Есть в Нижегородской области небольшой городок с названием Городец. Издавна славится он народными умельцами, работы которых известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Презентация рассказывает об истории и развитии одного из народных промыслов - Городецкая роспись. Данный материал может быть использован для проведения уроков ИЗО или во внеклассной работе.Презентация "Городец мастеровой" рассказывает об истории и современном развитии народных промыслов в городе Городец.
В Нижегородском Поволжье ввиду бедности
почв население издавна занималось торговлей,
судостроением, различными ремёслами. Это
было вызвано, с одной стороны, бедностью
местных почв, с другой – богатством леса и
близостью Волги.
В городской округе более всего была
распространена обработка дерева
изготовление деревянной посуды, прялок, саней,
дуг и прочих изделий.
Городец был известен не только как крупный центр торговли
хлебом и изделиями из дерева, но и центр пряничного дела.
Выпечка печатных пряников – один из самых старых местных
промыслов, известен он с XVIII столетия.
Расцвет пряничного дела пришёлся на конец XIX века.
Городецкие пряники славились наравне с тульскими. С
Нижегородской ярмарки они расходились по всему
Поволжью, шли на Дон и в Сибирь. Благодаря использованию
резных досок пряник был не только лакомством, но и
настоящим произведением искусства. На печатных досках
вырезались звери, птицы, гербы с двуглавыми орлами и др.
Бок о бок с промыслами
развивалось и народное
декоративноприкладное
искусство. Городец XIX века был
не только богатым купеческим
селом, но и местом сбыта изделий
кустарных промыслов,
преимущественно резьбы и
росписи по дереву.
Среди прочего товара
продавались в Городце и донца
прялок. В отличие от прялок из
других губерний России,
нижегородские были разборные,
с узким гребнем и и широкой
дощечкой для сидения (донцем).
После работы крестьянка
вынимала гребень и вешала донце
на стену как украшение избы.
Прялка была верной спутницей
крестьянки на протяжении всей
жизни.
Благодаря смене резца на
послушную кисть мастера
начали писать самые разные
сюжеты. Любимыми сценами
городецкой росписи были
сценки из купеческого быта:
семейные праздники,
застолья, чаепития, приемы
гостей, гулянья кавалеров с
барышнями. Кроме донец
мастера расписывали туеса,
солонки, сани, дуги, детские
стульчики, каталки, игрушки.
На манеру городецкой росписи повлияли
иконопись и книжная миниатюра. Важно отметить,
городецкие мастера перенесли из искусства резьбы
много готовых, уже прочно сложившихся сюжетов.
что новое искусство росписи не рассталось с
прежней традицией украшения донец, напротив,
выросло из неё. При переходе к росписи
Современный Городец –
известный на всю Россию
центр развития
художественных
промыслов. Сегодня живут
в городе и радуют глаз
замечательные промыслы и
ремёсла: жбанниковская
свистулька, резьба и
роспись по дереву, золотое
шитье и многие другие.
Богатые традиции народного искусства живут в творчестве
современных городецких . художников. В их творчестве
продолжают развиваться такие черты городецкой росписи как
праздничность, богатство красок, сюжетные мотивы.
Презентация
выполнена по
материалам научного
сотрудника
Городецкого
краеведческого музея
А.Н.Еранцева.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.