Сопровождение к уроку «открытия» нового знания по литературе в 8 классе. (УМК В.Я. Коровиной). Тема урока: «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение. Урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками, РАФТ, творческое домашнее задание).
богатый, другой убог. Богатый ссужал много лет
убогого, но не мог наполнить скудости его. Пришел
однажды убогий к богатому просить лошади дров
привезти. Брат же не хотел дать ему лошади и
сказал ему:
- «Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог».
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него
хомут просить. И рассердился на него брат, начал
поносить его убожество:
- Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Пошел убогий от богатого, взял свои дровни,
В некоем месте жили два брата земледельца: один
привязал за хвост лошади, поехал в лес и привез ко
двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл
выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи
рванула с возом через подворотню и оторвала себе
хвост.
Убогий привел к брату лошадь без хвоста.
Презентация к уроку «Повесть о Шемякином суде»
И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет,
начал брата своего поносить, что, выпросив у него
лошадь, испортил её. И, не взяв назад лошади,
пошел на него бить челом в город, к Шемяке -
судье.
А убогий брат, видя, что брат его пошел бить на
него челом, пошел и сам за братом, зная, что будут
всё равно за ним из города посылать, а не пойти,
так придётся еще и приставам проездные платить.
И пришли они к некоему селу, не доходя до
города. Богатый пошел ночевать к попу того села,
затем что был тот ему знакомый. И убогий пришел
к тому попу, а придя, лёг у него на полатях. И стал
богатый рассказывать попу про погибель своей
лошади, ради чего в город идет. И потом стал поп с
богатым ужинать, бедного же не зовут с собою
есть. Бедный стал с полатей смотреть, что едят поп
с братом его, сорвался с полатей на зыбку и
задавил попова сына насмерть.
Презентация к уроку «Повесть о Шемякином суде»
некто вёз по рву в баню отца своего мыть. Бедный же,
зная, что будет ему погибель от брата и от попа,
задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на
старика и задавил отца на смерть. Схватили его,
привели к судье.
Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что
бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так:
взял камень, завернул в платок, положил в шапку и
стал перед судьею.
И вот принес брат его челобитную, иск на него за
И тот также поехал с богатым братом в город бить
челом на бедного за смерть сына своего. И пришли они
к городу, где жил судья; а бедный за ними следом
идет.
Шли они через мост у города. А из жителей города
лошадь, стал бить судье Шемяке челом. Шемяка же,
выслушав челобитную, говорит бедному:
«Ответствуй!». Бедный, не зная, что говорить, вынул из
шапки завёрнутый камень, показал судье и
поклонился.
Презентация к уроку «Повесть о Шемякином суде»
А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал
брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не
бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади
не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и
возьми у него свою лошадь».
И потом начался другой суд. Поп стал искать за
смерть сына своего, за то, что он сына у него задавил.
Бедный же опять вынул из шапки тот же узел и
показал судье. Судья увидел и думает, что по другому
делу другой узел золота сулит, говорит попу: «Коли он
у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до
тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он
ребенка тебе; в то время возьми себе попадью с
ребенком».
И после начался третий суд за то, что, бросаясь с
моста, зашиб он отца – старика у сына. Бедный же,
вынув из шапки камень, в платке завёрнутый, показал
в третий раз судье. Судья, чая, что за третий суд он
третий ему узел сулит, говорит тому, у кого убит отец:
«Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет
под мостом. А ты сверзись сам на него и убей его так
же, как он отца твоего».
Презентация к уроку «Повесть о Шемякином суде»
После суда вышли истцы с ответчиком из приказа.
Стал богатый у бедного спрашивать свою лошадь, а
тот ему отвечает: «По судейскому указу, как - де у
ней хвост вырастет, в ту пору и отдам твою лошадь».
Богатый же брат дал ему за свою лошадь пять
рублей, чтобы он ему, хоть и без хвоста, её отдал. А
он взял у брата пять рублей и отдал ему лошадь. И
стал бедный у попа спрашивать попадью по
судейскому указу, чтоб ему от неё ребенка добыть, а
добыв, попадью назад ему отдать с ребенком. Поп же
стал ему бить челом, чтоб он попадьи у него не брал.
И взял тот с него десять рублей. Тогда стал бедный
говорить и третьему истцу: «По судейскому указу я
стану под мостом, ты же взойди на мост и бросайся на
меня так же, как и я на отца твоего». А тот думает:
«Броситься мне, так его, поди, не зашибёшь; а сам
расшибёшься». Стал и он с бедным мириться, дал ему
мзду за то, чтоб бросаться на него не велел. И так
взял себе бедный от всех троих.
Презентация к уроку «Повесть о Шемякином суде»
Судья же прислал слугу к ответчику и велел у него
те показанные три узла взять. Стал слуга у него
спрашивать: дай то, что ты из шапки судье казал в
узлах; он велел у тебя то взять». А то, вынувши из
шапки завязанный камень, показал. Тогда слуга
говорит ему: «Что же ты кажешь камень?» А ответчик
сказал: « Это судье. Я – де,- говорит, когда бы он не
по мне стал судить, убил его тем камнем».
Вернулся слуга и рассказал все судье. Судья же,
выслушав слугу, сказал: «Благодарю и хвалю бога,
что по нему судил. Когда бы не по нем судил, то он
бы меня зашиб».
Потом бедный пошел домой, радуясь и хваля бога.
Презентация к уроку «Повесть о Шемякином суде»
Гипербола – средство
художественного изображения,
основанное на преувеличении.
Гротеск – в литературе и
искусстве одна из
разновидностей комического,
сочетающая в фантастической
форме ужасное и смешное,
безобразное и возвышенное.
Презентация к уроку «Повесть о Шемякином суде»
Р – РОЛЬ Я, Шемяка, бедный,
поп, богатый
А – АУДИТОРИЯ Шемяка,
бедный, поп, богатый
Ф – ФОРМА письмо
Т – ТЕМА размышления после
прочитанного.
Презентация к уроку «Повесть о Шемякином суде»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
На выбор:
1) Подготовить развернутый
ответ на вопрос «Какое
впечатление произвела на вас
повесть?», включив в него
выражение «Шемякин суд» как
поговорку.
2) Подготовить обоснованный
комментарий к чтению по ролям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.