Презентация "Древние образы в народном искусстве"
Оценка 5

Презентация "Древние образы в народном искусстве"

Оценка 5
Презентации учебные
doc
изобразительное искусство
5 кл
22.04.2018
Презентация "Древние образы в народном искусстве"
Публикация является частью публикации:
Конспект урока Древние образы в древнем искусстве.doc
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА I четверть У р о к   1 . Т е м а :  «ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ.                                 СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ФОРМЫ» Цель урока: познакомить обучающихся с понятием и языком декоративно­ прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного  образного языка декоративно­прикладного искусства, его связь с явлениями  жизни. Задачи: 1.  Познакомить   учащихся   со   славянской   орнаментальной   символикой   и   ее историей. 2.   Воспитывать   любовь   к   национальному   искусству,   к   различным   видам народного творчества. 3.   Развивать   эстетический   и   художественный   вкус,   творческую   и познавательную активность. 4. Рассказать учащимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества. О б о р у д о в а н и е   и   м а т е р и а л ы : 1.Художественные материалы. 2.Таблица с изображением чаши­календаря и знаков­символов. 3.Предметы ДПИ, широко используемые в быту (посуда, деревянные ложки, подносы, украшения, игрушки, игрушки­свистульки). 4.Подборка иллюстраций с изображением орнамента на предметах быта. 5.Презентация. ПЛАН УРОКА 1.Организационный момент:  Приветствие учащихся  Проверка готовности к уроку.  2.  Сообщение темы, цели и задач урока.  3.  Теоретическая часть. Вводная  беседа о древних орнаментах с           использованием игровой ситуации (открыть тайну рисунков на         «старинной»  вазе), презентация. 4.  Закрепление понятия о символах в славянском  орнаменте и их культовом       значении. 5.  Постановка художественной задачи. 6.  Практическое выполнение задания. 7.  Подведение итогов и обсуждение работ. 8 . Задание на дом. Х о д   у р о к а 1.Организационный момент:  Приветствие учащихся  Проверка готовности к уроку.    2.  Сообщение темы (слайд 1), цели и задач урока (слайд 2). 3.  Теоретическая часть. Вводная  беседа о древних орнаментах с           использованием  игровой  ситуации (открыть тайну рисунков на         «старинной»  вазе), презентация. У ч и т е л ь .   Ребята!   В   течение   этого   учебного   года   мы   будем   изучать декоративно­прикладное искусство и его место в жизни человека.      (слайд 3)     Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом   человека.   С   произведениями   декоративного   искусства   люди встречаются   повсеместно.   Оно   получило   название   от   латинского  decoro  ­ украшаю.  Все   предметы,   окружающие   человека,   должны   быть   не   только удобными, практичными, но и красивыми.     (слайд 4) Декоративно­прикладное искусство (ДПИ) ­ это создание художественных изделий,   имеющих   практическое   назначение   в   быту   и   отличающихся декоративной   образностью   (посуда,   мебель,   ткан и ,   одежда,   украшения, игрушки и т. д.).       Давайте назовем такие предметы в нашем быту. Образный   язык   декоративного   искусства   имеет   свои   особенности.   Цвет   и форма часто имеют символическое значение.            Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаянья, свое понимание устроения мира и его красоты.      Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость ­ сделанная на Руси нашими предками чаша­календарь. (слайд 5)      Рассмотрим ее внимательно. Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что­нибудь разузнать о ней?            Оказывается, люди верили в то, что если есть желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить.      Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные  молнии,  кто  заставляет  лить  дождь? И  все  его  главные   вопросы были связаны с небом, солнцем, землей и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.            Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной ­ расцветает, летом плодоносит,   осенью   ­   увядает.   И   все   это   зависит   от   великого   и могущественного светила ­ Солнца. Всякий человек, большой или маленький, умеющий чувствовать красоту природы, радуется, видя, как «великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», как искрятся капли на травах, как появляется радуга после дождя. Наверное, от этой радости у детей в каждом рисунке   Солнце. За все, то многое, что может дать Солнце человеку, его и считали   самой­самой   главной   силой   и  устраивали   в  честь   него   праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное, лето хлебородное».            (слайд 6)     Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки солнца в орнаменте?   Конечно,   прежде   всего,   это   кружок.   Кружок,   разделенный крестом на четыре части, ­ это тоже знак   Солнца. Почему? Верно, в году четыре времени года. Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.            Зарисуйте в строку знаки Солнца. В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где­то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его.            Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей наливал в такую чашу воду и произносил над ней заклинание, то есть просьбу, чтобы пошел дождь.       О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели   на   Руси   был   посвящен   богу   грома   и   молнии   Перуну.     Но   как   ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в   четверг.   Значит,   желание   это   почти   никогда   не   сбывалось   в   этот   день. Поэтому   в   народе   и   появилась   поговорка   ­   «после   дождичка   в   четверг». Ребятишки   тоже   помогали   просить   дождик.   Они   выбегали   на   улицу   с нарядными расписными глиняными игрушками ­ свистульками ­ и свистели в них, звали дождевые облака (показать свистульки).        4. Закрепление  понятия о символах в славянском  орнаменте и их  культовом значении.          Зарисуйте в строку знаки дождя и знаки воды в виде извилистых  линий. Эту строку расположите под знаками Солнца.         С водой связаны и образы русалок. Каждый знает, что их изображают в виде девушек с рыбьими хвостами. Но не каждый знает, что давным­давно их рисовали   в   виде   птиц   с   девичьими   лицами.   В   одной   красивой   легенде, дошедшей до нашего времени, рассказывается о том, что русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко­далеко на край света. У них   длинные   косы,   красивые   лица   и   огромные   сильные   крылья.   Русалки возвращаются   туда,   где   родились.  А   случается   это   всего   один   раз   в   году весной, для того чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу,   и   хлеб   начинает   колоситься.   И   все   верили,   что   от   русалок   зависит плодородие земли (показать русалку­птицу).           (слайд 7)       В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их   изображали?   Верно,   в   виде   точек.   Семена­точки   можно   увидеть   в квадратах и ромбах орнамента (показать).         Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы ­ значит, будет урожай. Найдите в орнаменте чаши знаки ростков и зарисуйте их в строке под знаками семян.          (слайд 8,9)      Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на чашах и увидели, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но   и   определенный   смысл   в   изображаемый   им   мир,   свое   желание   жить   в согласии   с   природой   свободней   и   уверенней.   Знаки   солнца,   воды,   семян, ростков ­ это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнамен­ тов, чередуя, повторяя знаки.  6. Практическое выполнение задания.             А теперь, ребята, пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу (чашу) чародейными узорами. Ребята могут придумать свою форму чаши и самостоятельно сочинить еще 2­ 3   линейных   орнамента   на   ней,   используя   полученные   знания   о   знаках­ символах. 7.  Подведение итогов и обсуждение работ. 8 . Задание на дом. Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских  сказок.

Презентация "Древние образы в народном искусстве"

Презентация "Древние образы в народном искусстве"

Презентация "Древние образы в народном искусстве"

Презентация "Древние образы в народном искусстве"

Презентация "Древние образы в народном искусстве"

Презентация "Древние образы в народном искусстве"

Презентация "Древние образы в народном искусстве"

Презентация "Древние образы в народном искусстве"

Презентация "Древние образы в народном искусстве"

Презентация "Древние образы в народном искусстве"
Скачать файл