеризуется тем, что
взрослый взаимодействует с ребенком в процесс
общения. Формирование знаний, умений и
навыков является не целью, а средством
полноценного развития личности.
• Способы общения: понимание, признание и
принятие личности ребенка, основанное на
формирующейся у взрослых способности к
умению встать на позицию другого.
• Тактика общения: сотрудничество, создание и
использование ситуаций, требующих проявления
интеллектуальной и нравственной активности
детей.
• Личностная позиция педагога: исходить из
интересов ребенка и перспектив его дальнейшего
развития.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Основные стороны
педагогического общения
• В социальной
психологии принято выделять
три основные стороны общения
– взаимное восприятие и понимание
людьми друг друга (перцептивный
аспект общения);
– обмен информацией
(коммуникативный аспект);
– осуществление совместной
деятельности (интерактивный
аспект).
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Механизмы межличностного восприятия в
педагогическом процессе
– проецирование (неосознанная склонность
приписывать другим свои собственные мотивы,
переживания, качества);
– децентрация (способность человека отойти от
собственной эгоцентрической позиции, способность к
восприятию точки зрения другого человека);
– идентификация (неосознанное отождествление себя с
другим либо сознательная мысленная постановка себя
на место другого);
– эмпатия (постижение эмоциональных состояний
другого человека в форме сопереживания);
– Стереотипизация (механизм межличностного
познания)
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Качества личности педагога,
важные для общения
– фасцинация (основа обаяния);
– прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в
тембровом отношении;
– импровизационный ум;
– эмпатия (способность поставить себя на место
другого);
– доброжелательность;
– аутентичность (умение быть собой);
– инициативность в общении;
– непосредственность;
– принятие своих и чужих без страха;
– стремление к самопознанию.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Стиль педагогического общения
• Педагогическое
общение осуществляется в
разнообразных формах, зависящих
главным образом от
индивидуальных качеств педагога
и его представления о
собственной роли в этом процессе.
Существует несколько
классификаций педагогических
стилей, базирующихся на разных
основаниях.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Регламентированный
стиль
• предусматривает строгое подразделение и
ограничение ролей участников педагогического
процесса, а также следование определённым
шаблонам и правилам. Его преимущество, как
правило, в чёткой организации учебно-
воспитательной работы. Однако для этого процесса
характерно возникновение новых, неожиданных
условий и обстоятельств, которые не
предусмотрены изначальной регламентацией и не
могут быть бесконфликтно под неё "подогнаны".
Возможности коррекции педагогического
взаимодействия в нестандартных условиях в
рамках регламентированного стиля весьма низки.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Импровизационный
стиль
• Импровизационный стиль в этом плане обладает,
значительным преимуществом, т.к. позволяет
спонтанно находить решение каждой, вновь
возникающей ситуации. Однако способности к
продуктивной импровизации весьма индивидуальны,
поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле
не всегда возможно. Достоинства того или иного стиля
дискуссионны; оптимальным представляется
гармоничное сочетание в педагогическом процессе
элементов регламентации и импровизации, что
позволяет одновременно соблюсти необходимые
требования к процессу и результату обучения, а также
при необходимости скорректировать механизмы
взаимодействия
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Традиционное подразделение
стилей
• Крайней противоположностью авторитарному
выступает стиль педагогического общения,
который может быть расценён
как попустительский.
• Оптимальным представляется так называемый
демократичный стиль общения, при котором
имеет место определённая регламентация
ролей участников диалога, не ущемляющая,
однако, свободы проявления индивидуальных
склонностей и особенностей характера.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Влияние характера
педагогического общения на
психическое развитие учащихся
• Воспитательное значение общения
заключается не только в том, что оно
расширяет общий кругозор человека и
способствует развитию психических
образований, которые необходимы ему для
успешного выполнения деятельности, носящей
предметный характер. Воспитательное
значение общения заключается еще и в том,
что оно является обязательным условием
формирования общего интеллекта человека и,
прежде всего, многих его перцептивных,
мнемических и мыслительных характеристик.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
• Некоторые педагоги считают
допустимым с целью наказания ученика
либо для снижения его завышенной
самооценки публично высмеять его,
подчеркнуть (нередко с преувеличением)
его недостатки, провести невыгодное
сравнение с достижениями сверстников.
Презентация " Психолого-педагогические основы общения с учениками"
Заключение
• Общение - это сложный, многоплановый
процесс установления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями
в совместной деятельности и включающий в
себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия,
• Эффективность педагогического общения в
немалой степени определяется личностными
качествами учителя.
• Основные функции педагогического общения:
информационная; контактная; побудительная;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.