Презентация может использоваться при любом УМК. В ней используется видеозапись басни.Цели урока:1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова, вспомнить другие изучаемые ранее. 2. Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли посредством выразительного чтения. 3. Развивать и обогащать речь, художественный вкус учащихся. 4. Содействовать в ходе урока формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам как лесть, корысть, заискивание.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7»
«Лебедь, Щука и
Рак»
урок литературного чтения
Подготовила
Псарева Светлана Викторовна
учитель начальных классов
г. Новый Уренгой
2017 год
Для чего нужны нам басни?
Басня -
Басня -
– это рассказ, чаще всего в
– это рассказ, чаще всего в
стихотворной форме,
стихотворной форме,
который содержит в себе
который содержит в себе
поучение, совет или мораль.
поучение, совет или мораль.
Иван Андреевич Крылов
Санкт-Петербург
Скульптор П. Клодт
украшают фигурки
героев басен
Крылова. Многие
выражения из басен
дедушки Крылова
стали крылатыми.
Мы часто их
Пьедестал
памятника
произносим, даже не
задумываясь, что
эти слова впервые
произнесли герои
Крылова.
Басни И.А. Крылова
Басни И.А. Крылова
«Свинья под
«Свинья под
дубом»
дубом»
«Ворона и
«Ворона и
Лисица»
Лисица»
«Лебедь, Щука и
«Лебедь, Щука и
Рак»
Рак»
«Мартышка и
«Мартышка и
очки»
очки»
Вспомним их и назовём
басни,
из которых взяты эти
строчки.
«У сильного всегда бессильный виноват…»
«Волк и Ягнёнок»)
«Сильнее кошки зверя нет…»
«А Васька слушает, да ест….»
«Мышь и Крыса»)
«Видит око, да зуб неймет…»
«Кот и повар»
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
«Лисица и виноград»)
«Квартет»
Словарная работа
Из кожи лезут вон – очень стараются.
А воз и ныне там – воз стоит на прежнем месте.
А возу все нет ходу – герои не сдвинули воз с места.
Поклажа – груз или багаж.
Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,
только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них,
кто прав,
- судить не нам;
Да только воз и ныне там .
Лебедь
большая сильная птица
летает на высоте
большой размах крыльев
Рак
пятится назад
живёт под корягами
Щука плавает куда захочет
Вывод:
Героям не удалось сдвинуть поклажу,
потому что каждый тянул в свою
сторону.
Мораль басни такова
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет …
Задания
Составьте вопросы к басне и ответьте на них
крылатыми выражениями из неё.
1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
2. Как они старались выполнить работу?
Из кожи лезут вон.
Из кожи лезут вон?
А возу все нет ходу
Крылатые выражения каждый
образованный человек должен знать и
умело употреблять в своей речи.
Прочитаем отрывок из басни и найдём слова,
которые помогают увидеть образ каждого
героя
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, судить не нам;
Да только воз и ныне там .
«Лебедь рвется в облака» –
он стремительный, упрямый, быстрый.
«Рак пятится назад» –
он неповоротливый, нерасторопный.
«Щука тянет в воду» –
настойчиво выполняет свое дело.
Домашнее задание
Выучить наизусть басню «Лебедь, Щука и
Рак».
Выписать крылатые фразы из басни.
Нарисовать героев басни «Лебедь, Щука и
Рак» так, как вы их себе представляете.
Дополнительные рекомендованные
ссылки на ресурсы сети Интернет
Moscow. org (Источник).
Deti-online. com (Источник).
Ru. wikipedia. org (Источник).