Презентация к уроку МХК по теме: Искусство Символизма.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 14.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация содержит материал по теме "Искусство Символизма", который включает в себя информацию о художественных принципах символизма, о дате его рождения, особенностях, впервые сформулированных в искусстве. Изобразительное искусство представлено такими мастерами, как Пьюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон, Микалоюс Чюрлёнис, Михаил Врубель, Виктор Борисов - Мусатов.
Иконка файла материала Искусство Символизма.ppt
МОУ»Никольская СОШ №9» Дружинина Т.Ю.
XX век – время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» (А.А. Блок), научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов – обусловил глубокие и серьезные изменения в искусстве. С одной стороны – это время отказа от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого.
С другой стороны – это более чем смелые новации, эксперименты, не ограниченные какими бы то ни было рамками и условностями. Никогда еще художник не был так свободен в своем творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия. Искусство XX века необычайно разнообразно. Это нагромождение стилей, направлений, течений и школ. «Семья муз» пополнилась новыми видами искусства. Какими?
Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас… Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья… Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать – И обессиленно безмолвствует искусство?... спрашивал поэт В.А. Жуковский
На эти вопросы романтиков начала XIX в. ответили утвердительно художники-символисты (от греч. «знак, символ»). Вступая в непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, символисты сделали попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею». С романтизмом у них было много общего: обращение к миру чувственной интуиции, поиски истины в потустороннем.
Официальной датой принято считать 1886 год, когда французский поэт Жан Мореанс опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма». В основе искусства символизма лежала идея двойственности мира. Искусство было призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное. Художник должен был «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, выступать посредником между миром видимым и невидимым.
Вся история искусства по природе своей символична. Язык символов такой же древний, как и само искусство. Символичны пирамиды и храмы Древнего Египта, мифы и легенды Античности, библейские сюжеты и образы Средневековья, структура православного храма и древнерусская иконопись. Символизм содержится и «растворен» в любой эпохе и в любом виде искусства. Особенностью символизма как художественного направления явилось то, что впервые были теоретически обоснованы его характерные черты.
Живопись символизма представлена такими именами, как Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон (франция), Арнольд Бёклин, Франц фон Штук (Германия), Микалоюс Чюрлёнис (Литва), Михаил Врубель и Виктор Борисов- Мусатов (Россия). У каждого из них было своё видение мира, идеал красоты. Сюжеты для своих произведений они черпали в античной и библейской мифологии, средневековых легендах и фольклоре. Обращаясь к миру грёз и сновидений, они воспроизводили особенности человеческой психики, её сокровенные тайны и загадки.
Бессюжетность картины. Три человеческие фигуры кажутся разобщенными, не связанными единым действием. В лодке застыл неподвижно истощенный, бедный рыбак. Картина воспринимается как символ скорби и печали. Безрадостный реальный мир утратил прежнюю гармонию. Красота жизни остаётся только в мечтах и воспоминаниях.
Гюстав Моро. Саломея, танцующая перед Иродом. 1876 г.
«Моро говорит языком писателей… Он любит яркость и богатство материального мира… каждую человеческую фигуру он превращает в драгоценность, увешанную драгоценностями… По существу, Моро не художник, а превосходный ювелир». Главной особенностью творчества Моро является воспроизведение загадочного мира сильных человеческих эмоций, часто несущих в себе зловещий роковой смысл. Женщины у Моро – воплощение красоты и порока.
Одилон Редон. Циклоп. 18898-1990 гг.
«Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашел необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами… сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны…», - писал о картинах Редона один из французских критиков. Эти картины предвосхищают сюжеты Сальвадора Дали.
Микалоюс Чюрлёнис. Сказка королей.
«Написать натуру нельзя и ненужно, должно поймать её красоту». «Живописная манера Врубеля… позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, окутывать фигуры и предметы волшебной дымкой, придающей каждому изображению преображающие его свойства… Он был великим мастером видеть в простом и однозначном бесконечно сложное и бесконечно многообразное тайное содержание» (А.М. Кантор).
Врубель. Царевна-лебедь.
Врубель. Пан.
Врубель. Пророк.
Художник уводил своих зрителей в безвозвратно ушедшее прошлое, в мир старинных полуразрушенных усадеб и тенистых аллей парков, на берега заросших рек и искусственных водоёмов. С прошлым связаны представления художника о красоте и гармонии, которых он не находил в жизни. Это были «картины-грёзы, насыщенные одним и тем же настроением, одной и той же грустью: грустью женских образов-теней…которые непрерывная мусатовская песнь без слов».
Борисов- Мусатов. У водоёма.
Борисов- Мусатов. Привиден ия.
С. Ю. Судейкин. Балет. 1910 г.
«Сознав, что предмет искусства – в глубинах чувства, в духе, пришлось изменить и метод творчества… Вот путь, приведший искусство к символизму. Новое, символическое творчество было естественным следствием реалистической школы, новой, дальнейшей, неизбежной ступенью в развитии искусства».