Данная презентация по теме "Барокко как стиль в искусстве" включает в себя материал об особенностях архитектурного стиля барокко (неумеренной декоративности, тяжеловесной роскоши), о шедеврах итальянского барокко (Лоренцо Бернини, В.В. Растрелли) а так же об изобразительном искусстве барокко, скульптуре (Лоренцо Бернини, Питер Рубенс).
Барокко как стиль в
Барокко как стиль в
искусстве
искусстве
МОУ «Никольская СОШ №9»
МОУ «Никольская СОШ №9»
Выполнила: Слободенюк
Выполнила: Слободенюк
Учитель: Дружинина Т.Ю.
Учитель: Дружинина Т.Ю.
Анастасия,11 класс
Анастасия,11 класс
Архитектура барокко
Архитектура барокко
……Но перед красотой и зданья и фасада
Но перед красотой и зданья и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
……В орнаменте витом увидишь тут и там
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетённые тайком,
Амуры, вензеля, вплетённые тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдёшь в великолепной нише,
И статую найдёшь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой
В узорах и резьбе карниз под самой
крышей…
крышей…
М.В.Алпатов:
М.В.Алпатов:
«Здание вовлекает зрителя в
«Здание вовлекает зрителя в
создаваемый им образ, как
создаваемый им образ, как
картина или театральная
картина или театральная
сцена, но вместе с тем
сцена, но вместе с тем
отталкивает его, выходит за
отталкивает его, выходит за
свои границы, как бы
свои границы, как бы
выплёскивается за берега».
выплёскивается за берега».
Особенности архитектурного
Особенности архитектурного
стиля барокко
стиля барокко
Обилие пышных декоративных
Обилие пышных декоративных
украшений.
украшений.
Подчеркнутая театральность.
Подчеркнутая театральность.
Искажение классических
Искажение классических
пропорций.
пропорций.
Оптический обман.
Оптический обман.
Преобладание сложных
Преобладание сложных
криволинейных форм.
криволинейных форм.
Для барокко характерна сложность не
Для барокко характерна сложность не
только архитектурной пластики, но и
только архитектурной пластики, но и
пространственных решений. Если в
пространственных решений. Если в
Ренессансе планы помещений имеют
Ренессансе планы помещений имеют
четкую геометрическую форму – круг,
четкую геометрическую форму – круг,
квадрат, прямоугольник, то
квадрат, прямоугольник, то
излюбленная форма барокко – овал,
излюбленная форма барокко – овал,
дающий некоторую неопределённость
дающий некоторую неопределённость
общей форме объема.
общей форме объема.
В архитектуре барокко -
В архитектуре барокко -
неумеренная декоративность,
неумеренная декоративность,
тяжеловесная роскошь.
тяжеловесная роскошь.
Причудливые формы, обилие
Причудливые формы, обилие
скульптуры, использование
скульптуры, использование
насыщенного цвета и позолоты
насыщенного цвета и позолоты
должны были усиливать
должны были усиливать
выразительность, впечатление
выразительность, впечатление
богатства и парадности.
богатства и парадности.
Шедевры итальянского барокко.
Шедевры итальянского барокко.
Лоренцо Бернини. Площадь перед
Лоренцо Бернини. Площадь перед
собором Св. Петра
собором Св. Петра
Церковь Покрова в Филях.
Церковь Покрова в Филях.
1693-1694 гг.
1693-1694 гг.
Церковь Троицы в
Церковь Троицы в
Никитниках 1631-1634 гг.
Никитниках 1631-1634 гг.
Архитектурные творения
Архитектурные творения
В.В. Растрелли. Андреевская
В.В. Растрелли. Андреевская
церковь. 1749-1759 гг.
церковь. 1749-1759 гг.
В.В. Растрелли. Собор
В.В. Растрелли. Собор
Смольного монастыря. 1748-
Смольного монастыря. 1748-
1760 гг.
1760 гг.
В.В. Растрелли. Зимний
В.В. Растрелли. Зимний
дворец. 1754-1762 гг.
дворец. 1754-1762 гг.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство
барокко. Скульптура.
барокко. Скульптура.
«« Характерно, что живопись
Характерно, что живопись
мыслится как идеал пластики. Не
мыслится как идеал пластики. Не
живопись стремится быть
живопись стремится быть
скульптурной, как в искусстве
скульптурной, как в искусстве
Возрождения, а скульптура хочет
Возрождения, а скульптура хочет
быть живописной… Превратить
быть живописной… Превратить
мрамор в облака и мех – это триумф
мрамор в облака и мех – это триумф
художника, для которого нет ничего
художника, для которого нет ничего
невозможного».
невозможного».
Н.А. Дмитриева
Н.А. Дмитриева
Лоренцо Бернини.
Лоренцо Бернини.
Давид.1623 г. Рим.
Давид.1623 г. Рим.
Лоренцо Бернини. Экстаз Св.
Лоренцо Бернини. Экстаз Св.
Терезы 1645-1653 гг.
Терезы 1645-1653 гг.
Живопись барокко.
Живопись барокко.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство
барокко наиболее ярко
барокко наиболее ярко
представлено декоративной
представлено декоративной
монументальной живописью.
монументальной живописью.
Пышные композиции украшали
Пышные композиции украшали
стены и потолки (плафоны)
стены и потолки (плафоны)
дворцов и храмов, загородных
дворцов и храмов, загородных
резиденций знати и парковых
резиденций знати и парковых
павильонов.
павильонов.
Питер Пауэл Рубенс – король
Питер Пауэл Рубенс – король
живописи
живописи
«История искусства не знает ни
«История искусства не знает ни
единого примера столь
единого примера столь
универсального таланта, такого
универсального таланта, такого
мощного влияния, такого
мощного влияния, такого
непререкаемого, абсолютного
непререкаемого, абсолютного
авторитета, такого творческого
авторитета, такого творческого
триумфа», - пишет один из
триумфа», - пишет один из
биографов Рубенса.
биографов Рубенса.
Питер Рубенс. Битва
Питер Рубенс. Битва
амазонок с греками. 1615-
амазонок с греками. 1615-
1619 гг.
1619 гг.
Питер Рубенс. Союз Земли и
Питер Рубенс. Союз Земли и
Воды. 1618 г.
Воды. 1618 г.
Питер Рубенс. Автопортрет с
Питер Рубенс. Автопортрет с
Изабеллой Брант. 1609-1610
Изабеллой Брант. 1609-1610
гг.гг.
Рубенс. Белые ночи.
Рубенс. Белые ночи.
Диана с нимфами
Диана с нимфами
отправляется на охоту
отправляется на охоту
Рубенс. Танцы под луной.
Рубенс. Танцы под луной.
Литература:
Литература:
1. Гнедич П.П. История искусств.
1. Гнедич П.П. История искусств.
Живопись. Скульптура. Архитектура.
Живопись. Скульптура. Архитектура.
М.: Эксмо, 2007.
М.: Эксмо, 2007.
2. Данилова Г. И. Мировая
2. Данилова Г. И. Мировая
художественная культура: от XYIIXYII
художественная культура: от
века до современности. М.: Дрофа,
века до современности. М.: Дрофа,
2008.
2008.
3. Кашекова И. Э. От античности до
3. Кашекова И. Э. От античности до
модерна. М.: Просвещение, 2000.
модерна. М.: Просвещение, 2000.