Окружающий мир
Тема: Водные богатства нашего края
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов
нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека;
способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и
искусственных водоемах, о водоемах страны, о частях реки; развивать интерес к
предмету «Окружающий мир»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником;
формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и
искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия
значимости водоемов в жизни
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в
учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные
выводы
Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному
ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою
работу
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог,
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки
Оборудование: телевизор, ноутбук
Организационная структура урока
I.
Мотивация к учебной деятельности
СЛАЙД 1, 2
Вам новое предстоит узнать
И друзьям потом об этом рассказать.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода…
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд вам надо разгадать.
(Приложение 1)
СЛАЙД 3, 4
II.
Сообщение темы урока СЛАЙД 5
III. Изучение нового материала
1. Беседа по теме урока
Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах)
Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг,
океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.
Оставшиеся слова разделите на группы по их происхождению. (Естественные
– водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные
человеком.)
Разделите водоемы на группы, заполнив таблицу (Приложение 2):
естественные
река
озеро
море
океан
ручей
Водоемы
искусственные
канал
пруд
водохранилище
СЛАЙД 6, 7
СЛАЙД 8, 9
Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?
Что дает начало любой реке? (Родник)
Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в
землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть
испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя
родники.
СЛАЙД 10
Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки,
ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие
реки впадают в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки
притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется
исток, а место куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до
10 000 километров.
Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?
В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а
также подземными водами.
Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление
природы?
За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод)
Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.
2. Работа с картой Как реки обозначаются на карте? Найдите на карте реки: Волга, Ангара,
Енисей, Лена.
Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление,
заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек.
Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Например, в
Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро
Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.
Какие озера вы знаете? Покажите их на карте.
Назовите естественные водоемы Крыма, которые вы знаете.
Физминутка
Дождь
Капля – раз, капля – два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Капкап, капкап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
3. Рассказ учителя о крымских каналах, водохранилищах и других водных
ресурсах (Приложение 3)
СЛАЙД 11, 12
Перечислите искусственные водоемы нашей республики.
4. Рассказ учителя о реках и озерах Крыма (Приложение 4)
5. Работа по учебнику
СЛАЙД 13
Составьте рассказописание реки по плану в учебнике (с.154).
А вы знаете, как себя правильно вести у водоема? Прочитайте об этом в
учебнике (с.155 – 156).
Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в
водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор
на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
6. Обобщение
Течет река … Течет река …
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать!
Словами – ах! – не передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне!
В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же
назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?
Значение дом для растений и животных
место отдыха
вода для питья
водоемов вода для хозяйственных нужд
«свободный путь» (перевозка грузов)
СЛАЙД 14
Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд
человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один
завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой
воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые
загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг
водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые
промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими
веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?
СЛАЙД 15
IV. Итог урока
Что нового узнали?
Какое значение в природе имеют водоемы?
Где пригодятся эти знания?
Как оцениваете свою работу на уроке?
СЛАЙД 16
V.
Домашнее задание
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18, 19 естественные
Водоемы
искусственные
Приложение 2 Приложение 3
Крымские каналы, водохранилища и другие водные ресурсы
Несмотря на большое разнообразие водных ресурсов Крыма, полуостров
издавна испытывает острую нехватку пресной воды, с которой не смог до конца
справиться даже построенный в 1963 году Северо Крымский канал и ряд
крупных водохранилищ Тайганское, Салгирское, Альминское. У многих
населявших Крым народов бережное обращение с водой нередко граничило с
культом. Например, на Южном берегу можно найти довольно искусные
каменные обрамления ныне пересохших родников с разными религиозными
изречениями: водные источники население прославляло в песнях и легендах.
Недостаток воды Крым испытывает и теперь, особенно велика нагрузка на
водное хозяйство в летний период, когда на Крымский полуостров
устремляются сотни тысяч людей. Дефицит такого важного ресурса как вода
лимитирует дальнейшее курортное строительство, в частности в районе от
Алушты до Судака, где очень благоприятный климат и немало прекрасных
пляжей, однако отсутствуют крупные оросительные каналы, водохранилища и
источники.
На первый взгляд кажется, что водные ресурсы Крыма достаточно велики
— 1657 постоянных и временных водотоков и каналов, причем в их числе около
150 рек. Попутно следует заметить, что на базе водохранилищ в Крыму
существует несколько оросительных систем, из которых наиболее крупные
Салгирская, Альминская и Тайганская. Недостаток воды для оросительных
целей компенсирует Северо Крымский канал. Его водами орошается сейчас
около 200 тыс. га земель. Однако крымские реки мало похожи на равнинные.
Небольшие горные реки, которые скорее напоминают ручьи это один из самых
непредсказуемых водных ресурсов Крыма. Летом они почти полностью пересыхают. В бездождный период русло усеяно валунами разных размеров и
форм; среди них не всегда можно заметить тонкую струйку воды. Но жители
горных районов Крымского полуострова хорошо знают, каким грозным нравом
обладают эти ничем не примечательные и малозаметные источники воды, через
которые в сухую погоду переходят, не снимая обуви. Стоит в горах пройти
обильным дождям, как реки мгновенно переливаются через край и стремглав
несутся вниз, захватывая в свою стремнину и крупные камни, и вывороченные с
корнями деревья. Об этом надо постоянно помнить туристам при выборе места
для ночлега.
Приложение 4
Реки Крыма
Главными водными артериями Крыма являются реки Салгир, Альма и Кача.
Салгир образуется от слияния рек Ангары и КизилКобы; первая берет начало на
северном склоне ЧатырДага, а вторая у знаменитых пещер того же названия.
Салгир вместе со своим притоком БиюкКарасу — наиболее крупная из рек
Крыма. Его средний годовой сток у Симферополя составляет 55 млн. куб. м.
Правда, к северу от Симферополя сток резко снижается, и в нижнем своем
течении, которое приходится на степную часть Крыма, Салгир нередко
пересыхает. Впадает река Салгир в Сиваш. На Салгире и БиюкКарасу
построены довольно крупные водохранилища, особенно Симферопольское.
Кроме него — Аянское, Тайганское и Белогорское, играющие важную роль в
водоснабжении городов Симферополя и Белогорска, а также в орошении
сельскохозяйственных земель. Вторая по величине из Крымских рек Альма
зарождается в живописной Центральной котловине заповедноохотничьего
хозяйства Крыма, среди вековых буковых и дубовых лесов. Она образуется от
слияния небольших речек СарыСу, СавлыхСу и Бабуганки. Средний годовой
сток Альмы равен 38 млн. куб. м. В верхнем течении, в границах заповедно
охотничьего хозяйства, в Альму впадает много притоков: Бодрак, Коса (Коссе),
Мавля, Пискур, Сухая Альма и др. При выходе из Центральной котловины
Альма зарегулирована серией прудов, в которых разводится радужная форель.
Кроме того, на этой реке созданы два сравнительно крупных водохранилища — Альминское и Партизанское. Впадает Альма в Черное море.
Река Кача по величине и водности мало отличается от Альмы. Ее средний
многолетний сток — 58 млн. куб. м. Зарождается она высоко в горах, на
северном склоне Крымской горы Бабугана, под сенью роскошных буковых лесов.
В верхнем своем течении Кача образует один каскад небольших водопадов за
другим, берега ее крутые, скалистые, усеяны полусгнившими великанами
буками, которые иногда создают целые заторы. Река кажется здесь плотно
зажатой и с боков, и сверху. Но у с. Шелковичного она словно сбрасывает с себя
все путы и вырывается в широкую долину с великолепными фруктовыми садами.
Вообще Качинская долина, если смотреть на нее сверху, с Чучельского перевала,
а еще лучше от подножия РоманКоша, где стоит кордон «Верховина»,
представляет собой одно из самых живописных зрелищ горного Крыма. Это
бескрайнее море зелени, играющее на солнце различными тонами и оттенками; и
даже овальные кроны буков создают иллюзию остановившихся волн. Только гора
Басман с ее обнаженной вершиной кажется единственным островом в этом
бесконечном зеленом мареве. А еще дальше, уже на склоне Внутренней гряды
Крымских гор, также зеленом от лесов, словно одинокое парусное судно,
поблескивает куполами Крымская обсерватория. Наиболее крупные реки
Крыма, являющиеся притоками Качи, впадают в нее главным образом в верхнем
течении это Марта, Донга, Каспана, Стиля. Впадает Кача в Черное море. Как и
Альма, она зарегулирована рядом водохранилищ. На южного берегу крымские
реки, несмотря на свою маловодность, имеют важное значение в водоснабжении
курортных городов и сел. В частности, в водоснабжении Ялты и Алушты
значительную роль играют Дерекойка, Авунда, УлуУзень, УчанСу.
Озера Крыма
Крым богат солеными озерами, они расположены в его равнинной части вдоль
морского берега, наиболее крупные из них: Сасык, Чокрак, Мойнакское и
Сакское озеро, Донузлав, Узунларское озеро. Однако в большинстве случаев
соленые водоемы полуострова достаточно мелкие (до метра глубиной), сильно
усыхающие летом. Исходя из местоположения крымские озера обычно
объединяют в пять групп: Евпаторийскую, Тарханкутскую, Перекопскую,
ЧонгapoАрабатскую, Керченскую. К Евпаторийской группе относятся самое
крупное озеро Крыма Сасык (или СасыкСивашское), а также соленое Сакское
озеро, Мойнакское. Всего 14 озер. Крымское озеро Сасык расположено между
Саками и Евпаторией, около Сиваша и занимает площадь 7100 га. Оно
образовалось из морского залива и сейчас отделено от моря узкой пересыпью. В
нем добывают поваренную соль, а рассолы служат сырьем для Сакского химзавода при получении брома и хлористого магния. Соленое сакское озеро
(площадь 1085 га) известно своими целебными грязями и глинами, на
использовании которых основан широкоизвестный в стране сакский лечебный
курорт.
Из озер Крыма, относящихся к Тарханкутской группе, наиболее крупное
Донузлав. Оно протянулось на 27 км от моря в глубь материка и возникло в
результате затопления морем приустьевых участков балок. Перекопская группа
крымских соленых озер вытянута цепочкой вдоль морского побережья. Полная
изоляция их от моря обусловила не только пониженную соленость рапы, но и
повлияла на химический состав солей. В частности, отсутствует сернокислый
магний, который так характерен для Евпаторийской группы озер Крыма, зато
есть хлористый кальций. Самое крупное озеро этой группы — Старое, или Тузла.
Оно расположено южнее Перекопа, площадь его 1145 га. Отсюда поступает
сырье для Перекопского бромзавода. В ЧонгароАрабатскую группу входят
соленые озера Крыма, расположенные на Арабатской стрелке. Наиболее крупное
озеро здесь Геническое (около 1000 га), которое расположено в северной части
Арабатской стрелки и административно относится к Херсонской области.
Наконец, на Керченском полуострове есть целый ряд довольно крупных озер,
примыкающих к морским побережьям. В частности, к Азовскому морю
примыкают озера Акташское, Чокракское, а к Черному — Тобечикское, Опук,
Узунларское. Площадь этих озер колеблется от 2 до 4 тыс. га и более.
Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.