Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Оценка 4.7

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Оценка 4.7
Интерактивная доска
docx
окружающий мир
4 кл
19.01.2017
Презентация и  конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Конспект урока.docx
Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего края Тип урока: изучение нового материала Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов  нашего края, раскрытия значения водоемов  в природе и жизни человека;  способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и  искусственных водоемах, о водоемах страны, о частях реки; развивать интерес к предмету «Окружающий мир» Планируемые образовательные результаты Предметные: получат возможность научиться работать с учебником;  формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и  искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к  обучению Метапредметные результаты Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в  учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные  выводы Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному  ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою  работу Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог,  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки Оборудование: телевизор, ноутбук Организационная структура урока I. Мотивация к учебной деятельности СЛАЙД 1, 2 Вам новое предстоит узнать И друзьям потом об этом рассказать. Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода… Чтоб тему урока узнать, Кроссворд вам надо разгадать.  (Приложение 1) СЛАЙД 3, 4 II. Сообщение темы урока СЛАЙД 5 III. Изучение нового материала 1. Беседа по теме урока ­ Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим) ­ Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая) ­ Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах) ­ Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг,  океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей. ­ Оставшиеся слова разделите на группы по их происхождению. (Естественные  – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные  человеком.) ­ Разделите водоемы на группы, заполнив таблицу (Приложение 2): естественные река озеро море океан ручей Водоемы искусственные канал пруд водохранилище СЛАЙД 6, 7 СЛАЙД 8, 9 ­ Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? ­ Что дает начало любой реке? (Родник) ­ Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в  землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть  испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя  родники. СЛАЙД 10 ­ Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки,  ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие  реки впадают в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки  притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется  исток, а место куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до  10 000 километров. ­ Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках? ­ В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а  также подземными водами. ­ Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление  природы? ­ За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод) ­ Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте. 2. Работа с картой ­ Как реки обозначаются на карте? Найдите на карте реки: Волга, Ангара,  Енисей, Лена. ­ Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление,  заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек. ­ Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Например, в  Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро  Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара. ­ Какие озера вы знаете?  Покажите их на карте. ­ Назовите естественные  водоемы Крыма, которые вы знаете. Физминутка Дождь Капля – раз, капля – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап­кап, кап­кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. 3. Рассказ учителя о крымских каналах, водохранилищах и других водных  ресурсах (Приложение 3) СЛАЙД 11, 12 ­ Перечислите искусственные водоемы нашей республики. 4. Рассказ учителя о реках и озерах Крыма (Приложение 4) 5. Работа по учебнику СЛАЙД 13 ­ Составьте рассказ­описание реки по плану в учебнике (с.154). ­ А вы знаете, как себя правильно вести у водоема? Прочитайте об этом в  учебнике (с.155 – 156). ­ Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в  водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор  на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.) 6. Обобщение Течет река … Течет река … Поит поля и города, Несет и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Словами – ах! – не передать! Приятней плыть в живой волне. Все дети счастливы вполне! ­ В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же  назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека? Значение                 дом для растений и животных                                   место отдыха                                                               вода для питья водоемов                 вода для хозяйственных нужд                                  «свободный путь» (перевозка грузов) СЛАЙД 14 ­ Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд  человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один  завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые  загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг  водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые  промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими  веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах? СЛАЙД 15 IV. Итог урока ­ Что нового узнали? ­ Какое значение в природе имеют водоемы? ­ Где пригодятся эти знания? ­ Как оцениваете свою работу на уроке? СЛАЙД 16 V. Домашнее задание СЛАЙД 17 СЛАЙД 18, 19 естественные Водоемы искусственные Приложение 2 Приложение 3 Крымские каналы, водохранилища и другие водные ресурсы            Несмотря на большое разнообразие водных ресурсов Крыма, полуостров издавна испытывает острую нехватку пресной воды, с которой не смог до конца справиться   даже   построенный   в   1963   году   Северо   ­   Крымский   канал   и   ряд крупных   водохранилищ   ­   Тайганское,   Салгирское,   Альминское.   У   многих населявших Крым народов бережное обращение с водой нередко граничило с культом.   Например,   на   Южном   берегу   можно   найти   довольно   искусные каменные   обрамления   ныне   пересохших   родников   с   разными   религиозными изречениями:  водные  источники  население прославляло  в  песнях  и  легендах. Недостаток   воды   Крым   испытывает   и   теперь,   особенно   велика   нагрузка   на водное   хозяйство   в   летний   период,   когда   на   Крымский   полуостров устремляются сотни тысяч людей. Дефицит такого важного ресурса как вода лимитирует   дальнейшее   курортное   строительство,   в   частности   в   районе   от Алушты   до   Судака,   где   очень   благоприятный   климат   и   немало   прекрасных пляжей, однако отсутствуют крупные оросительные каналы, водохранилища и источники.        На первый взгляд кажется, что водные ресурсы Крыма достаточно велики — 1657 постоянных и временных водотоков и каналов, причем в их числе около 150   рек.   Попутно   следует   заметить,   что   на   базе   водохранилищ   в   Крыму существует   несколько   оросительных   систем,   из   которых   наиболее   крупные Салгирская,   Альминская   и   Тайганская.   Недостаток   воды   для   оросительных целей компенсирует Северо ­ Крымский канал. Его водами орошается сейчас около 200 тыс. га земель. Однако крымские реки мало похожи на равнинные. Небольшие горные реки, которые скорее напоминают ручьи ­ это один из самых непредсказуемых   водных   ресурсов   Крыма.   Летом   они   почти   полностью пересыхают. В бездождный период русло усеяно валунами разных размеров и форм; среди них не всегда можно заметить тонкую струйку воды. Но жители горных районов Крымского полуострова хорошо знают, каким грозным нравом обладают эти ничем не примечательные и малозаметные источники воды, через которые в сухую погоду переходят, не снимая обуви. Стоит в горах пройти обильным дождям, как реки мгновенно переливаются через край и стремглав несутся вниз, захватывая в свою стремнину и крупные камни, и вывороченные с корнями деревья. Об этом надо постоянно помнить туристам при выборе места для ночлега.                                                                                                                 Приложение 4                                                              Реки Крыма      Главными водными артериями Крыма являются реки Салгир, Альма и Кача. Салгир образуется от слияния рек Ангары и Кизил­Кобы; первая берет начало на северном склоне Чатыр­Дага, а вторая у знаменитых пещер того же названия. Салгир  вместе  со своим  притоком Биюк­Карасу  —  наиболее  крупная  из  рек Крыма. Его средний годовой сток у Симферополя составляет 55 млн. куб. м. Правда,   к   северу   от   Симферополя   сток   резко   снижается,   и   в   нижнем   своем течении,   которое   приходится   на   степную   часть   Крыма,   Салгир   нередко пересыхает.   Впадает   река   Салгир   в   Сиваш.   На   Салгире   и   Биюк­Карасу построены   довольно   крупные   водохранилища,   особенно   Симферопольское. Кроме него — Аянское, Тайганское и Белогорское, играющие важную роль в водоснабжении   городов   Симферополя   и   Белогорска,   а   также   в   орошении сельскохозяйственных   земель.   Вторая   по   величине   из   Крымских   рек   Альма зарождается   в   живописной   Центральной   котловине   заповедно­охотничьего хозяйства Крыма, среди вековых буковых и дубовых лесов. Она образуется от слияния небольших речек Сары­Су, Савлых­Су и Бабуганки. Средний годовой сток Альмы равен 38 млн. куб. м. В верхнем течении, в границах заповедно­ охотничьего хозяйства, в Альму впадает много притоков: Бодрак, Коса (Коссе), Мавля,   Пискур,   Сухая   Альма   и   др.   При   выходе   из   Центральной   котловины Альма зарегулирована серией прудов, в которых разводится радужная форель. Кроме того, на этой реке созданы два сравнительно крупных водохранилища — Альминское и Партизанское. Впадает Альма в Черное море.         Река Кача по величине и водности мало отличается от Альмы. Ее средний многолетний   сток   —   58   млн.   куб.   м.   Зарождается   она   высоко   в   горах,   на северном склоне Крымской горы Бабугана, под сенью роскошных буковых лесов. В верхнем своем течении Кача образует один каскад небольших водопадов за другим,   берега   ее   крутые,   скалистые,   усеяны   полусгнившими   великанами­ буками,   которые   иногда   создают   целые   заторы.   Река   кажется   здесь   плотно зажатой и с боков, и сверху. Но у с. Шелковичного она словно сбрасывает с себя все путы и вырывается в широкую долину с великолепными фруктовыми садами. Вообще Качинская долина, если смотреть на нее сверху, с Чучельского перевала, а   еще   лучше   от   подножия   Роман­Коша,   где   стоит   кордон   «Верховина», представляет   собой   одно   из   самых   живописных   зрелищ   горного   Крыма.   Это бескрайнее море зелени, играющее на солнце различными тонами и оттенками; и даже овальные кроны буков создают иллюзию остановившихся волн. Только гора Басман   с   ее   обнаженной   вершиной   кажется   единственным   островом   в   этом бесконечном зеленом мареве. А еще дальше, уже на склоне Внутренней гряды Крымских   гор,   также   зеленом   от   лесов,   словно   одинокое   парусное   судно, поблескивает   куполами   Крымская   обсерватория.   Наиболее   крупные   реки Крыма, являющиеся притоками Качи, впадают в нее главным образом в верхнем течении ­ это Марта, Донга, Каспана, Стиля. Впадает Кача в Черное море. Как и Альма, она зарегулирована рядом водохранилищ. На южного берегу крымские реки, несмотря на свою маловодность, имеют важное значение в водоснабжении курортных   городов   и   сел.   В   частности,   в   водоснабжении   Ялты   и   Алушты значительную роль играют Дерекойка, Авунда, Улу­Узень, Учан­Су. Озера Крыма      Крым богат солеными озерами, они расположены в его равнинной части вдоль морского   берега,   наиболее   крупные   из   них:   Сасык,   Чокрак,   Мойнакское   и Сакское   озеро,   Донузлав,   Узунларское   озеро.   Однако   в   большинстве   случаев соленые водоемы полуострова достаточно мелкие (до метра глубиной), сильно усыхающие   летом.   Исходя   из   местоположения   крымские   озера   обычно объединяют   в   пять   групп:   Евпаторийскую,   Тарханкутскую,   Перекопскую, Чонгapo­Арабатскую,   Керченскую.   К   Евпаторийской   группе   относятся   самое крупное озеро Крыма ­ Сасык (или Сасык­Сивашское), а также соленое Сакское озеро, Мойнакское. Всего 14 озер. Крымское озеро Сасык расположено между Саками   и   Евпаторией,   около   Сиваша   и   занимает   площадь   7100   га.   Оно образовалось из морского залива и сейчас отделено от моря узкой пересыпью. В нем   добывают   поваренную   соль,   а   рассолы   служат   сырьем   для   Сакского химзавода при получении брома и хлористого магния. Соленое сакское озеро (площадь   1085   га)   известно   своими   целебными   грязями   и   глинами,   на использовании  которых  основан  широкоизвестный   в стране  сакский  лечебный курорт.        Из озер Крыма, относящихся к Тарханкутской группе, наиболее крупное Донузлав. Оно протянулось на 27 км от моря в глубь материка и возникло в результате затопления морем приустьевых участков балок. Перекопская группа крымских соленых озер вытянута цепочкой вдоль морского побережья. Полная изоляция их от моря обусловила не только пониженную соленость рапы, но и повлияла на химический состав солей. В частности, отсутствует сернокислый магний, который так характерен для Евпаторийской группы озер Крыма, зато есть хлористый кальций. Самое крупное озеро этой группы — Старое, или Тузла. Оно   расположено   южнее   Перекопа,   площадь   его   1145   га.   Отсюда   поступает сырье   для   Перекопского   бромзавода.   В   Чонгаро­Арабатскую   группу   входят соленые озера Крыма, расположенные на Арабатской стрелке. Наиболее крупное озеро здесь Геническое (около 1000 га), которое расположено в северной части Арабатской   стрелки   и   административно   относится   к   Херсонской   области. Наконец, на Керченском полуострове есть целый ряд довольно крупных озер, примыкающих   к   морским   побережьям.   В   частности,   к   Азовскому   морю примыкают озера Акташское, Чокракское, а к Черному — Тобечикское, Опук, Узунларское. Площадь этих озер колеблется от 2 до 4 тыс. га и более.

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и  конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и  конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и  конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и  конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и  конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и  конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и  конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и  конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)

Презентация и  конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" (4 класс окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017