Леонид Николаевич Андреев - большой русский писатель. Жил в России на рубеже 19-20 веков(1871-1919). Вначале писал рассказы, которые носили реалистический характер, например, «Баргамот и Гараська». Затем в его творчестве усиливаются религиозные мотивы. Леонид Андреев с огромной теплотой относился к обездоленным людям… Обратимся к его рассказу «Ангелочек».
Мне повстречался
дьяволёнок ,
Худой и щуплый, как
комар.
Он телом был совсем
ребёнок,
Лицом же дик: остёр и
стар.
З.Н. Гиппиус.
ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ
(18711919)
Свободное письмо
“Ангелочек”
АНГЕЛЫ–
(вестники) – “неземные существа,
вершина творения, бестелесные
небесные духи, хранители души
человека”.
•
“Мифология. Большой
энциклопедический словарь” под ред.
Е.М. Мелетинского поясняет: ангелы –
это человекоподобные крылатые
создания, которые отождествляются
с божественной волей, это символ
посредничества между Горним и
дольним, Богом и человеком,
материальным и духовным уровнями.
В христианском вероучении ангелам
отведены роли вестников, воителей,
охранников или защитников, их
назначение – служить Богу, воюя с
его врагами, воздавая ему честь, неся
его волю стихиям и людям.
• В толковом
словаре
В.И. Даля
слово
“ангел”
представл
ено как
многознач
ное: ангел
света
(благой,
добрый) и
ангел тьмы
(злой дух).
• Вы многое знаете о Рождестве
• Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По
словам Чарльза Диккенса, это время “милосердия,
доброты и всепрощения, это единственные дни в
календаре, когда люди… свободно раскрывают
друг другу сердца и видят в своих ближних таких
же людей, как они сами”.
В рождественские праздники люди стремятся быть
лучше; это время, когда особую значимость
получают христианские ценности, время
совершения добрых дел. В святки принято было
творить добрые дела: помогать больным, раздавать
милостыню, слать подарки старикам в богадельни и
т. п. Следовали этой традиции все – от государя до
простых смертных.
Рождество – праздник ожидания чуда. Как
некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился
Спаситель человечества, так оно должно вершиться
ежегодно в этот день, и поэтому с таким
нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и
если даже чуда не случится, то чудесен сам
праздник.
Но хочу отметить, что в дореволюционной России,
т.е. до 1917 года XX века, в богатых семьях,
исповедующих христианство, было принято
приглашать на рождественскую ёлку детей своих
бедных родственников или соседей.
Мне повстречался
дьяволёнок ,
Худой и щуплый, как
комар.
Он телом был совсем
ребёнок,
Лицом же дик: остёр
и стар.
З.Н. Гиппиус.
«Временами Сашке хотелось перестать делать то, что
называется жизнью».
Почему то, что делал Сашка, «называлось», а не было
жизнью?
Как он мстит жизни?
Несомненно, на ребёнка оказывает огромное влияние
его семья. Расскажите об отце и матери Сашки.
С кем сравнивает автор Сашку? Почему?
Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того,
чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?
Мальчик попадает на рождественский праздник в дом
к богачам Свечниковым.
Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не
похожем на его дом? Почему нет?
Прочтите описание ёлки.
Является ли ёлка тем светлым и тёплым, чего не хватает
Сашке?
Однако вечер всётаки принёс мальчику радость. Почему?
Даёт ли нам автор точное описание ангелочка?
Что общего между Сашкой и ангелочком?
Чувствуют ли остальные необычность ангелочка?
Что значит ангелочек для Сашки?
Как меняется Сашка?
Одинок ли Сашка в своём чувстве?
Какие чувства испытывают герои рассказа, ложась спать?
“Цветограмма”
• Ребята, нарисуйте сердце, разделите его
пополам, работаем сначала с одной
половинкой.
• Используя приём “Цветограмма”, выберите
из неё те краски, которые характеризуют
состояние героя ДО встречи…
• На второй половинке используйте цвета
характеризующие состояние героя ВО
ВРЕМЯ встречи…
СУСАЛЬНЫЙ АНГЕЛ
На разукрашенную елку
И на играющих детей
Сусальный ангел смотрит в
щелку
Закрытых наглухо дверей.
А няня топит печку в детской,
Огонь трещит, горит светло...
Но ангел тает. Он немецкий.
Ему не больно и тепло.
Сначала тают крылья крошки,
Головка падает назад,
Сломались сахарные ножки
И в сладкой лужице лежат...
Потом и лужица засохла.
Хозяйка ищет нет его...
А няня старая оглохла,
Ворчит, не помнит ничего...
Ломайтесь, тайте и умрите,
Созданья хрупкие мечты,
Под ярким пламенем событий,
Под гул житейской суеты!
Так! Погибайте! Что' в вас толку?
Пускай лишь раз, былым дыша,
О вас поплачет втихомолку
Шалунья девочка душа...
25 ноября 1909
Дома напишите эссе “Что
произойдет, когда Сашка
проснется?”