Презентация "Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение" 10 класс

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал разработан в помощь учителю при проведении урока в курсе физики 10 класса (базовый уровень) по соответствующей теме. В простой и наглядной форме учащиеся знакомятся с материалом урока. Учитель может организовать беседу по ходу просмотра презентации при одновременной работе с текстом учебника
Иконка файла материала Импульс тела Закон сохранения импульса 11 по 14.ppt
Импульс тела. Импульс тела. сохранения сохранения Закон Закон импульса (21 – импульса (21 – 22)22) Вид урока: комбинированный с элементами комбинированный с элементами Вид урока: репродукции репродукции Цель: способствовать формированию способствовать формированию Цель: информационно – коммуникативной информационно – коммуникативной компетенции компетенции Задача:: Задача *Дадим определение «импульса» *Дадим определение «импульса» *Изучим закон сохранения импульса и условия *Изучим закон сохранения импульса и условия его применимости его применимости *Узнаем, какое значение имеет этот закон в *Узнаем, какое значение имеет этот закон в живой природе и как он применяется в живой природе и как он применяется в авиационной и космической технике авиационной и космической технике
Замечательное свойство Замечательное свойство закона сохранения закона сохранения импульса и энергии: они импульса и энергии: они не теряют своего значения не теряют своего значения даже, когда законы даже, когда законы механики Ньютона механики Ньютона применять нельзя. применять нельзя.
Законы Ньютона позволяют Законы Ньютона позволяют решать различные решать различные практические задачи по практические задачи по взаимодействию и движению взаимодействию и движению телтел физическую величину – физическую величину – импульс тела импульс тела Проблема: часто бывает очень часто бывает очень Проблема: сложно определить сложно определить действующие на тело силы действующие на тело силы Решение: используют важную используют важную Решение:
К каким телам применимы К каким телам применимы законы сохранения: законы сохранения: *к телам обычных *к телам обычных размеров размеров *к космическим телам *к космическим телам *элементарным *элементарным частицам частицам
Введём понятие «импульс тела» и Введём понятие «импульс тела» и «импульс силы». «импульс силы». Запишите второй закон Ньютона Запишите второй закон Ньютона __________ __________ Запишите формулу ускорения Запишите формулу ускорения _____________ _____________ Подставьте ускорение во второй закон Подставьте ускорение во второй закон Ньютона _____________________ Ньютона _____________________ Раскрыть скобки и выделить числитель Раскрыть скобки и выделить числитель Мы получили формулу импульса силы Мы получили формулу импульса силы    Импульс силы – это физ величина равная – это физ величина равная Импульс силы произведению силы на время её произведению силы на время её действиярыть скобки и выделить действиярыть скобки и выделить
Импульс тела (массы) Импульс тела (массы) Импульсом тела называется Импульсом тела называется величина, равная величина, равная произведению массы тела произведению массы тела на его скорость на его скорость
«Импульс» (лат) - “толчок, «Импульс» (лат) - “толчок, удар, побуждение”. удар, побуждение”. Раньше использовался термин Раньше использовался термин “количество движения”. “количество движения”. Впервые ввел в физику понятие Впервые ввел в физику понятие количества движения количества движения французский учёный Р. французский учёный Р. Декарт ( XVII в) Декарт ( XVII в)
При взаимодействии тел их При взаимодействии тел их импульсы могут изменяться импульсы могут изменяться На сколько уменьшился импульс На сколько уменьшился импульс правого шара, на столько же правого шара, на столько же увеличился импульс левого увеличился импульс левого
Опыт №1: на столе лежат два тела на столе лежат два тела Опыт №1: 1.каким импульсом они обладают? 1.каким импульсом они обладают? 2.можно ли изменить их импульс? 2.можно ли изменить их импульс? ______ как? ___________________ ______ как? ___________________ 3.это будет внешняя или 3.это будет внешняя или внутренняя сила? ___________ внутренняя сила? ___________ 4.импульс системы тел могут 4.импульс системы тел могут изменить только __________ силы изменить только __________ силы 5.можно ли сказать, что если на 5.можно ли сказать, что если на тело (систему) не действуют тело (систему) не действуют внешние силы, то её импульс внешние силы, то её импульс сохраняется, т.е. не изменяется? _ сохраняется, т.е. не изменяется? _
Закон сохранения импульса Закон сохранения импульса Векторная сумма импульсов тел, импульсов тел, Векторная сумма составляющих замкнутую замкнутую составляющих систему, , не меняется систему течением времени при любых течением времени при любых движениях и взаимодействиях движениях и взаимодействиях этих тел этих тел не меняется с с
Условия применимости закона  Условия применимости закона  сохранения импульса сохранения импульса 1)Замкнутая система 1)Замкнутая система 2)Векторная сумма внешних 2)Векторная сумма внешних сил на систему равна нулю сил на систему равна нулю
Применение закона  Применение закона  сохранения импульса сохранения импульса импульса. импульса. Рассмотрим практическое применение Рассмотрим практическое применение ОПЫТ №2: реактивное движение ОПЫТ №2: реактивное движение надуть шарик и отпустить. надуть шарик и отпустить. 1.Можно ли заранее сказать куда 1.Можно ли заранее сказать куда 2.В чём причина движения шарика? ____ 2.В чём причина движения шарика? ____ 3.Приведите примеры подобного 3.Приведите примеры подобного принципа движения. принципа движения. *в природе ______________________ *в природе ______________________ *в технике _______________________ *в технике _______________________ полетит шарик? ___ полетит шарик? ___
№ № 315: С какой скоростью должна лететь 315: С какой скоростью должна лететь шайба массой 160 г, чтобы её импульс шайба массой 160 г, чтобы её импульс был равен импульсу пули массой 8 г, был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 60 м/с? летящей со скоростью 60 м/с?    №№317: Поезд массой 2000 т, двигаясь 317: Поезд массой 2000 т, двигаясь прямолинейно, увеличил скорость от 36 прямолинейно, увеличил скорость от 36 до 72 км/ч. Найти изменение импульса. до 72 км/ч. Найти изменение импульса.
Реактивное движение Реактивное движение Это движение, возникающее при Это движение, возникающее при отделении некоторой части отделении некоторой части тела с определённой скоростью тела с определённой скоростью относительно тела. относительно тела. толкает тело. толкает тело. возникает без какого-либо возникает без какого-либо взаимодействия с внешними взаимодействия с внешними телами. телами. Возникает реактивная сила Возникает Особенность реактивной силы – Особенность реактивной силы – реактивная сила – –
Устройство ракеты Устройство ракеты
1)1)Сопло 2)2)Ступени ракеты ракеты От чего зависит скорость  От чего зависит скорость  Сопло – раструб специальной – раструб специальной формы (имеет сужение). Его формы (имеет сужение). Его назначение – повысить скорость назначение – повысить скорость струи истекающих газов струи истекающих газов Ступени – отбрасывание – отбрасывание ненужной ступени уменьшает ненужной ступени уменьшает массу ракеты, экономит массу ракеты, экономит топливо, повышает скорость топливо, повышает скорость ракеты ракеты
• Идея использования ракет для Идея использования ракет для космических полётов была космических полётов была выдвинута в начале 20 века выдвинута в начале 20 века русским учёным, изобретателем русским учёным, изобретателем Константином Эдуардовичем Константином Эдуардовичем Циолковским Циолковским • Он разработал теорию Он разработал теорию движения ракет движения ракет • Сергей Павлович Королёв Сергей Павлович Королёв – – развил и реализовал идею развил и реализовал идею Циолковского Циолковского