Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей:
1. Основы православной культуры;
2. Основы мировых религиозных культур;
3. Основы светской этики;
4. Основы исламской культуры;
5. Основы буддийской культуры;
6. Основы иудейской культуры.
Методическая система любого урока
1. Целевой компонент урока.
Цели обучения – это идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся. Цели обучения имеют долговременный характер, они определяются для целого цикла уроков.
А для конкретного урока определяются его задачи, тесно связанные с результатами, которые могут быть достигнуты на уроке.
2. Содержательный компонент урока
Содержание урока отражает различные элементы социального опыта, которые усваиваются учащимися: знания; навыки и умения; опыт творческой деятельности; опыт ценностного отношения к объектам и явлениям.
Содержание урока – это материал, с помощью которого реализуются задачи урока: тексты, задания и упражнения и т.п.
3. Методы обучения
Методы обучения – это способы взаимосвязанной упорядоченной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования. Отдельные детали метода, его составные части являются методическими приемами.
Методы обучения
1. по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). традиционные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемные (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский)
2. по источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа, школьная лекция, дискуссия, работа с учебной книгой), наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация) и практические (упражнения, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа.)
4. Средства обучения
Средства обучения характеризуют оборудование педагогического процесса. Основным средством обучения, как правило, является учебник. В дополнение к нему используются различные учебные пособия и другая учебная литература, тетради с печатной основой, дидактические материалы, наглядные пособия, технические средства обучения, лабораторное оборудование, приборы, инструменты, материалы и др.
5. Формы учебной работы
Формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.
Форма обучения - это конструкция отрезка процесса обучения, которая предполагает упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала (И.М.Чередов).
Основными формами учебной работы являются фронтальная, групповая и индивидуальная.
Особо выделяется коллективный способ обучения (КСО), предполагающий работу детей в парах сменного состава.
Важно учесть и способы взаимодействия учителя и учащихся: роли и функции учителя и учащихся в учебном процессе; субъектная или объектная позиция ребенка в обучении; характер учебной активности школьников; особенности общения педагога и учеников и учащихся друг с другом.
Задачи урока необходимо соотносить с результатами. В соответствии с ФГОС НОО это могут быть предметные, метапредметные и личностные результаты.
На уроке могут использоваться различные измерители результатов: проверочные работы, диктанты, тесты, специальные диагностические задания и др.
Общие требования к современному уроку
1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников.
2. Построение урока на основе системно-деятельностного подхода
3. Продуманность методической системы урока
а) Продуманность целей и задач урока.
б) Комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока.
Общие требования к современному уроку
в) Целесообразный выбор форм и методов обучения.
г) Целесообразное использование средств обучения.
4. Продуманность структуры и логики построения урока:
5. Четкая организация класса.
6. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.
7. Соблюдение психологических требований к уроку.
8. Здоровьесберегающая направленность урока.
Структура урока в соответствии с деятельностным подходом:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального
затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие«
детьми нового знания).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней
речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Урок ОРКСЭ должен включать:
1. Коммуникативные ситуации, нравственные ситуации, проблемные ситуации для эмоциональной включенности ребенка
2. Эмоционально-смысловую кульминацию
3. Работу с текстами, ключевыми словами, нравственными понятиями, со словарем
4. Работу с иллюстративным материалом
5. Совместную деятельность учащихся (учебное сотрудничество - диалоговая форма, задания на осмысление и выражение собственного мнения, инсценировки, разыгрывание по ролям,…)
5. Дидактические игры и игры на общение (ритуалы)
6. Дифференцированные задания
7. Дополнительный материал (художественные и научно-познавательные тексты, иллюстративный материал)
8. Рефлексию для создания завершенного эмоционального образа урока
Критерии, предложенные лабораторией гражданского становления личности
Формулировка целей, задач урока в соответствии с программой курса и местом урока в данном модуле.
Отбор содержания урока с учетом эмоционально-нравственного опыта детей и психолого-возрастных особенностей младших школьников.
Рациональность, логичность учебных заданий, их характер (творческий, продуктивный, репродуктивный).
4. Методы и приемы обучения, их
направленность на активизацию
познавательной активности учащихся.
5. Целесообразность использования на уроке
информационно-коммуникационных и
других педагогических технологий.
6. Оптимальное сочетание форм работы –
фронтальной, индивидуальной, групповой.
Организация учебного сотрудничества.
7. Направленность учебных заданий на
взаимодействие с семьей.
Каждый критерий может оцениваться
3 баллами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.