Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию;
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №233 «ОАО РЖД».
Моделирование, как
средство развития связной
речи дошкольников.
Консультация для
Выполнила: Дутова
Л.К.
Воспитатель.
воспитателей
1
«Учите ребенка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам -
он будет долго напрасно
мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он
усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
2
Связная речь –
Это развернутое, законченное,
композиционно и грамматически
оформленное, смысловое и эмоциональное
высказывание, состоящее из ряда
логически связанных предложений.
Основная функция связной речи:
Коммуникативная.
Виды связной речи: - Монологическая
- Диалогическая
3
Что такое
• «Моделирование» - исследование каких-
моделирование?
либо явлений, процессов путём
построения и изучения моделей.
• «Модель» - это любой образ какого-либо
процесса или явления, используемый в
качестве заместителя.
В основе метода моделирования, лежит
принцип замещения: реальный предмет
ребёнок замещает другим предметом,
его изображением, каким – либо
условным знаком.
4
Особенность и значение
моделирования заключается в том,
что оно за счет использования
моделей делает наглядным
скрытые от непосредственного
восприятия свойства, связи,
отношения объектов, которые
являются существенными для
понимания конкретных фактов,
явлений при формировании знаний,
приобщающихся по содержанию к
понятиям.
5
Актуальность
• Использование наглядного моделирования
вызывает интерес и помогает решить проблему
быстрой утомляемости и потери интереса к
занятию;
• Использование символической аналогии облегчает
и ускоряет процесс запоминания и усвоения
материала, формирует приемы работы с памятью.
Ведь одно из правил укрепления памяти гласит:
“Когда учишь – записывай, рисуй схемы,
диаграммы, черти графики”;
• Применяя графическую аналогию, дети учатся
видеть главное, систематизировать полученные
знания.
6
В чем сущность метода
моделирования?
• В ходе использования метода
наглядного моделирования
дети знакомятся с графическим
способом предоставления
информации – моделью.
• Далее наглядная модель
выступает в роли плана,
обеспечивающего связность и
последовательность рассказов
ребенка.
7
Виды моделей
Предметные
• Геометрические фигуры,
• Символические изображения
предметов
• Опорные картинки
Предметно-схематичные
• Планы и условные обозначения,
используемые в них
• Блоки – рамки
•
8
Символические изображения
предметов
• Силуэты,
• Контуры,
• Пиктограммы
10
Опорные картинки
• Предметные картинки,
• Сюжетные картинки,
• Серии сюжетных картинок
11
Планы и условные обозначения,
используемые в них
• Сенсорно-графические схемы
• Предметно-графические схемы
Солнце
Время года
Небо
Земля
Деревья
Люди
Звери
Птицы
Размер
Форма
Предмет
?
Цвет
Фактура
Вкус
Запах
Звук
Назначен
ие
12
Планы и условные обозначения,
используемые в них
• Мнемотаблицы
• Мнемодорожки
• Опорные схемы - карточки
13
Блок - рамка
• Картинно-схематическая
модель, отражающая
временно-пространственные
отношения и
последовательность развития
событий.
14
Прием наглядного
моделирования может быть
использован в работе над всеми
видами связного
монологического высказывания:
• пересказ
• составление рассказов по картине;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
15
Пересказ художественного
произведения
• Усвоение принципа замещения, то есть
умения обозначать персонажи и основные
атрибуты художественного произведения
заместителями;
• Формирование умения передавать события
при помощи заместителей (предметное
моделирование);
• Передача последовательности эпизодов в
соответствие с расположением
заместителей, и начинается с
рассказывания знакомых коротких сказок,
типа “Репка”, “Колобок” и т.п.
16
Рассказывание по
картине
• Выделение значимых для
развития сюжета фрагментов
картины;
• Определение взаимосвязи
между ними;
• Объединение фрагментов в
единый сюжет.
17
Описание отдельного
предмета
• Принадлежность к родовидовому понятию;
• Величина;
• Цвет;
• Форма;
• Составляющие детали;
• Качество поверхности;
• Материал, из которого изготовлен объект
(для неживых предметов);
• Как он используется (какую пользу
приносит)?
• За что нравится (не нравится)?
18
Творческий рассказ
• Ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла
бы произойти с конкретными персонажами в определенном
месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
• Взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа,
ребенок придумывает пространственное оформление
модели;
• Конкретные персонажи заменяются их силуэтными
изображениями, что позволяет ребенку проявить
творчество в характерологическом оформлении героев
рассказа;
• Ребенку предлагается составить рассказ или сказку по
модели, элементами которой являются неопределенные
заместители персонажей рассказа – геометрические
фигуры, при этом педагог задает тему рассказа;
• Ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего
рассказа.
19
С помощью метода
наглядного
моделирования,
дети учатся
планировать свою
речь.
20