Презентация: Искусство в религиозной культуре на примере творчества А.Рублева

  • Культурные мероприятия
  • pptx
  • 01.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация на тему: "Искусство в религиозной культуре на примере творчества А.Рублева" была создана для участия в районном конкурсе Пасхальная радость", который проводился на базе Методического кабинета при участии Церковно-приходской школы. Думаю, что материал поможет другим педагогам при организации внеклассных мероприятий, а также при подготовке к тематическим урокам как по литературе, так и МХК. Желаю удачи!Мультимедийная презентация
Иконка файла материала Бусыгина С.С. Пасха.pptx
Искусство в религиозной культуре (на примере творчества А.Рублева) Материал подготовила Учитель русского языка и литературы МОУ «Тоншаевская вечерняя (сменная) школа» Шерстковский УКП Бусыгина С.С.
Искусство и православие не могут существовать порознь, так как и одно, и другое непосредственно связано с самыми тонкими гранями человеческой души. Искусство и православная вера на протяжении многих столетий переплетались, перетекали друг в друга, в результате чего возникло православное Иконопись – это создание изображений, цель которых быть связующим звеном между земным миром и Божественным. Самым ярким в православном искусстве искусство. является иконная живопись.
Икона (от греческого слова «образ», «изображение») – предмет поклонения, живописное изображение Бога, святого или святых Толковый словарь Ожегова
Величайшим русским иконописцем считают Андрея Рублева В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.
«Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине- зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Полное жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. Движение головы и шеи естественно и говорит о том, как умело художник пишет человеческий образ. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон...
Икона Благовещения посвящена одному из самых главных христианских праздников, в котором вспоминается Благая весть, принесённая Архангелом Гавриилом . Архангел был послан на землю сообщить, что Пречистая избрана на Предвечном Совете послужить делу Боговоплощения, и от Ее решения зависит судьба человечества и мира. Благовещение в наши дни празднуется 7 апреля.
«Спас» — это ещё одна знаменитая икона Андрея Рублева, которая была написана приблизительно в 1410 году. Икона плохо сохранилась – уцелела лишь часть полотна с ликом Иисуса Христа, которому, как можно увидеть, Андрей Рублев придал русские черты лица. Саму икону «Спас» нашли только в 1918 году в Успенском монастыре, что находится в Звенигороде. Она лежала в старом сарае под кучей дров. Сейчас икона выставлена в Третьяковской галерее.
Образ написан в лирическом иконографическом типе «Умиление». Подобный стиль изображения Матери Божьей с Младенцем олицетворяет нежность, любовь и ласку, которую Непорочная Дева проявляет к своему Сыну. Младенец Иисус восседает на правой руке Матери Божьей, прильнув к лику Царицы Небесной. Сын Пресвятой Марии Владимирска я Богоматерь
Кроме иконописи выделяют и другие формы изобразительного искусства, такие как монументальная живопись (фрески), декоративно- прикладное искусство и живопись православного содержания, в которой просто используются библейские сюжеты в авторской интерпретации.
Фрески Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей сырой штукатурке.
В 2018 г. Успенскому собору во Владимире (1158 г.) исполнится 860 лет, а настенным росписям собора преподобных Андрея Рублёва и Даниила Чёрного (1408 г.) – 610 лет.  Белокаменный Успенский собор XII в. Владимире – один из старейших во русских храмов, свидетель важнейших исторических событий, крупнейший великокняжеский некрополь, хранилище древних росписей, единственный храм, сохранивший фрески иконописца
Успенский собор во Владимире
Фрески Рублева в соборе сохранились не полностью.  Из них наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости.
Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева – национальное достояние России, никто не писал. уникальное произведение, причисленное к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так
Страшный суд русского мастера сильно отличается от западноевропейского его представления с разделением людей на праведников и грешников, одни из которых возлетают в Эмпирею, другие – низвергаются в ад и страшные мучения. Трубы Апокалипсиса – это не пытки и не деление на хороших и плохих. Это звуки фанфар, возвещающие о встрече всех с милостивым Спасителем Он выходит навстречу каждому, приглашая войти в единство с Ним. Из грозного события сцена
Лик Спаса добр и не внушает страха, Творении. серьезен, но не грозен. Господь творит Новый мир и всех приглашает участвовать в этом
Ни народное, ни светское искусство не может соперничать с проникнутым четкой идейностью христианским искусством, имеющим определенный установленный канон, сюжетность, и, главное, наполненным духовностью. Религиозный канон, в общем, являет собой набор принципов христианского мировоззрения, а так же, определенных приемов задач и норм, которые ставились перед художественно-образным творчеством. Православная церковь выработала и утвердила единый канон, на котором и сегодня зиждется православное искусство – как образец или шаблон для подражания всеми, кто взойдет на поприще художественного искусства, являющегося неким идеалом святости, и наиболее приемлемым отражением божественного.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы и интернет-ресурсов: 1. С.И.Ожегов «Толковый словарь», М.:Рус.яз., 1987.-750 с. 2. https://www.3vozrast.ru/article/society/hroniki /5142/ 3. https://go.mail.ru/search_images?rf= 4. http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva- tvorchestva-i-krasotyi/6166693/ 5. http://opisanie-kartin.com/ 6. http://smartnews.ru/articles/12161.html 7. http://www.pravmir.ru/ikony-prepodobnogo- andreya-rubleva/