Данный материал посвящен изучению методик глобального чтения разных авторов. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. В презентации представлено краткое описание методик, последовательность работы по направлениям, предложены иллюстрации карточек авторов.
ЦЕЛЬ ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО?
Методика глобального
чтения позволяет развить
у детей с тяжелой
умственной отсталостью и
с расстройствами
аутистического спектра
понимание речи, а иногда
и вызвать активную речь,
а также дать детям
возможность общаться,
передавать, в первую
очередь, свои желания.
Глобальное чтение
позволяет выяснить,
насколько неговорящий
ребенок понимает
обращенную речь,
позволяет ему
преодолевать негативное
ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Суть глобального чтения заключается в том, что
ребенок должен научиться узнавать написанные
слова целиком, не вычленяя отдельных букв.
МЕТОДИКИ ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Методика раннего развития Глена Домана. От 1 до 4
лет.
Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в
семье.
Программа «Общение». Воспитание и обучение
слабослышащих (глухих) детей дошкольного
возраста в детском саду. Под ред. Э.И. Леонгард.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Аутичный ребенок. Пути помощи.
Нуриева Л .Г. Развитие речи у аутичных детей.
АВТОРОМ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СЧИТАЮТ
АМЕРИКАНСКОГО НЕЙРОФИЗИОЛОГА ГЛЕНА ДОМАНА
Глен Доман –
американский врач
нейрофизиолог, автор
восстанавливающих
методик для детей с
поражениями нервной
системы и обучающих
методик для всех
детей.
МЕТОДИКА ГЛЕНА ДОМАНА
Принцип методики состоит в том, что малышу многократно
демонстрируются карточки со словами. Слово написано
целиком, а не по буквам или слогам. Методика построена на
определенном воздействии на отдельные участки детского
мозга.
В НАЧАЛЕ ЗАНЯТИЙ ПОТРЕБУЕТСЯ 5 КАРТОЧЕК ОДНОЙ
ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ. КАЖДАЯ КАРТОЧКА ПОКАЗЫВАЕТСЯ
МАЛЫШУ В ТЕЧЕНИЕ 5-10 СЕКУНД,
ГРОМКО И ЧЕТКО ЧИТАЕТСЯ НАЗВАНИЕ ПОД НЕЙ.
ПРИМЕРНО ЧЕРЕЗ ТРИ ЗАНЯТИЯ, МОЖНО НАЧИНАТЬ ЗАМЕНЯТЬ
КАРТОЧКИ ПО ОДНОЙ ИЗ НАБОРА. ПОКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ
ОДИН НАБОР МОЖНО ТОЛЬКО ОДИН РАЗ ЗА ЗАНЯТИЕ.
ЗАНИМАТЬСЯ НУЖНО НЕ МЕНЕЕ 3 РАЗ В ДЕНЬ.
ВСЕГО ПОЛУЧИТСЯ НЕ МЕНЕЕ 15 ПОКАЗОВ КАРТОЧЕК ЗА ДЕНЬ.
ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ
НАЧАЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ НАВЫКАМ ЗАЛОМАЕВОЙ Н.Б.
(НИКОЛЬСКАЯ О.С., БАЕНСКАЯ Е.Р., ЛИБЛИНГ М.М.
АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК. ПУТИ ПОМОЩИ)
Отбираются фотографии самого ребенка и членов его
семьи. Мама (или вместо нее педагог) готовит для всех
фотографий таблички с надписями: "Я", "МАМА",
"ПАПА", "БАБУШКА", "ДЕДУШКА", "СЕСТРА", "БРАТ".
Далее оформляется альбом, куда мама наклеивает все
фотографии и подписи к ним.
ПОСТЕПЕННО НАБОР КАРТИНОК И ТАБЛИЧЕК НУЖНО УВЕЛИЧИВАТЬ.
ЭТО МОЖНО ДЕЛАТЬ ДВУМЯ СПОСОБАМИ.
ПЕРВЫЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОСВАИВАТЬ КАТЕГОРИИ ПРЕДМЕТОВ.
ВТОРОЙ СПОСОБ ПРЕДЛАГАТЬ НЕСКОЛЬКО КАРТИНОК ИЗ РАЗНЫХ
ТЕМ. ПРИ ЭТОМ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ И ПРИВЯЗАННОСТИ
РЕБЕНКА, ВЫБИРАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ЕМУ ТЕМЫ.
МЕТОДИКА Л. Г. НУРИЕВОЙ
(РАЗВИТИЕ РЕЧИ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ)
ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЛОБАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ПОСТЕПЕННОСТЬ И
СЛОВА, ЧТЕНИЮ КОТОРЫХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА, ДОЛЖНЫ ОБОЗНАЧАТЬ ИЗВЕСТНЫЕ ЕМУ
ВВОДИТЬ ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ МОЖНО ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕБЕНОК СМОЖЕТ СООТНОСИТЬ ПРЕДМЕТ С ЕГО
ИЗОБРАЖЕНИЕМ, СМОЖЕТ ПОДБИРАТЬ ПАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЛИ КАРТИНКИ.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
ПРЕДМЕТЫ, ДЕЙСТВИЯ, ЯВЛЕНИЯ.
Обучение чтению
целесообразно вести
по трём направлениям:
глобальное чтение
(целыми словами)
послоговое чтение
аналитико-
синтетическое
(побуквенное) чтение
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ:
этап
–
установление
1
первичного контакта
2 этап – работа над первичными
учебными навыками
3
работа
указательным жестом
«нет»
Обучение
предполагается на 4 этапе.
над
«да»,
этап
–
чтению
Последовательность работы по методике
Нуриевой Л Г. (по трём направлениям):
1. Глобальное чтение (целыми словами):
1.1 Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена
его близких, клички домашних животных).
1.2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным
лексическим темам и снабжаются подписями.
1.3. Понимание письменных инструкций. Составляются
предложения,
разные
существительные и один и тот же глагол. Тематика
предложений: схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза»,
здесь удобно работать перед зеркалом);
используются
которых
в
1.4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии
сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо
выполняет разные действия.
2. Послоговое чтение.
3. Аналитикосинтетическое (побуквенное) чтение.
Чтение слов:
Глобальное чтение
мяч
кукл
а
Понимание письменных инструкций:
Покажи нос
Подойди к окну
Покажи руки
Подойди к шкафу
Чтение предложений:
Кошка идёт
Кошка сидит
Кошка лежит
Чтение слоговых таблиц открытых слогов (принцип лото)
Слоговое чтение
ф
у
ф
и
ф
а
ф
о
Н
М
К
У
Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов закрытого типа
Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном
расстоянии (10—15 см) друг от друга
н______а
м______о
ПИСЬМО (ПЕЧАТАНИЕ)
На этапе опознавания слов (словосочетаний, предложений) в
письменной форме на уровне глобального восприятия дети
могут начинать писать некоторые слова, самые простые и
короткие.
ВЫВОДЫ
Таким образом, работа по глобальному чтению
нужна для развития коммуникативных навыков у
детей, для развития понимания и активизации речи.
Эта работа должна пронизывать все предметы
учебной деятельности и бытового самообслуживания.
Эта работа должна быть хорошо спланирована. При
обучении
необходимо
соблюдать постепенность и последовательность.
Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка,
должны обозначать известные ему предметы,
действия, явления. Вводить данный тип чтения можно
не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и
его изображение, подбирать парные предметы или
картинки.
глобальному
чтению
Все мы – дети…
Мы просто другие,
Мы живем на другой
глубине.
Мы просто такие.
Неизвестно, по чьей вине.
Нам себя уже не изменить
И такими, как вы, не стать.
Так попробуйте рядом
быть,
Попытайтесь нас просто
понять.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.