Презентация на тему "Великие бии казахской эпохи"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 30.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В этой презентации вы можете ознакомиться с великими личностями и биями казахского народа Айтеке би, Толе би, Казыбек би. Именно они стали теми людьми которые воссоединили казахский народ. Именно они сделали Казахское ханство единым и они записали свои имена золотыми буквами в историю Казахстана.
Иконка файла материала Великие бии.pptx
Великие бии казахской эпохи
Содержание  Толе Алибекулы  Казыбек Би  Аитике Би
Толе Алибекулы   Толе  би  произошёл  из Уйсунского рода  Дулат,  в  семье  Алибек  би,  отец  которого  Кудайберды  би  участвовал  в  походах  Есим  хана,  в  частности  в  сражении  «Катаган  кыргыны»  (1627—1628 годы),  против  восставшего  хана  Турсуна,  правившего  Ташкентом.  Толе  родился  в  урочище  Жайсан  в  Шуйском районе 1663 году. Бухар жырау в стихотворении, описывающем детство Абылай  хана, напоминает хану, как, находясь в трудном положении, он  работал у Абилмамбета и пас верблюдов у Толе би. В поэме  «Сабалак» Бухар жырау описывает беседу Толе би с Абы лаем —  мальчиком­подпаском в старом овчинном тулупе, которого Толе  назвал за обросшие волосы и растрёпанный вид Сабалаком.  Таким образом, Толе би был одним из первых, кто приметил  будущего хана Абылая.
Мудрость и находчивость Толе би были ещё при жизни  признаны со стороны Бухар жырау, Казыбек би, Айтеке би. В  отношении к Толе би говорили: «У благой мысли есть источник,  у ее автора — духовный отец Майкы», имея в виду, что он  впитал в себя дух Майкы би. В своих произведениях Толе би  признавали и считали опорой для ханов Сыныр  жырау, Жиренши которые отмечали его красноречие и заботу о  нуждах простых людей. Толе би является одним из соавторов  свода законов Тауке­хана «Жеты Жаргы» вместе с Казыбек  би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз). После «лет  великого бедствия» (каз. Ақтабан шұбырынды) авторитет Толе  би поднялся благодаря его призыву к народу взяться  за земледелие, перейти к оседлости, учиться хорошим  примерам у соседних народов. Известно его выражение: «Кто  отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить  умеет».
В 1733 году Толе би был одним из инициаторов послания к  российской императрице Анне Иоанновне о  принятии Старшим жузом российского подданства.  Старший жуз вошёл в подданство России 10 июня 1734 года,  но это было только на бумаге, поэтому Толе би в  августе 1749 года написал личное послание о принятии  Старшего жуза под покровительство России и отправил для  ведения переговоров с губернатором И. И. Неплюевым сына  Айтпала и батыра Жолдаса.
После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би  правил Ташкентом в течение шести лет — c 1743 по 1749 годы. По преданию, когда люди повсеместно стали спешно покидать  насиженные места от известий о наступлений джунгаров  (калмыков), один Толе не стал разбирать своего жилища.  «Почему ты не собираешься уезжать?» — спрашивали у него.  «Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это  ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя  тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и  уничтожить ее птенцов», — отвечал мудрый Толе. «Да это  поистине святой», — сказал военачальник калмыков и не  тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и  Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени  Толе би, а говорят «Священная ласточка» (Карлыгаш бий).
Он скончался в 1756 году в Акбурхан­орде, на  территории современного Ленгерского района Южно­ Казахстанской области. Похоронен  вТашкенте в мавзолее Карлыгаш бия.
Казыбек би (1668­1765)    Казыбек  би  (Каз  Даусты  Казыбек,    1667—1763) — великий казахский бий. Принадлежал к Среднему жузу, к разделу Каракесек племени  Аргын.  Его  прозвище  (Каз  Даусты)  в  переводе  с  казахского  означает  Казыбек  с  пронзительным  голосом,  как  у  гусей,  гусиноголосый.  Вместе  с  Толе  би  и  Айтеке  би  один  из  трёх  великих  биев  (судей)  казахского  народа  и  один  из  авторов  первого  систематизированного  свода  казахских  обычаев  «адат» (законов) «Жеты Жаргы».
Казыбек Келдибекулы (1667—1763) — известный  в народе как Каз дауысты Казыбек («Казыбек,  непревзойденный в слове и слоге», буквально  «Казыбек с непревзойденным голосом»),  получивший это название, как говорит легенда, от  заклятого врага казахов, Контайчи Галдан Церена,  пораженного и загипнотизированного его  красноречием.
Благодаря семейной традиции воспитания Казыбек уже в детские  годы проявил красноречие и острый ум, став с годами  прославленным бием. Ему приписывается следующее обращение  к джунгарскому правителю, когда он еще совсем молодым,  впервые, участвовал в посольской миссии: «Ты — калмык, а мы — казахи, Ты — железо, а мы уголь, который плавит железо. Пришли мы для того, чтобы Лицом к лицу по мужски поговорить, Решить разделяющие нас проблемы. Нечего отыгрываться на плененных детях и женщинах! Хотим узнать, какова Ваша позиция. Вот и пришли в чуждый лагерь. Если не хочешь переговоров, Будем решать вопросы на поле брани! И готовы драться как львы до конца! Готов к переговорам, скажи, не хитри! Во всяком случае без дураков Скажи все напрямую.»
Казыбек би активно участвовал в делах  государственного правления во времена ханов Тауке,  Самеке, Абулмамбета, Абылая, способствовал  действенности внутренней и внешней политики  казахских ханов. Стал одним из организаторов  всенародной борьбы против джунгарских оккупантов.  Поддерживая налаживание дружеских связей с Россией,  он одновременно выступал против тесной связи с  Циньской империей. Казыбек би вместе с Толе би и Айтеке би вошел в  историю как инициатор объединения трех жузов, один  из авторов свода законов, принятых при Тауке­хана и  названных «Жетi жаргы» (Семь устоев). В нем нашли  конституционное закрепление подходы к проблемам,  связанным с землей, имущественными отношениями,  семьей, определением наказаний за преступления,  международными отношениями, сватовством, разводом,  положением вдов.
Казыбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном,  отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из  поездок к джунгарскому правительству была связана со  стремлением вызволить из плена Аблая. Известно, что Аблай  попал в плен после нападения калмыков в 1741 году на  Средний жуз и два года провел в зиндане. Возможно, что его  выдали родичи в ответ на требования Галдан Церена, сына  которого Шарыша Аблай убил в единоборстве. Видя в Аблае  большую будущность, ценя его характер, крепость характера,  преданность идее единства казахского народа, Казыбек би  проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая  на родину, где Аблай сразу же возглавил ханство в Сары­Арке,  не будучи формально ханом. Неустанно на всем протяжении  жизни он призывал к единству народа, к единомыслию,  стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в  борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения  цивилизованных отношений с соседними народами.
Умер Казбек би в декабре 1764 года у подножья  горы Семизбуга у источника Теректи. Похоронен в Туркестане, в мавзолее Ахмета  Яссави.
Айтеке  би (1680­1768) Айтеке би (подлинное  имя Айтык)  (1644 —1700) — великий казахский бий Айтеке би из племени Алим род Торткара, Младший Жуз, внук  брата эмира бухарских ханов в Самарканде Жалантос Бахадура,  или из узбекского рода алчин, другие сведения о его биография  скудны, неизвестны место и дата рождения. Предполагают, что он  родился где­то возле Бухары, дата рождения и смерть  приблизительно 1689—1766 годы. Но известно его решающее  участие в совещанием по поводу объединения трёх жузов. И  домашнее, и школьное (медресе в Бухаре) воспитание и  образование он прошёл при наставничестве общественного и  политического деятеля Жалантоса, известного строительством  мечетей Ширдара и Тиллекара в Самарканде, приходившегося  ему дядей.
В 20 лет Айтеке би был известным бием, в 30 лет  стал старшим бием Младшего жуза и с тех пор его  имя фигурирует рядом с другими великими  казахскими биями Толе би, Казыбек би, а также с  ханом Тауке Айтеке би — один из главных авторов степного свода законов «Жеты  Жаргы» («Семь уложений»), способствовавший замене кровной мести,  принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и  «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между казахскими  родами. Помощник и советник Тауке­хана, сам батыр, вместе с Тауке  участвовал в отражении джунгарского нападения на Сайрам. Совместно с  Тауке­ханом, получившем название «великого», «благословенного»,  поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого  централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он  содействовал установлению определённого равновесия в отношениях с  джунгарами и русскими, способствовал объединению усилий казахов,  каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия.
Ему принадлежит выражение о том, что бий  должен быть на высоком нравственном уровне,  дабы оставить в душах современников и  потомков яркий след своими разумными  решениями. Их справедливость Айтеке би  связывает с умением «рассечь конский волос  строго посередине».
Похоронен Айтеке би на территории современного  Узбекистана в Навоийской области в Нуратинском  районе . По другим данным он похоронен в 75 км от  Ташкента близ поселков Кауыншы и Шы­наз.