Если письмо приходило от солдата, то оно было сложено в треугольник, т.к. конверт купить в полевых условиях было невозможно. Листок бумаги сворачивали и на нем писали адрес. Марка на треугольник не приклеивалась.
Определить местонахождение солдата было нельзя, в обратном адресе указывалась Действующая Армия, № полевой почты и части.
Письмо о гибели солдата приходило в конверте, поэтому мирные жители всегда с опаской смотрели на почтальона, какое письмо он вынет из сумки: в конверте или в виде треугольника.
Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом.
В ходе Сталинградского сражения армию обслуживали 99 полевых почтовых станций и одна военно-морская (№ 1169). В самые ответственные дни обороны Сталинграда ВМПС дислоцировалась между реками Волга и Ахтуба в землянках, среди леса. Бойцы назвали эту местность Ямы — по названию близлежащего поселка. Отсюда и известный среди корабельных волжских почтальонов адрес волжской ВМПС — "Землянки на Ямах" . Личный состав этой станции состоял из пяти девушек и солдата — водителя почтовой полуторки. Тесное помещение станции осенью-зимой 1942-1943гг. было одновременно и операторской, и казармой, и камбузом, и кают-компанией. Работали круглые сутки, ожидая почтальонов с кораблей и частей. Матрос-почтальон мог покинуть корабль лишь в моменты затишья, когда же обстановка требовала огневой поддержки войск или смены позиций, каждый почтальон становился номером боевого расчета. Станция ВМПС ежедневно должна была обменивать почту на военно-почтовой базе, а до нее более 90 км по простреливаемой и контролируемой немецкой авиацией местности. Начиналась отправка в сумерки, к рассвету — возвращение в часть. Когда автомашина выходила из строя, у соседей-разведчиков одалживали лошадь, и девушка на лошади с притороченными почтовыми мешками отправлялась в неблизкий опасный путь
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.