Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особенностями романса как произведения музыкально-поэтического искусства 19 века ;раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатленных в лирических произведениях;
Задачи:
1. образовательные:
- дать представление о жанре романса, о возникновении и развитии русского романса;
- расширить кругозор учащихся посредством знакомства с творчеством А.С.Пушкина 2. развивающие:
- развивать интерес обучающихся к изучению русского романса;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся; совершенствовать навыки восприятия, истолкования и оценки поэтического текста;
3. воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, гордость за национальную культуру;
- вызвать эстетическую и эмоциональную реакцию обучающихся путем сочетания образно-эмоционального восприятия и слухового впечатления.
- воспитывать любовь к русскому слову как неотъемлемой части культуры
Оборудование: компьютер, проектор, презентации, аудиозаписи и с романсами, раздаточный материал для учащихся.Конспект
«Очарованье
русского
романса»
А.С.Пушкина
Романсы на стихи
Что за звуки!
Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я:
Забываю нежность,
небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за
звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник
безотрадный
Каплю вод живых!
И в душе опять они
рождают
Сны весёлых лет
И в одежду жизни
одевают
Всё, чего уж нет.
Романс (от испанского
romance) - камерное
вокальное произведение
для голоса с
инструментальным
сопровождением
РОДИНА РОМАНСА-
ИСПАНИЯ
15-16 века
Романсами назывались стихи, которые
нараспев исполняли дамам своего сердца
влюбленные поэты -трубадуры и
менестрели
Композиторы романсов
Пётр Ильич Чайковский
Михаил Иванович Глинка
Сергей Васильевич Рахманинов
Цезарь Антонович Кюи
Александр Сергеевич
Даргомыжский и др.
Романс как вокально-поэтический
жанр представляет собой
трёхгранную структуру, в которой
одинаково значимы слово (текст),
музыка и речь (исполнение).
Основные жанровые
признаки романса
В основе содержания лежит
Одно лирическое настроение ,
любовное переживание
но огромный спектр
эмоциональных состояний
содержании
Романс диалогичен в своем
Интимность, камерность.
СВОЕОБРАЗИЕ
РОМАНСА
Простой сюжет, понятный каждому.
Простота и доступность форм. Все чувства
выражаются прямо, открытым текстом
Предельно простые рифмы. На рифме не
должно быть акцента. Техника слова должна
быть проста и изящна.
Чувствительность - способность вызвать
человеческие чувства .Чем сентиментальнее
романс, тем выше его популярность.
Самое главное в романсе – доверительная
В ней заключено неуловимое обаяние
интонация.
романса
У романса есть только одна
тема – Любовь
Романсы на стихи
А.С.Пушкина
Тесно связаны творческие пути русских
композиторов этой эпохи с творчеством А.С.
Пушкина. Темы, образы, сюжеты, мысли и
чувства А.С. Пушкина - источники творчества
русских композиторов - классиков.
Александр Сергеевич
Даргомыжский
Романсы на стихи А.С.Пушкина
«Ночной зефир»
«Юноша и дева»
«Вертоград»
«Я вас любил»
Цезарь Антонович Кюи
«Сожжённое письмо» (сл.
«Царскосельская статуя» (сл.
А.С.Пушкина)
А.С.Пушкина)
Николай Андреевич
Римский-Корсаков
"Редеет облаков
летучая гряда",
"На холмах Грузии",
"Не пой, красавица,
при мне",
"Что в имени тебе
моём",
"Анчар - древо
смерти",
"Пророк", "Поэт" ,
"Эхо".
Екатерина
Бакунина -
первая
любовь поэта.
Безответная
любовь. Но
она
вдохновила
Пушкина на
прекрасные
стихи
А.С.Пушкин «Певец»
Слыхали ль вы за рощей
глас ночной
Певца любви, певца
своей печали?
Когда поля в час
утренний молчали,
Свирели звук унылый и
простой
Слыхали ль вы?
Встречали ль вы в
пустынной тьме лесной
Певца любви, певца
своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль
замечали,
Иль тихий взор,
исполненный тоской,
Встречали вы?
"Я помню чудное мгновенье"
А.П.Ке
рн
Михаил Иванович Глин
ка «Я помню чудное мгновенье…»
(слова А.С.Пушкина)
мгновенье:
красоты.
мятежный
Я помню чудное
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой
Шли годы. Бурь порыв
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без
вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без
любви.
Душе настало
пробужденье.
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой
нежный,
заточенья
А.С.Пуш
кин
«Цветок
»
1828 г
А.С.Пушкин «Цветок»
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я:
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя;
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тиши лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок? ( 1828 )
Романсы А.С.Пушкина –
неиссякаемый источник
чувств, мыслей и
Познакомьтесь с другими
переживаний
романсами А.С.Пушкина
http://pesni.retroportal.ru/pushki
n_pesni.shtml
http://music.lib.ru/m/matjuhin_a_b/a
lb12.shtml
www.romanse.ru
Они уносят дух –
властительные звуки!
В них упоение
мучительных страстей,
В них голос плачущей
разлуки,
В них радость юности
моей!
Взволнованное сердце
замирает,
Но я тоски не властен
утолить.
Душа безумная томится и
желает –
И петь, и плакать, и
любить…
В.И. Красов "Звуки”
(1835г)
Домашнее задание ( по
выбору)
1.напишите отзыв на
«Русский романс»
понравившийся вам романс
2.напишите эссе на тему