Презентация составлена к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России". На слайдах отражены материалы о волшебных литературных сказках, есть словарная работа, материалы для беседы по содержанию сказки. Подобраны иллюстрации художников-иллюстраторов к произведению. В презентации используется анимация по клику мышки.
Исследование
Гипотеза:
народной».
С. Я. Маршак «Пушкинская сказка –
прямая наследница сказки
Нам предстоит доказать, что это так,
или опровергнуть
это волшебная литературная сказка
Какие жанровые особенности вы можете
назвать?
Троекратные повторы,
волшебство и волшебные предметы,
приключения,
конфликт,
борьба добра и зла,
зачин,
концовка.
Что характерно для русских сказок?
Троекратные повторы
Зачин (В некотором..)
Концовка (И я там был..)
Иванцаревич, Иван..
Марья царевна, Марья
искусница, Василиса …
Кощей …, Баба …, ….
Что характерно для
Эпитет – определение, прибавляемое к названию
русских сказок?
предмета для большей изобразительности
«Терем высокий»
«Земля сырая»
Устойчивые эпитеты:
«Близко ли, далеко ли»
«Долго ли, коротко ли»
«Я там был, мёд, пиво пил»
пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну
голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером
описать; скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается; долго ли, коротко ли…
Анализ сказки
Какими словами начинается сказка А. С.
Пушкина?
Что говорили девицы?
Можно ли это считать троекратным
повтором?
Какие повторы вы еще помните?
Повторы
Гвидон три раза превращался в насекомое
Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить
справедливо!»
Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий
затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А самато величава,
Выплывает, будто пава;
А как речьто говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно
справедливо,
Это диво, так уж диво»
Эпитеты в сказке:
• клёв кровавый,
• лебедь белая,
• князь ты мой прекрасный,
• гостигоспода,
• к царству славного Салтана,
• желанная страна…
Устойчивые выражения:
• – «Ветер по морю гуляет…».
• – «Грустьтоска меня съедает…»
А. С. Пушкин ввел в сказку народную
речь. Как вы это понимаете? Приведите
свои примеры
• «И пустили в окиян…»
• «За морем житьё не худо…»
• «Распроклятая ты мошка…»
• Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь
• Вот ужо! постой немножко,
Погоди...» А князь в окошко
Мужской образ
• Князь Гвидон, какой он?
Сравните отрывок из записи, сделанной
А. Пушкиным со слов няни, и
окончательный текст сказки. Сделайте
вывод
• «…Узнав, что едут они к Салтану
Салтановичу, турецкому государю,
обратился царевич в муху и полетел вслед
за ними. Мачеха хочет поймать, он никак не
дается. Гостикорабельщики рассказывают
царю о новом государстве. «Ах, – говорит
царь, – поеду посмотреть на чудо». «Что за
чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у
морялукоморья стоит дуб, а на том дубе
золотые цепи, а по тем цепям ходит кот…»
Мы провели огромную исследовательскую
работу, наш урок подходит к концу. К
какому же выводу мы пришли?
Гипотеза:
С. Я. Маршак «Пушкинская сказка –
прямая наследница сказки народной».
Итог урока:
– Как вы думаете, что первоначально:
народная сказка или авторская?
– Как называется такой сюжет?
(Бродячий.)
– Что же отличает авторскую сказку?
(Имена, стихотворная форма.)
Домашнее задание:
• написать минисочинение на тему
«Чему учат главные герои
сказки»
• Автор шаблона:
• Ранько Елена Алексеевна