В определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны. Они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Использование
интерактивных методов
обучения как средство
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2»
г. Нурлат Республики Татарстан
Как сделать, чтобы ученики
самостоятельно могли открывать
высокие результаты по предмету?
обучения
дидактических
условий
новые знания и показывать
Стратегическим
направлением
активизации
является
создание
и
психологических
для
осмысления учения, включения в него
ученика на уровне интеллектуальной,
личностной и социальной активности.
Уровень
активности
личности в обучении обусловливается
его логикой и уровнем развития
учебной
которые
определяют уровень познавательной
активности человека.
проявления
мотивации,
Интерактивные методы обучения
В определении, размещенном в глоссарии федерального
портала российское образование:
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы,
стимулирующие познавательную деятельность учащихся.
Строятся в основном на диалоге, предполагающем
свободный обмен мнениями о путях разрешения той или
иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем
активности учащихся. Возможности различных методов
обучения в смысле активизации учебной и учебно
производственной деятельности различны. Они зависят от
природы и
соответствующего метода,
способов их использования, мастерства педагога. Каждый
метод активным делает тот, кто его применяет.
(http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11).
содержания
Принципы, лежащие в основе
методов интерактивного обучения
принцип
индивидуализации
принцип
гибкости
принцип
элективности
принцип
сотрудничества
принцип индивидуализациипринцип гибкости принцип элективности принцип сотрудничества
Нестандартные формы
организации учебного занятия
урокигра,
урок
соревнование,
урокэкскурсия,
урок
путешествие,
мультимедиа
урок,
урок
конференция,
деловая игра,
урок
викторина,
уроклекция,
рыцарский
турнир,
телемост,
урок
спектакль,
урокдиспут,
урокКВН,
дебаты.
Преимущества интерактивных форм обучения:
– обучающиеся осваивают новый материал
не в качестве пассивных слушателей, а в
качестве
активных участников процесса
обучения;
– сокращается доля классной нагрузки и
увеличивается
самостоятельной
работы;
–
владения
средствами
извлечения и обработки информации;
– вырабатывается умение самостоятельно
находить информацию и определять уровень
ее достоверности.
навык
техническими
поиска,
современными
обучающиеся
приобретают
объем
и
технологиями
Отличительные особенности
методов активного обучения
целенаправленная активизация
мышления: обучаемый вынужден
быть активным независимо от его
желания
достаточно длительное время
вовлечения обучаемых в
учебный процесс: активность
должна прослеживаться на
протяжении всего занятия
самостоятельная творческая
выработка решений,
повышенная степень
мотивации и эмоциональности
обучаемых
интерактивный характер:
постоянное взаимодействие
субъектов учебной деятельности,
свободный обмен мнениями о путях
разрешения той или иной проблемы
целенаправленная активизация мышления: обучаемый вынужден быть активным независимо от его желаниядостаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс: активность должна прослеживаться на протяжении всего занятиясамостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемыхинтерактивный характер: постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы
Интерактивные методы обучения
в практике современной школы
Проведен
ие
семинара
Семинар – форма
организации учебного
процесса, представляющая
собой групповое обсуждение
обучающимися темы, учебной
проблемы под руководством
педагога.
Отличительные черты:
- направлен на углубленное
изучение наиболее важных и
сложных разделов учебной
программы;
- позволяет овладеть научным
аппаратом;
- формирует навыки устного и
письменного
изложения материала.
Интерактивные методы обучения
в практике современной школы
Способ обсуждения какого-либо
спорного вопроса, проблемы в
классе.
Чаще всего используются такие
дискуссионные методы,
как
групповая дискуссия, разбор
случаев из практики.
Тематическа
я дискуссия
Круглый
стол
полученных
познавательной
учащихся,
Форма
деятельности
направленная на:
-
закрепление
ранее знаний;
- восполнение недостающей
информации;
- формирование умения решать
проблемы;
- развитие культуры ведения
дискуссии.
Характерной чертой данного
Олимпиа
да
ии
Интерактивные методы обучения
в практике современной школы
Олимпиада и научно-практическая
конференция выступают как активные
методы обучения, если гарантируется
самостоятельность подготовки к ним
обучающихся, а сама работа носит
исследовательский характер.
и
Форма
защиты проектного решения
помогает овладеть навыками
подачи
информации,
техникой
публичного
выступления,
убеждения,
формирует умение отвечать
на вопросы аудитории и
выходить
из
затруднительных положений.
Необходимые требования:
-
регламента;
- содержательность;
представления
Презентац
соблюдение
временного
интенсивных
Практические задания, построенные
на
технологиях,
позволяют обучаемым перейти от
пассивного потребления информации
к активному участию в процессе
познания.
Сядь и прочитай
это …
Посмотри на это
…
Встань, пересядь на
другое место в
команду, сделай это и
действительно
научись!
Метод группового обучения
В 1 и во 2 классах
эффективна
работа в парах
Знания, получаемые через
общение, более основательны,
чем знания, получаемые в
процессе обычной учебной
деятельности. Следовательно,
знания в процессе обучения
учащиеся могут и должны
получать сами.
Метод группового обучения
условиях
и
групповой
легко
классно-урочной
В
метод
системы
органично
наиболее
вписывается в учебный процесс,
благоприятно влияет на развитие
мышления и интеллекта,
речи,
доброжелательности по отношению
друг к другу, коммуникабельности,
желания помочь другим. Также
более результативен по сравнению с
традиционными
фронтальными
В зависимости от места применения в
образовательном процессе интерактивные методы
обучения подразделяются на:
методы начала урока;
методы выяснения целей,
ожиданий, опасений;
методы презентации
учебного материала;
методы организации
самостоятельной работы;
методы релаксации;
методы подведения итогов.
Методы начала урока
Метод "Здороваемся глазами"
Цель: приветствие, создание положительного
настроя на работу.
Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но
поздороваюсь не словами, а молча глазами.
При этом постарайтесь глазами показать,
какое у вас сегодня настроение.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – встреча друг с другом,
приветствие, знакомство.
Численность – весь класс.
Методы выяснения целей,
ожиданий, опасений.
Метод «Фруктовый сад». Заранее готовятся два больших плаката
с нарисованными на них деревьями (яблоня и лимонное дерево),
учащимся раздаются вырезанные из бумаги крупные яблоки и
лимоны. На «плодах» ребята записывают свои ожидания и
опасения и прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода
учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Методы
презентации
учебного материала
Классификация активных
методов обучения
(В.А.Сластенин, М. Новик, Е.П. Белозерцев, Ю.П.
Абрамов)
направленность на формирование системы знаний
или овладение умениями и навыками
неимитационн
проблемная
ые методы
лекция;
круглый стол;
лекция-
конференция;
лекция
обзорная;
коллоквиум;
выездные
занятия с
тематической
дискуссией;
олимпиада.
имитационные
методы
неигровы
е
ситуационные
решения;
обсуждение
вариантов;
проведение
семинара;
индивидуальн
ый тренажёр.
игровые
многовариант
ный выбор
оптимального
решения;
«мозговой
штурм»;
деловые игры;
разыгрывание
ролей;
игровое
проектирован
ие
направленность на формирование системы знаний или овладение умениями и навыкаминеимитационные методыимитационные методынеигровыеигровые
Методы презентации учебного
«Инфоугадайка»
материала
Цель метода: представление нового материала,
структурирование материала, оживление
внимания учащихся.
Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения. На
стене прикреплён лист ватмана , в его центре
указано название темы. Остальное пространство
листа разделено на пронумерованные сектора, но
пока не заполненные. Обучающимся предлагается
обдумать, о каких аспектах темы, возможно,
далее пойдёт речь. В сектора записываются
ключевые моменты маркерами разных цветов. Они
вносятся на плакат по ходу сообщения
Имитационные игровые
методы обучения
Делова
я
игра
Взяв на себя определённую роль,
участники игры вступают во
взаимоотношения друг с другом, причем
интересы их могут не совпадать.
Обучающиеся могут не только показать
предметные знания и умения, но и
общую эрудированность, а также черты
характера.
Деловая игра направлена на развитие:
- творческого мышления;
- умения анализировать конкретные
практические ситуации;
- самостоятельности принятия решения;
- способности поставить проблему,
оценивать ситуацию, выдвигать
возможные варианты разрешения
проблемы и выбирать наиболее
оптимальный вариант.
Имитационные игровые
методы обучения
Игровое
проектирова
ние
Практическое занятие, суть которого
состоит в разработке проекта в
игровых условиях, максимально
воссоздающих реальность.
Отличительные черты:
- сочетание индивидуальной и
совместной работы обучающихся;
- требует от всех обучающихся знания
технологии процесса проектирования;
- обязательное наличие умений
вступать в общение и поддерживать
межличностные отношения.
Игровое проектирование может
перейти в реальное проектирование,
если его результатом будет решение
конкретной практической проблемы.
Методы организации
самостоятельной работы
«Инфокарусель»
разных
столах
поставленные
На
раскладывается
информационный материал, связанный с
темой урока. Класс разбивается на малые
группы по числу столов. Каждая группа за
своим столом знакомится с информацией и
выполняет
задания. По
истечению отведённого времени каждая
группа заканчивает работу за своим столом и
переходит к другому. Группы работают до
тех пор, пока каждая из них не побывает за
каждым информационным столом. На столах
помимо информации лежат чистые листы, на
которых малые группы записывают свои
соображения. Таким
группы
работают совместно, хотя и не в контакте
друг с другом.
образом,
Методы организации
самостоятельной работы
Что такое рефлексия?
•Обращение назад
•Размышление о внутреннем состоянии
•Размышление о внутреннем состоянии
– Самопознание
•Самоанализ
•Склонность к анализу своих
переживаний, размышлению о своем
внутреннем состоянии
27
Виды рефлексии
• Коммуникативная ее объектом являются представления
о внутреннем мире другого человека и причинах его
поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом
познания другого человека.
• Личностная объектом познания является сама познающая
личность, ее свойства и качества, поведенческие
характеристики, система отношений к другим.
• Интеллектуальная проявляется в ходе решения
различного рода задач, в способности анализировать
различные способы решения, находить более рациональные,
неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Классификация рефлексии по целям:
1. Рефлексия
настроения и
эмоциональног
о
состояния
2. Рефлексия
деятельност
и
3.Рефлексия
содержания учебного
материала
29
Классификация рефлексии:
1. Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
30
Рефлексия настроения и
эмоционального состояния
Метод «Солнышко и туча»
Цель: выявить настроение и эмоциональное
состояние учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы:
Карточки с изображением солнышка и тучи
для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах
прикрепляют на доске с помощью магнитов
солнышко, не уверенные – тучу.
31
Методы релаксации
• Метод «Постройся по росту». Цель:
встряхнуться, расслабиться,
восстановить энергию.
• Метод активной релаксации «Земля,
воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Классификация приёмов
рефлексии:
2. Рефлексия
деятельности
33
Дерево успеха
Я справился
Я не уверен
Мне нужна помощь
35
Классификация приёмов
рефлексии:
3. Рефлексия
содержания
учебного
материала.
36
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН
Сегодня на уроке я...
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял
задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
37
такие
методы,
“Мудрый
применив
“Мухомор”,
Методы подведения итогов
• Завершить урок, внеклассное мероприятие
как
можно,
совет”,
“Ромашка”,
“Итоговый круг”. Дети отрывают лепестки
ромашки, по кругу передают разноцветные
листы и т.д. и отвечают на главные вопросы,
относящиеся к теме урока, мероприятия,
записанные на обратной стороне. Эти методы
помогают эффективно, грамотно и интересно
подвести итоги урока.
обучать
Чтобы
учащихся
посредством
активных методов,
активным
должен
быть сам педагог.
Интернетисточники
• http://
k36.kn3.net/taringa/6/5/2/1/3/1/4/b2kcarolina/C3
5.jpg?1043
– фон
• http://gif-kartinki.ru/ramki/ramki-shkola_04.png
• http://arz-school2.ru/images/news/olimpiady.jpg
• http://www.magicwish.ru/_
ph/8/2/421342576.jpg?1520792584