Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
pptx
русская литература
Детсад
20.05.2019
Картотека литературных игр предназначена для старшего возраста дошкольников.Самая главная цель -приобщение детей к миру художественной литературы.Этими играми можно проверить знания детей о литературных произведениях.Игры интересны не только для детей, но и взрослый, играя с детьми сам оказывается словно в сказке.
Лит игры.pptx
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
Муниципальное казенное
дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
г. Пласта
Картотека литературных
игр
для старших
дошкольников
Выполнила
воспитатель:
Ютрина М.В.
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.»
Цель: Приобщение детей к миру
художественной литературы. Развитие
творческих и интеллектуальных
способностей через активное участие в
игровом процессе.
Задачи:
- Закрепить знания детей о
литературных произведениях.
- Обучать детей умению
анализировать прочитанное.
- Развивать речевую культуру.
- Развивать психологическую базу
речи: внимание, память, мышление.
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Литературное лото»
Эта игра – одна из самых простейших, позволяющих
реализовать книжные знания детей.
1 вариант. Материал: карточки
литературных героев.
Правило: игроки поочередно достают карточки с
персонажем и называют его характеристики. Например:
«Лиса» - хитрая, рыжая; «Колобок» -круглый,
вкусный и т.д.
2 вариант. (без карточек)
с изображением
Ведущий называет имя персонажа, а второй
игрок – его
характеристику. Еще интереснее, когда ведущий,
задавая свой
Вопрос в это время кидает игроку мяч, тот дает свой
ответ, бросая мяч обратно.
«Отгадай сказку»
Дети по очереди выбирают картинки, на
которых изображены сказочные герои, и
называют сказку. Предполагается, что
правильных ответов может быть
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Спой вместе с героем»
«Стань волшебником»
Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки пелись
Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные
героями разных сказок. Если дети испытывают
слова употребляли
затруднение, он сам дает им подсказки.
герои разных сказок, чтобы совершить то или иное
Итак:как пела свою песенку мама-коза, когда
волшебство. Пусть каждый
возвращалась к своим детушкам-козлятушкам из леса?
из них на время станет персонажем этой сказки и
(«Козлятушки, ребятушки, отопритесь, отворитесь ,ваша
произнесет нужные слова.
мама пришла, молочка принесла. Бежит молочко по
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке
вымечку. Из вымечка – по копытечку, из копытечка
вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!») 2.
– во сыру землю»);
Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он
- пел песенку Колобок, когда катился по
отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению,
лесу?
«Я – Колобок, Колобок, по сусеку скребен, на
хотению» 3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса
сметане мешон, на окошке стужен, я от
и кот Базилио,
утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)
бабушки ушел, я от дедушки ушел»);
по моему
- пела песенку хитрая лисичка-сестричка, когда
ехала верхом на сером волке?
(«Битый небитого везет, битый
небитого везет»); и другие.
4. С помощью каких слов можно было
вызвать Сивку-бурку? («Сивка- бурка, вещий каурка,
встань передо мной, как лист перед травой»)
5. В книге писательницы Валентины
Пусть ребята поочередно назовут эти
Осеевой был мальчик по имени Павлик, который
узнал волшебное слово. Что это было за слово?
«В какую сказку попал Колобок»
Детям объясняется, что сказки могут
6. В восточной сказке «Али-баба и сорок
песенки и персонажей, которые их пели.
(«Пожалуйста»)
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Стань волшебником» (продолжение)
8. В сказке писателя Валентина Катаева «Дудочка и
кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене
найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо
было сказать? («Дудочка, играй»)
9. В сказке писателя Валентина Катаева девочке Жене
подарили волшебный цветик-семицветик, у которого
каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие
слова при этом надо было произнести? («Лети-лети,
лепесток, через запад на восток, через север, через юг,
возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть
Игрушку – сказочного героя прячут за ширму.
Педагог от лица героя
сказки односложно отвечает на вопросы
детей: «да» или «нет». Играющие
задают вопросы, сужающие круг поиска. По
ответам дети должны догадаться, кто прячется за
по-моему вели!» 10 В сказке «Волшебник
Изумрудного города» злая волшебница Бастинда
вызывала летучих обезьян этими словами.
(«Бамбара, чуфара, лорики. Ерики, пикапу,
трикапу, скорики, морики»).
«Отгадай сказочного героя»
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Спой вместе с героем»
Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки пелись
героями разных сказок. Если дети испытывают
затруднение, он сам дает им подсказки.
Итак: как пела свою песенку мама-коза, когда
возвращалась к своим детушкам-козлятушкам из леса?
(«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша
мама пришла, молочка принесла. Бежит молочко по
вымечку. Из вымечка – по копытечку, из копытечка– во
сыру землю»);
- пел песенку Колобок, когда катился по
лесу?
(«Я – Колобок, Колобок, по сусеку скребен,
на сметане мешон, на окошке стужен, я от бабушки
битый небитого везет»); и другие.
Пусть ребята поочередно назовут эти песенки и
персонажей, которые их пели
«В какую сказку
попал Колобок»
ушел, я от дедушки ушел»);
- пела песенку хитрая лисичка-сестричка, когда
ехала верхом на сером волке?(«Битый небитого везет,
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Волшебные предметы»
А теперь давайте вспомним волшебные предметы,
которые так и остались существующими лишь в сказках.
Итак, как назывались:
- волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина
умел разговаривать (зеркальце)
- головной убор, который делал своего владельца
невидимым (шапка-невидимка)
- длинный тоненький предмет из дерева. Стоит
взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое
желание его владельца (волшебная палочка)
- волшебное оружие, владелец которого
непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)
«Прогулка по
сказкам»
Воспитатель совместно с детьми рассматривает
иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия
произведений.
Игры на воспроизведение содержания
сказки по мнемотаблице
- «Какая сказка спряталась в этом рисунке?»
- Про кого эта сказка?» (предложить
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
Отгадай загадку по предметам в
«волшебном сундучке»
Дети по очереди достают предметы или картинки из
волшебного сундучка и называют сказку, в которой
встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин
(«Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка
(«Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка
вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например,
скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со
скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна-
лягушка»).
«Найди свою сказку»
Каждый из детей получает по картинке-
эпизоду из сказки. По сигналу играющие
определяют свою принадлежность к той или иной команде
и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них
картинками, воспроизводя последовательность действий в
сказке.
Игра «Черный ящик»
В «Черном ящике» лежат разные предметы.
Задача: найти владельцев этих вещей и назвать
произведение.
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Полетушки»
Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым
указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет
персонажей разных литературных произведений – живых и неживых,
причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает».
- Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей
Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает!
Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый
раз ,когда произносит очередное словосочетание –
независимо от того, действительно летает этот предмет или
нет. Его задача запутать игроков. Игра продолжается, пока
у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не
останется один игрок – победитель.
ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ
Цель: развивать творческие способности (умение
придумывать несколько вариантов окончания сказки,
использовать разнообразные языковые средства).
Для этой игры можно использовать сказки Джанни
Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный
барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль»,
«Хитрый Буратино».
Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их
внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три
разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев
известных сказок имелись волшебные предметы, и
нарисовать их на листочках бумаги.
Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети
называют волшебный предмет. Ведущий распределяет,
кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не
повторялись.1. Буратино (ключик) 2. Оле -Лукойле
(зонтик 3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и
цветик семицветик)
4. Муми-тролля (волшебная шляпа –
черный цилиндр)
5. Аладдина (лампа) .
6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена
(огниво)
7. Элли (серебряные башмачки) .8.
Маленького мука (туфли)
9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик
с головой попугая)
10. Баба Яга (ступа, помело) .11. Старик
Хоттабыч (ковер- самолет)
«Волшебная корзинка»
После все рисунки надо сложить в одну
корзинку. Ведущий читает стихи:
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
изобретения?
Например:
Предметы, с помощью которых можно было очень быстро
преодолевать большие расстояния
Конек-горбунок (космическая ракета)
Ковер-самолет (самолет, вертолет)
Сапоги-скороходы (поезд)
предметы с помощью которых показывали все,
Загадки «Вчера и сегодня»
Предложите детям отгадать загадки о чудесах и разных
дивных предметов, встречающихся в волшебных сказках,
которые стали прототипом будущего технического
что делается
на белом свете
волшебное зеркало
клубочек (компас)
наливное яблочко и серебряное блюдечко (телевизор)
предмет, который показывал путникам дорогу
предмет, который освещал все вокруг
Перо Жар-птицы (фонарик, прожектор)
предмет, извещающий о том, что нападают враги
Золотой петушок (радиолокатор) И другие.
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Герой дня»
Соединить персонажа (героя) с его поступком
(объединить картинки)
Айболит Вернул солнце в небо.
Воробей Спас Муху – Цокотуху.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Съел таракана.
Федора Вылечил зверей.
Медведь Зажгли море.
Бабочка Потушила море.
Лисички Проглотил солнце.
« Из какого
произведения?» (по иллюстрации)
Детям предлагаются иллюстрации по
произведениям С.Я. Маршака (
«Почта", "Двенадцать месяцев", "Багаж", "Сказка
о глупом мышонке",
"Вот какой рассеянный"), нужно назвать произведение.
«Кто лишний?»
Назвать произведения по героям сказки;
определить какого героя не было в
произведении. Мышка, утка, жаба, лошадь, собака,
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Назови героя»
Цель: учить детей объединять героев по заданному
признаку.
Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны
найти конкретных героев из других сказок (девочки герои -
сказок: Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, и т.д.)
«Действия героя»
Цель: Учить детей перечислять все возможные действия
какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить
аналогии в действиях героев разных сказок.
Воспитатель предлагает героя из сказки: коза из сказки
Условие: говорить только глаголами. (Жила-
«Волк и семеро козлят».
была, ходила,
наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель
предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы
эти же действия в других сказках.
«Сказочные слова»
Цель: учить детей перечислять разные
варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и
сказать все заклинания, которые они
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Закончи сказку»
Цель: придумать по данному началу для сказки концовку,
развивать умения логически завершать какой-либо рассказ,
умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать
мысль, активизировать словарный запас.
Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких
предложений. «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами.
Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом
и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только
зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много
грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу,
ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала
мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень
смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал
осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он
очутился, и вдруг видит …». В дальнейшем следите за тем, как
ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет
усвоенные слова и выражения.
В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша,
стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно
ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.
Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка».
Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию
главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно
сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши,
лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Сказочные разбойники»
Цель: учить детей по внешнему виду отгадывать героев
сказок; дать
возможность вспомнить название сказки.
Воспитатель показывает какой-либо образ, а дети должны
вспомнить конкретных героев и назвать сказку. Можно
провести небольшую беседу по содержанию сказки,
вспомнить других героев этой сказки.
«Сказка наизнанку»
Цель: развивать творческое воображение,
вызвать желание
придумать сказку «наоборот»; обогащать словарный запас
Педагог предлагает вспомнить хорошо знакомую сказку и
поменять
характер героев. Положительный на
отрицательный и наоборот.
Дети рассказывают, как изменяются герои, их характер,
поступки ,
за счёт употребления сравнительных оборотов.
Оборудование: карты, фломастеры, цветные карандаши.
детей
Ход.
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Угадайте героя по реплике»
- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и
медведь»)
- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)
«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок»
(Козлята «Волк и семеро козлят»)
- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух
и лиса»)
- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк
«Лисичка – сестричка и серый волк»)
- «Да я не потесню вас: сама лягу на
лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …»
(«Лисичка со скалочкой»)
- «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя
угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)
- «…речка – реченька – укрой меня…»
(«Гуси – лебеди»)
- «…эта простая ложка — Петина, а эта не
простая — точёная, ручка золочёная… (Жихарка
«Жихарка»)
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
«Узнай персонажа сказки по
описанию»
1. «…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни
день, то все краше становится. Сама беленькая, точно
снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».
(«Снегурочка»)
2. «Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили
и работой заморили: она и ткет и прядет, она и
прибирает, она и за все отвечает». («Хаврошечка»)
3. Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый,
каждый раз спасал своего друга из беды. (Кот из
сказки «Кот, петух и лиса»)
4.Этот персонаж хитрый, льстивый,
лукавый, жадный, корыстный,
притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться.
(«Лисичка сестричка и серый волк»)
Я буду говорить название сказки, а вы
«Исправь ошибки»
будете меня исправлять.
1. «Волк и семеро ягнят» (козлят);
2. «Утки – лебеди» (гуси);
3. «У страха глаза огромны» (велики);
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
Продолжение игры-драматизации
сказки «Теремок»
Они берутся за руки, образуют внутренний круг, двигаясь
в противоположную сторону к большому кругу.
Вот по полю, полю зайка бежит,
У дверей остановился и стучит.
Переговоры:
— Я мушка-жужжалка.
— Я мышка-норушка. А ты кто?
— Я зайка косой.
— Иди к нам жить! — приглашают жители
теремка.
Игра продолжается. Текст изменяется
соответственно вхождению зверей. Когда дети
спросят мишку: «Кто ты?» — мишка отвечает:
«Я мишка,
всех вас ловишка. Вот я вас всех переловлю».
Все звери бросаются бежать. Мишка их
ловит. Пойманные персонажи становятся в
хоровод, игра кончается.
В большом коллективе детей, для ускорения
хода игры можно выделять сразу несколько «мушек»,
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
Драматизация сказки «Теремок»
Перед началом игры, детям кратко напоминается развитие
действия в сказке и распределяются роли: кто будет
мышкой и т. д. Все составляют круг-теремок. Участвующие
поют следующие слова:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю-полю мушка летит,
У дверей остановилась и жужжит:
«Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?»
При пении первых четырёх строк дети водят
хоровод в тон песне, потом останавливаются и при пении
5-й и 6-й строк в тон песне
бьют в ладоши, подражая стуку в стенку
теремка. Ребёнок в роли мушки входит в круг, хоровод
двигается в другую сторону. Поют
прежние слова, изменяя 3-ю и 4-ю строки:
Вот по полю, полю мышка бежит.
У дверей остановилась и пищит.
Происходят переговоры между мушкой и
мышкой:
— Я мушка-жужжалка, а ты кто?
Презентация "Картотека литературных игр для старших дошкольников"
Игра – этюд «Герои сказок оживают»
Цель: Развивать воображение в процессе создания
оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.
Ход игры. Дети садятся полукругом на ковер. Им
предлагается выбрать себе сказочный персонаж, который
изображен на картинке ( Колобок, Машенька, Буратино,
Мальвина, Елена Премудрая, Баба Яга). Каждый ребенок
изображает выбранный персонаж, при этом наделяет его
каким – либо характером ( добрый, злой, вредный, веселый,
неуклюжий, драчливый, трусливый и т.д.). Остальные дети
отгадывают персонаж и дают характеристику действиям
героя объясняя,
почему он так поступает ( Незнайка – врун или фантазер?
На
самом деле Баба Яга злая, или она просто обижена на кого
– то?
Всегда ли Буратино поступает правильно?
Представьте, что вы журавли. Как выглядит
«Журавль»
журавль?
Воспитатель: А теперь представьте: журавль
идет в гости. Что он чувствует, какая у него походка? - Что
случилось в гостях?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.