Привитие потребительской грамотности обучающимся.
Познакомить обучающихся с понятием – потребитель, узнать права потребителя и способы их защиты.
Сформировать элементарные умения защиты своих прав.
Учить находить выход из ситуаций, используя знания законов;
Учить обучающихся грамотному поведению на рынке товаров.
Цели и задачи классного часа:
«Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»
Закон РФ «О защите прав потребителей»
Все мы слышали фразу «Покупатель всегда прав!»; вероятнее всего, знаем о существовании закона; возможно, кто-то его даже читал, но при этом не каждый представляет себе, как этот закон работает.
Действительно, есть много нюансов, которые нам в принципе и не интересны. Но только до тех пор, пока мы не сталкиваемся с нарушением своих потребительских прав. И вот тогда наступает время защищать свои права.
. А как защищать?
. Что делать?
. Куда обращаться?
. Какие заявления писать?
. Как вообще вернуть свои деньги?
Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране в 1992 году, т.е. 25 лет назад был принят Закон "О защите прав потребителей".
Закон «О защите прав потребителей» (это «библия потребителя») и Гражданский кодекс Российской Федерации.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ
На просвещение в области защиты
своих прав (ст.3)
На надлежащее качество товаров
(ст.4)
На безопасность товаров (ст.7)
На информацию (ст.8 ‐10)
На возмещение морального вреда
(ст.15)
На судебную защиту (ст.17)
На государственную, общественную защиту (ст.40 ‐46)
«Изготовитель» - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
«Исполнитель» - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Основные понятия применяемые в Законе:
Потребитель должен быть предупрежден об этих сроках, необходимых действиях по его истечении а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товаров в течение установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен то в течение 10 лет
Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию.
Возьмем любой пищевой продукт и увидим на упаковке «годен до» или «срок годности столько-то дней (месяцев) со дня производства».
Если такой информации на продукте нет – это серьезное нарушение.
При обнаружении недостатков в товаре
В праве
потребовать замены на товар этой же марки
потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки, или комплектации
(утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55)
предметы личной гигиены;
парфюмерно-косметические товары;
посуда, столовые и кухонные принадлежности;
товары бытовой химии;
изделия из серебра и золота;
автомобили;
мотовелотовары;
лекарственные препараты;
животные и растения;
оружие и т.д.
Всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы;
Разумно распоряжается имеющимися средствами;
Всегда читает инструкцию и следует ей;
Сохраняет товарные, кассовые чеки. Гарантийные талоны и квитанции;
Предъявляет только обоснованные претензии
Грамотный потребитель
У Евгения в четвертый раз сломался холодильник. Все четыре раза симптомы поломки были одинаковые. Гарантийный срок на холодильник еще не истек. Евгений предъявил магазину требование о замене холодильника, но магазин согласен на замену, если Евгений представит заключение экспертизы о том, что холодильник не подлежит ремонту. Прав ли магазин?
Вопрос №1
Нет. В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар, в котором выявлен недостаток, и провести проверку качества. При возникновении спора о недостатках продавец обязан сам провести экспертизу качества товара. Поэтому магазин неправомерно возложил на Евгения обязанность провести экспертизу холодильника. По всей вероятности, недостаток носит существенный характер, т.к. проявился 4 раза, в таком случае требование о замене должно быть удовлетворено.
Ответ
Елена Алексеевна купила мясорубку стоимостью 3100 рублей со сроком гарантии 1 год. Через 3 месяца мясорубка вышла из строя и была сдана в сервисный центр, где находилась 24 дня. В сервисном центре Елене Алексеевне выдали акт технического состояния о заводском браке. Однако в магазине выплачивать деньги отказались, объяснив, что у магазина новый директор, который не несет ответственности за товары, проданные до его назначения. Прав ли магазин? Обоснуйте свой ответ.
Вопрос №2
Нет. Елена Алексеевна приобретала мясорубку не у физического лица (директора), а у юридического лица - магазина. Так как гарантийный срок еще не истек, Елена Алексеевна имеет право предъявить магазину одно из требований, перечисленных в ст. 18 закона "О защите прав потребителей": безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки (модели, артикула);замена на такой же товар другой марки (модели, артикула), соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжение договора купли-продажи.
Ответ
Вера Александровна купила в магазине пылесос. При пустом пылесборнике пылесос работал хорошо, но после заполнения процентов на 10-20 пылью отключался. В магазине согласны расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, но матерчатый мешок, который Вера Александровна купила там же дополнительно к пылесосу, назад не берут. А ей он без пылесоса этой марки, естественно, не нужен. Прав ли продавец?
Вопрос №3
Елена Владимировна некоторое время назад купила стиральную машину зарубежного производства. В инструкции были описаны только 4 программы работы машины из 10, причем ясно изложены были только 3 описания. Ни установщики, ни работники сервисного центра объяснить, как работают некоторые программы, не могли. В магазине сослались на то, что изготовитель предоставил информацию на русском языке, а дополнительную информацию магазин предоставлять не обязан, т. к. это делает производитель и за дополнительную плату. Прав ли магазин?
Вопрос №4
Магазин не прав. Согласно ст. 10 закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Понятие «необходимая информация» включается в себя понятие полная. Изготовитель не предоставил полной информации о товаре, поэтому это обязанность продавца.
Ответ
Андрей приобрел билеты на поезд для себя и жены. При посадке выяснилось, что номер паспорта и отчество жены указаны неверно. Из-за этого жену в поезд не пустили. Андрей обратился в управление железной дороги с требованием компенсировать моральный вред. Прав ли Андрей?
Вопрос №5
Возрадуйся же, потребитель! Защищены твои права: Ты в этой схватке победитель, И о тебе идет молва! Страну окинув грозным взором, Ты в бой за истину готов И, ставши Роспотребнадзором Для всех палаток и ларьков, Не слыша стонов сокрушения – Мол, «надоел!», «допек!», «достал!» – Сведешь на нет все нарушенья! Но и взойдя на пьедестал, Трудов своих ты не оставишь, И, беззаконие поправ, Ты жизни качество восславишь И потребителей поздравишь С их днем по праву – днем их прав!
День потребителя
Памятка потребителя:
Соблюдайте правила самозащиты и это позволит избежать неприятностей.
Относитесь внимательно к выбору продавца.
Покупайте дорогостоящие вещи только в магазине.
Следите за информацией, которую вам предоставит продавец.
При покупке обязательно возьмите чек.
Проверьте правильность оформления технического паспорта, наличие печати и подписи продавца.
Обязательно сохраните чеки, ведь это единственное доказательство, что вы совершили покупку в данном магазине.
Если возникли неприятности, обращайтесь в отдел по защите прав потребителей.
Телефоны: 8(38584)2-37-47, 8(38584)2-52-08
Адрес: 658700, Алтайский край,
г. Камень-на-Оби, ул. Ленина, дом 77
Спасибо за вниминие
Пожелаем продавцов нам честных,Чтобы персонал всегда был вежлив,Чтобы в магазинах нас всегдаОжидала свежая еда,И на вешалках лишь качественные вещи,Чтобы регулярно брали чеки,Чтоб меняли мигом каждый брак –Пусть отныне будет только так!
Закон РФ «О защите прав потребителей».
А. Н. Пахомов, Г.С. Оленская «Школьник, учись покупать грамотно». Краснодар, 2003.
О.В. Северина «Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе». Волгоград: Панорама, 2007
В.В. Павленко «Защита прав потребителей в сфере торговли и услуг». Практическое пособие, 2014
Ф.Р. Шахурина «Защита прав потребителей». Москва: Маркетинг, 2001
Интернет-ресурсы.
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.profistart.ru/ps/blog/20932.htm
http://termin.bposd.ru/publ
http://www.calend.ru/holidays/0/0/20/
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.