С самого раннего возраста, как только малыш начинает понимать жесты, речь, знакомится с игрой. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Каждый народ богат своими играми. Большей частью взрослые знакомят детей с традиционными играми "Кошки-мышки", "Пятнашки" и тому подобное. Но, мало кто знакомит с народными играми,играми своего народа. В данной презентации описываются калмыцкие народные игры, в которые можно играть в школе на переменах, во дворе дома с друзьями.В презентации описываются калмыцкие народные оэдоровительные игры. Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.
Цель: знакомство с калмыцкими
национальными играми.
Задачи: формировать устойчивое
отношение к культуре своего
народа, представление о
здоровом образе жизни,
способствовать пониманию через
игру о двигательной активности.
Игры являются
сокровищницей
человеческой культуры.
Их изучением занимаются
многие отрасли знаний:
- история,
- этнография,
-антропология,
-педагогика,
- теория и методика
физического воспитания.
Каждый народ богат
своими играми. Они
имеют много-
тысячелетнюю историю
и сохранились до наших
времён, передавались из
поколения в поколение,
вбирая в себя
национальные
традиции.
Играя в народные игры, у
детей, формируется устой-
чивое, заинтересованное,
уважительное отношение к
культуре родной страны,
создаётся эмоционально
положительная основа для
развития патриотических
чувств: любви к Родине.
По содержанию калмыцкие
народные игры классически
лаконичны, выразительны и
доступны ребёнку. Они
вызывают активную работу
мысли,
способствуют расширению
кругозора, уточнению
представлений об
окружающем мире,
совершенствованию всех
психологических процессов.
«Шаһа
наадлһн»(альчики)
Число участников достигает10 и более.
Каждый из них ставил условленное
количество альчиков в один ряд в
стоячем положении так, что
образовывался ряд длиной иногда в
метр и более. Все игроки отходили от
этого места на 10—15 метров, откуда
бросали биты с таким расчетом, чтобы
выбить альчики на расстояние длиной
не менее трех стоп. Тот, кто выбивал
три альчика подряд, считался
выигравшим и забирал либо все кости
«Ноолдан» (борьба)
На арену по очереди, т. е. по одной паре,
выходило несколько пар борцов. Боролись
босыми, без рубах и головных уборов.
Борющиеся опоясывались кушаками
довольно туго, но с расчетом, чтобы под
кушаки могли пройти руки. Выводили
силачей на арену закрытыми. Противники
обхватывали друг друга таким образом,
чтобы обеими руками можно было
держаться за кушак. Вслед за этим
начиналась борьба, в которой применялись
разнообразные приемы: каждый старался
оторвать своего противника от земли,
затем повалить его на спину или ударить о
землю (в результате чего нередко случался
разрыв кожи на пятке), неожиданно
подставляли ногу противнику с расчетом,
«Цаһан бодма хайлһн»
(забрасывание мяча)
В центре небольшой игровой площадки
вбивают палку (высота 1 м), наряжают ее
в куколку. Играют две команды.
Выбирается один игрок — водящий,
который бросает мяч как можно дальше.
В это время все играющие, закрыв глаза,
тихо стоят и слушают, куда упадет мяч.
Услышав стук мяча о землю, дети бегут
искать его. Тот, кто найдет мяч, должен
незаметно передать его игроку своей
команды, а соперники стараются отнять
его. Победу одерживает та группа,
представитель которой донесет мяч до
куколки.
«Мөңгн бүс»
(серебряный поясок)
Группа людей сидит
кругом, а ведущий
должен положить за
одним из сидящих
пояс. Человек за
которым положили
пояс должен с
молниеносной
скоростью догнать
ведущего, если не
догоняет, то
ведущим становится
он.
• Два игрока садятся на пол друг против
друга, упираясь ступнями. В руки они
берут палку (можно веревку, ремешок,
или просто держаться за руки). При
этом одна рука находится в середине
палки, другая с краю. По сигналу игроки
начинают тянуть друг друга, стараясь
поднять со перника па ноги.
• Правила игры: выигрывает тот игрок,
которому удается поднять противника
на ноги. Выигравший имеет право
продолжить игру со следующим
игроком.
На игровой площадке чертится линия —
«Хѳѳч» (пастух)
ручеек, по одну сторону от которого
собираются выбранные пастух и овцы, по
другую сидит волк. Овцы стоят позади
пастуха, обхватив друг друга за пояс.
Волк обращается к пастуху со словами:
«Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает:
«А я пастух смелый, не отдам». После
этих слов пастуха волк перепрыгивает
через ручеек и старается дотянуться до
овец. Пастух, расставив руки в стороны,
защищает овец от волка, не давая ему
возможности дотронуться до них. В
случае удачи волк уводит добычу с
собой. Игра начинается сначала, но
меняются роли.
«Кениг татҗ авх?»
(кто кого перетянет)
В центре игровой площадки чертится круг
диаметром 1 м. Двое саней привязывают к
концам веревки длиной 3—4 м, а затем
ставят так, чтобы веревка проходила через
центр круга, а сани находились по обе
стороны круга на равном удалении. Двое
играющих садятся на санки лицом друг к
другу. По сигналу или команде учителя
каждый из играющих пытается втянуть
санки своего противника внутрь круга. При
этом играющие держатся руками за санки, а
действуют только ногами, изо всех сил
отталкиваясь от земли.
«Кениг татҗ авх?»
(кто кого перетянет)
В центре игровой площадки чертится круг
диаметром 1 м. Двое саней привязывают к
концам веревки длиной 3—4 м, а затем
ставят так, чтобы веревка проходила через
центр круга, а сани находились по обе
стороны круга на равном удалении. Двое
играющих садятся на санки лицом друг к
другу. По сигналу или команде учителя
каждый из играющих пытается втянуть
санки своего противника внутрь круга. При
этом играющие держатся руками за санки, а
действуют только ногами, изо всех сил
отталкиваясь от земли.
«Гас эрглһн»
(кружится вокруг колышка)
В землю вбивается
небольшой колышек.
Один из игроков
держится за него
правой рукой и
начинает кружиться по
часовой стрелке,
одновременно пытаясь
достать левой рукой
правое ухо из-под
Бултад наадлҺн
(прятки)
Играющие оговаривают, где можно
прятаться: за кустами, бугорком,
деревьями и т.п. Образуются две
группы, одна из которых разбегается
врассыпную и прячется, а другая
пускается на поиск спрятавшихся. В
дальнейшем, игроки меняются местами.
Правила:1. Нельзя подсматривать, пока
одна группа играющих прячется.
2. Можно оговорить время, в течение
которого следует найти всех игроков
( например, досчитав до 10).
«Шатр наадлһн»
(шахматы)
В начале 19 века русские
путешественники ,
посетив улусы, были
удивлены мастерству
игры калмыков в шашки
и шахматы, которые
имели свои названия.
Педагогу следует помнить, что
главная его задача
заключается в том, чтобы
научить детей играть в
народные игры активно и
самостоятельно.
Впечатления детства
образуют фундамент для
развития его нравственных
чувств, сознания и
дальнейшего проявления их в
общественно полезной и
творческой деятельности, а
также формируют активную
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.