Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Разработка раздела программы
по теме «АФРИКА»
Надысина Вера Петровна
учитель географии высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 14 г. Сарова
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Сущность образования
• Освоение содержания знаний о природе,
обществе, мышлении, способах деятельности,
• Овладение системой интеллектуальных и
практических навыков и умений,
• Освоение опыта творческой деятельности,
• Овладение опытом эмоциональноволевого
отношения к миру, другим людям, которые
дают возможность личности
самосовершенствоваться.
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
личностноориентированного
Принципы
обучения
• Принцип природосообразности
• Принцип культуросообразности
• Принцип индивидуальноличностного подхода
Личностноориентированное обучение
способствует развитию
• Образного восприятия
• Творческого мышления
• Эмоциональноличностного отношения к
учению
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Тема «Африка».
«Край древнейших ландшафтов и цивилизаций.
Бескрайние просторы под палящими лучами солнца
И успокоительная влага величайших рек континента.
Контраст нищеты и богатства стран,
Край неведомых диких зверей.
И независимо от цвета кожи и национальности
Наши корни здесь!
Все это об Африке: известной и неизвестной,
далекой и таинственной!»
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Цели и задачи темы «Африка» в
разделе «Материки и страны».
•
•
•
•
•
освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы Африки, населения и хозяйства разных стран;
овладение умениями использовать географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии,
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание взаимопонимания с другими народами, экологической
культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни
для сохранения окружающей среды и социально – ответственного
поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной
территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности
окружающей среды как формы жизнедеятельности.
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Принцип индивидуально
личностного подхода.
•
«Скажи мне и я забуду.
• Покажи мне и я запомню.
• Вовлеки меня – и я научусь».
(Китайская мудрость)
Моя задача – дать знания не в готовом виде, а
научить самостоятельно найти ответ, постоянно
стимулируя познавательную деятельность,
любознательность, самостоятельность. Создать
комфортную психологическую атмосферу на уроке,
ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и
радость общения и учителю, и ученику. Происходят
качественные изменения в структуре личности
ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания,
избавляется от различных комплексов.
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Критерии личностноориентированного урока
• Сообщение в начале урока не только темы, но и
порядка организации учебной деятельности (наличие
плана).
• Использование субъектного опыта учеников.
• Создание положительного эмоционального настроя на
работу у всех ребят в ходе урока.
• Создание условий для проявления познавательной
активности учащихся и достижения успеха каждым
учеником.
• Создание атмосферы заинтересованности каждого
ученика в работе класса.
• Применение на уроке специально разработанного
дидактического материала, использование
разноуровневых заданий, позволяющих ученику
самому выбирать вид и форму материала (словесную,
графическую, условносимволическую)
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Критерии личностноориентированного урока
• Ориентация деятельности учащихся на развитие
интеллектуальных умений, на формирование учебной
деятельности.
• Повышение степени самостоятельности в учебной
деятельности, реализация стратегии сотрудничества,
сочетание фронтальной работы с классом с групповыми
формами деятельности.
• Обсуждение в конце урока что нового узнали, что
понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось
выполнить еще раз, что сделать подругому.
• Оценка определяется по конечному результату, пути его
достижения, самостоятельности, оригинальности.
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Порядок организации учебной деятельности
(наличие плана урока )
УРОК № 1 «Африка: образ материка.»
УРОК № 2 «Рельеф Африки»:
План урока:
1) Актуализация знаний –
«Характеристика континента».
2) Изучение нового материала:
– рассказ учителя, работа с учебником, с
картами «Строение земной коры» и
«Физической картой Африки»;
представление проекта «Африка –
часть древнего материка»;
3) Закрепление изученного материала:
подготовка буклетов туристической
фирмы об интересных частях
материка – работа в группах;
выполнение разно уровневых заданий;
4) Итоговый контрольтест.
5) Домашнее задание.
6) Подведение итогов урока.
План урока:
1. Актуализация субъектного опыта
учащихся – игра «Закончи
предложение».
2. Изучение нового материала:
–
–
–
рассказ учителя, работа с картами
«Физическая карта мира» и
«Физическая карта Африки»,
материал учебника стр.88;
Практикум:
« 1.Определение: а) географических
координат крайних точек Африки;
б) протяженности Африки в
градусах и километрах (по
градусной сетке) по 20 градусу в. д.
2. Обозначение на контурной карте
Африки изучаемых географических
объектов».
3. Закрепление изученного материала:
•
выполнение географического
диктанта.
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
УРОК № 6 Африка: путешествие (2)
План урока:
Использование субъектного опыта
учащихся.
Заполнение «Таблицы рекордов Гиннеса»
по теме урока «Африка: путешествие
(2)»:
1. Актуализация субъектного опыта
учащихся «Таблица рекордов
Гиннеса» для Африки.
2. Изучение нового материала:
•
рассказ учителя, работа с текстом §
28 и картами путешествий;
характеристика реки Конго по
плану;
заполнение таблицы «Природные
зоны Африки»;
сообщения учащихся об
особенностях природы и населения
данных регионов.
3. Закрепление изученного материала:
•
географический диктант
«Особенности рек и озер Африки»;
выполнение разно – уровневых
заданий.
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
•
•
•
•
•
•
•
Самый молодой горный массив в регионе
–
Самая высокая точка Африки –
Самая протяженная река
• Крупнейший остров –
• Крупнейший полуостров –
•
•
•
Самое большое озеро –
Глубочайшее озеро –
Самый большой по численности
населения город
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Использование разноуровневых заданий,
позволяющих ученику самому выбирать вид и
форму материала
УРОК № 4 Африка в мире.
История освоения и население Африки.
План урока:
1. Актуализация субъектного опыта учащихся
– работа в группах (группы дублеры).
география колонизации
сообщения учащихся о
рассказ учителя с элементами
2. Изучение нового материала:
•
беседы об исследованиях Африки;
•
Африки – работа с картой на рис. 73 учебника;
•
коренном населении Африки – презентация;
3. Закрепление изученного материала:
•
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
выполнение разно уровневых заданий.
Разно уровневые задания на этапе
закрепления изученного материала.
1 уровень.
1. Используя карту «Народы и плотность
населения мира», определите, какие
народы населяют Африку? К каким
расам относятся народы севера, центра
и юга материка?
2 уровень.
1.Обоснуйте правильность утверждения, что
к населению Африки неприменим
единый образ «африканца».
3 уровень.
1. Объясните, как колониальное прошлое
повлияло на уровень жизни населения и
хозяйственное развитие Африки.
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Инструкция при организации работы с
разноуровневыми заданиями.
• Инструкция:
• Выполните одно задание по выбору (из 3).
• Инструкция:
• Кто не совсем уверен в своих силах, хочет
закрепить свои знания – выбирает задание 1.
• Кто чувствует, что освоил материал по теме
прочно – выбирает задание 2.
• Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить
свои силы и возможности – выбирает задание 3
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Ориентация деятельности учащихся на развитие
интеллектуальных умений, на
учебной деятельности.
формирование
УРОК № 3 Климат и внутренние
воды Африки.
План урока:
1.Проверка знаний по д/з – индивидуальный
опрос.
2. Актуализация субъектного опыта – работа в
парах
3.Изучение нового материала:
•
•
рассказ учителя;
практикум « Описание по климатической карте
климата отдельных пунктов (температура января и
июля, продолжительность зимы и лета,
господствующие ветры, годовое количество осадков и
распределение их по временам года)»;
Пошаговый контроль тесты по теме «Климат»;
Работа в группах – представление проектов по
темам «Реки Африки» и «Озера Африки»
презентация;
Пошаговый контроль кроссворд по теме «Реки
Африки».
•
•
•
4. Закрепление изученного материала –
географический диктант.
5.Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока.
Выполнение теста и самопроверка по
теме «Климат»:
Определите, какому климатическому
поясу соответствуют данные признаки:
1. Занимает полосу между 20°с. ш.
и 20°ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и
побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на
самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и
сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима
теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда
идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают
летом.
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Метапредметные результаты:
Урок №3 Климат и внутренние воды
Африки.
Сегодня на уроке мы будем пользоваться
отрывками из стихотворений этого поэта при
характеристике многих рек материка. А его
фамилию вы узнаете в конце урока, разгадав
кроссворд.
Кроссворд по теме «Реки Африки» на этапе
изучения нового материала пошаговый
контроль:
• Вопрос № 3 . Точно медь в
раскаленном железе,
Иглы пламени врезаны в ночь,
Набухают валы на Замбези
И уносятся с гиканьем прочь.
•
Вопрос № 4 Для него ежегодно
разливы
Этих рыжих всклокоченных вод
Затопляют богатые нивы,
Где тройную он жатву берет.
• Межпредметные связи с
математикой на этапе определения
координат и протяженности
материка Африка – Урок №1.
Африка: образ материка.
• Межпредметные связи с историей
на этапе изучения колониального
прошлого материка Урок №4.
Африка в мире.
• Межпредметные связи с биологией
на этапе знакомства с органическим
миром Африки, его
приспособленностями к обитанию в
разных условиях – Уроки №56.
Африка: путешествие (1) и (2).
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Повышение степени самостоятельности в учебной
деятельности, сочетание фронтальной работы с
классом с групповыми формами деятельности.
УРОК № 2 «Рельеф Африки»:
План урока:
1) Актуализация знаний –
«Характеристика континента».
2) Изучение нового материала:
– рассказ учителя, работа с учебником, с
картами «Строение земной коры» и
«Физической картой Африки»;
представление проекта «Африка –
часть древнего материка»;
3) Закрепление изученного материала:
подготовка буклетов туристической
фирмы об интересных частях
материка – работа в группах;
выполнение разно уровневых заданий;
4) Итоговый контрольтест.
5) Домашнее задание.
6) Подведение итогов урока.
Групповая форма работы на этапе
закрепления изученного материала:
I гр. – Атласские горы
II гр. – Эфиопское нагорье
III гр. – Драконовы горы
IV гр. Рувензори.
•
•
•
•
• V гр. – ВосточноАфриканское
плоскогорье.
План:
1)В какой части материка
расположена форма рельефа?
2)В каком направлении тянется?
3)Каковы размеры?
4)Каковы наибольшая высота,
преобладающие высоты?
5)А это вы знаете?
•
•
•
•
•
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Приемы создания
познавательной мотивации
• Связь изучаемого материала с жизнью,
с достижениями науки и техники.
• Создание проблемной ситуации.
• Использование художественной и научнопопулярной
литературы, произведений искусства.
• Экскурсы в историю.
• Привлечение занимательных примеров, опытов,
парадоксов.
• Организация познавательных игр, дискуссий.
• Новизна знаний, неожиданность, необычность,
странность, несоответствие прежним представлениям
• И другие.
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Создание условий для проявления
познавательной активности учащихся.
1. Творческое задание на этапе
контроля и самопроверки
Перед вами лежат
карточки с африканскими
пейзажами, нарисуйте себя
там, где вы сейчас хотели бы
оказаться. Какое место на
изученной нами территории
сейчас больше всего
соответствует вашему
настроению?
Прокомментируйте ваш ответ.
УРОК № 5 Африка: путешествие (1).
План урока:
1. Проверка знаний по д/з – индивидуальный
опрос.
2. Подготовка к активной умственной
деятельности – фронтальная беседа.
3. Изучение нового материала:
•
инструктаж учителя о правилах
путешествия по материку – рубрика
«Шаг за шагом», работа с картами
путешествий;
работа с учебником – комментированное
чтение текста с. 107;
сообщение учащегося по теме «Саванна
– степь с деревьями».
4. Закрепление изученного материала –
систематизация знаний:
заполнение таблицы «Природные зоны
Африки».
выполнение творческого задания.
5. Контроль и самопроверка:
•
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока.
•
•
•
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Подведение итогов урока
• Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
• Что понравилось на уроке (а что не понравилось? )
• А кто понравился?
• Что запомнилось?
• Какое задание хотелось бы сделать еще раз?
• Если бы вам представилась возможность
путешествия, какой бы изученный район вы
посетили и почему?
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Итоговое тестирование по теме
• Итоги тестов по теме Африка за 3 года
«Африка».
Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и
дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником
посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний. К примеру, в прошлом
20152016 учебном году коэффициент успешности моей работы в 7 классе по теме
«Африка» составлял 92% , коэффициент качества – 64%, а в этом учебном году
коэффициент успешности100% , коэффициент качества – 74%.
Учебный
год
20142015
20152016
20162017
Класс
По
списку
Писали
работу
«5»
«4»
«3»
«2» %
успешности
7 А
7 Б
7 А
27
26
25
26
25
23
8
7
8
7
9
9
8
7
6
3
2
88,4 %
92 %
100 %
%
качества
57,6 %
64 %
74 %
СОУ
61,1 %
62,5 %
69,2 %
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
Результаты освоения темы
«Африка»
Применение технологии личностно – ориентированного обучения на уроках
Применение технологии личностно – ориентированного обучения на уроках
географии, в частности при изучении темы «Африка» способствовало:
географии, в частности при изучении темы «Африка» способствовало:
обеспечению благоприятной эмоциональной атмосферы, что является предпосылкой
обеспечению благоприятной эмоциональной атмосферы, что является предпосылкой
для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности;
для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности;
осуществлению индивидуального подхода к детям, подбору учебного материала исходя
осуществлению индивидуального подхода к детям, подбору учебного материала исходя
из его развивающих возможностей;
из его развивающих возможностей;
усвоению знаний и умений учащихся при изучении данной темы;
усвоению знаний и умений учащихся при изучении данной темы;
развитию навыков самостоятельной работы;
развитию навыков самостоятельной работы;
развитию коммуникативных навыков;
развитию коммуникативных навыков;
созданию на уроках ситуации успеха через предложение выбора задания;
созданию на уроках ситуации успеха через предложение выбора задания;
овладению уровневым подходом, что дает возможность учителю осуществлять
овладению уровневым подходом, что дает возможность учителю осуществлять
диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Презентация "Африка - разработка раздела программы"
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.