Содержание презентации:
1. Повторение.
2. Актуализация знания по новой теме, введение темы.
3. Введение определений "звук", "акустика".
4. Виды звука.
5. Изучение звуковых колебаний, их создание и улавливание на примере человека и летучих мышей.
6. Введение определений "эхолокация", "эхо".
7. Изучение работы эхолота, нахождение глубины водоёма.
8. Групповая работа учеников: 1) есть ли места, где мы ничего не услышим? 2) есть ли звук в космосе? 3) есть звуки в океанах? 4) можно ли визуализировать звук?
9. Изучение БЭК.
10. Прослушивание звуков, которые были записаны гидрофонами Национального управления океанических исследований США (NОАА).
11. Прослушивание звуков космоса.
12. Изучение фигур Хладни.
13. Подведение итогов.
14. Закрепление материала.
15. Разноуровневое домашнее задание.
Повторение
1. Колебания – это…
2. Виды колебаний.
3. Волна – это…
4. Виды волн.
5. Определить амплитуду, период, частоту
и длину волны
Труднее создавать тишину,
чем создавать
звук.
Петр Леонидович Капица,
ученый, физик
Звук –
это волны, которые
распространяются в среде.
Акустика
(гр. akustikos – слуховой) –
раздел физики, изучающий
звук.
Виды звука
звук
ультра гипер
свыше
от 20000 Гц
млрд Гц
до млрд
инфра
меньше
16 Гц
вороны,
бабочки
от 16 Гц
до
20000 Гц
комары,
пчелы
Гц
летучие
мыши
Panasonic RPHD5
диапазон
воспроизводимых
частот:
4 – 40 кГц
Летучие мыши
Импульсы с частотой
20 кГц до 120 кГц
Аудиоматериал
Звуки летучих мышей
http://promosounds.ru/zvukizhi
votnyx/zvukiletuchixmyshej/
Эхолокация
(гр. Echo + лат. locatio –
положение) – способ, при
отражённой волны.
помощи которого положение
объекта определяется по
времени задержки возвращений
Эхо
(гр. Echo) –
отражение звуковых волн от
какоголибо препятствия,
направленное в сторону
источника звука.
Эхолот –
навигационный прибор
для определения глубины
водоёмов с помощью
акустических эхосигналов.
Изображение на дисплее
то, что было ранее
новые показания
Применяемые частоты
192/200 кГц
небольшая
глубина
меньше
шума на
изображени
83 кГц
мелководье
50 кГц
большая
глубина
менее
точная
больше шума
на
прорисовка
изображении
и
дня
455 кГц, 800 кГц
Нахождение глубины водоёма
t
2
h
h [м] – глубина водоёма
υ [м/с] – скорость распространения звука в воде
t [c] – интервал времени между моментом
излучения ультразвукового импульса и
моментом его приёма.
Групповая работа
3 группа
1 группа
есть ли звук в
есть ли места,
где мы ничего не
услышим?
2 группа
есть звуки в
океанах?
космосе?
4 группа
можно ли
визуализировать
звук?
Безэховая камера –
помещение, в котором
не возникает эхо.
БЭК в Orfield Laboratories
Комната блокирует 99,99%
внешних звуков.
Отрицательные показатели фонового шума
9,4 дБА (акустический децибел).
Состоит из стекловолоконных
акустических платформ толщиной в метр,
двойных стен из изолированной стали
и бетон толщиной в 30 см.
Марианская впадина и её обитатели
Аудиоматериал
Звуки, которые были записаны
гидрофонами Национального
управления океанических
исследований США (NОАА)
http://zaycevtut.club/?mp3pesny
a=noaa++15
Гигантская ударная волна на Солнце
от взрыва во время вспышки
Аудиоматериал
Звуки космоса
https://cosmosonline.ru/sounds
space
https
://vkosmose.com/zvukikosmosa
/
Фигуры Хладни –
фигуры, образуемые скоплением
мелких частиц под действием
звука.
Эрнест Флоренс
Фридрих
Хладни
(30.11.1756 – 03.04.1827)
Немецкий ученый, исследовавший
относительно вибрирующие пластины,
вычислил скорости звука для различных
газов.
Скорость звука в средах
Среда
воздух
гелий
чистая вода
.
железо
Скорость, м/с
340
965
1435
5950
Звук распространяется
в любой упругой среде.
Закрепление
1. Частота колебаний крыльев бабочки 59
Гц. Услышим ли мы этот звук? .
2. Период колебаний крыльев шмеля 5 мс.
Услышим ли мы этот звук?
3. Что мы слышим, когда прикладываем
4. Почему собственный голос в записи
ракушку к уху?
звучит иначе?
Домашнее задание
§30,31 прочитать
На «3»: Л. № 906, 908
На «4»: Л. № 905, 909, 910
На «5»: изучить виртуальную модель
«Длина звуковой волны», описать
полученный результат
http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.h
tm
Видеоматериал
Фигуры Хладни. Формы из крахмала
https://www.youtube.com/watch?v=IC9bFuC3JAs
Фигуры Хладни. Цвет и Звук
https://www.youtube.com/watch?v=ORajlO5yg4Q
The Revenge: Timo Boll vs. KUKA Robot
https://www.youtube.com/watch?v=lv6op2HHIuM
CYMATICS: Science Vs. Music Nigel Stanford
https://www.youtube.com/watch?v=Q3oItpVa9fs