В этой презентации вы можете ознакомиться с великими личностями и биями казахского народа Айтеке би, Толе би, Казыбек би. Именно они стали теми людьми которые воссоединили казахский народ. Именно они сделали Казахское ханство единым и они записали свои имена золотыми буквами в историю Казахстана.
Великие бии казахской эпохи
Содержание
Толе Алибекулы
Казыбек Би
Аитике Би
Толе Алибекулы
Толе би произошёл из Уйсунского рода Дулат, в
семье Алибек би, отец которого Кудайберды би
участвовал в походах Есим хана, в частности в
сражении «Катаган кыргыны»
(1627—1628 годы),
против восставшего хана Турсуна, правившего
Ташкентом. Толе родился в урочище Жайсан в
Шуйском районе 1663 году.
Бухар жырау в стихотворении, описывающем детство Абылай
хана, напоминает хану, как, находясь в трудном положении, он
работал у Абилмамбета и пас верблюдов у Толе би. В поэме
«Сабалак» Бухар жырау описывает беседу Толе би с Абы лаем —
мальчикомподпаском в старом овчинном тулупе, которого Толе
назвал за обросшие волосы и растрёпанный вид Сабалаком.
Таким образом, Толе би был одним из первых, кто приметил
будущего хана Абылая.
Мудрость и находчивость Толе би были ещё при жизни
признаны со стороны Бухар жырау, Казыбек би, Айтеке би. В
отношении к Толе би говорили: «У благой мысли есть источник,
у ее автора — духовный отец Майкы», имея в виду, что он
впитал в себя дух Майкы би. В своих произведениях Толе би
признавали и считали опорой для ханов Сыныр
жырау, Жиренши которые отмечали его красноречие и заботу о
нуждах простых людей. Толе би является одним из соавторов
свода законов Таукехана «Жеты Жаргы» вместе с Казыбек
би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз). После «лет
великого бедствия» (каз. Ақтабан шұбырынды) авторитет Толе
би поднялся благодаря его призыву к народу взяться
за земледелие, перейти к оседлости, учиться хорошим
примерам у соседних народов. Известно его выражение: «Кто
отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить
умеет».
В 1733 году Толе би был одним из инициаторов послания к
российской императрице Анне Иоанновне о
принятии Старшим жузом российского подданства.
Старший жуз вошёл в подданство России 10 июня 1734 года,
но это было только на бумаге, поэтому Толе би в
августе 1749 года написал личное послание о принятии
Старшего жуза под покровительство России и отправил для
ведения переговоров с губернатором И. И. Неплюевым сына
Айтпала и батыра Жолдаса.
После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би
правил Ташкентом в течение шести лет — c 1743 по 1749 годы.
По преданию, когда люди повсеместно стали спешно покидать
насиженные места от известий о наступлений джунгаров
(калмыков), один Толе не стал разбирать своего жилища.
«Почему ты не собираешься уезжать?» — спрашивали у него.
«Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это
ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя
тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и
уничтожить ее птенцов», — отвечал мудрый Толе. «Да это
поистине святой», — сказал военачальник калмыков и не
тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и
Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени
Толе би, а говорят «Священная ласточка» (Карлыгаш бий).
Он скончался в 1756 году в Акбурханорде, на
территории современного Ленгерского района Южно
Казахстанской области. Похоронен
вТашкенте в мавзолее Карлыгаш бия.
Казыбек би
(16681765)
Казыбек би (Каз Даусты Казыбек,
1667—1763) — великий казахский бий.
Принадлежал к Среднему жузу, к разделу Каракесек племени
Аргын. Его прозвище (Каз Даусты) в переводе с казахского
означает Казыбек с пронзительным голосом, как у гусей,
гусиноголосый. Вместе с Толе би и Айтеке би один из трёх
великих биев (судей) казахского народа и один из авторов
первого систематизированного свода казахских обычаев
«адат» (законов) «Жеты Жаргы».
Казыбек Келдибекулы (1667—1763) — известный
в народе как Каз дауысты Казыбек («Казыбек,
непревзойденный в слове и слоге», буквально
«Казыбек с непревзойденным голосом»),
получивший это название, как говорит легенда, от
заклятого врага казахов, Контайчи Галдан Церена,
пораженного и загипнотизированного его
красноречием.
Благодаря семейной традиции воспитания Казыбек уже в детские
годы проявил красноречие и острый ум, став с годами
прославленным бием. Ему приписывается следующее обращение
к джунгарскому правителю, когда он еще совсем молодым,
впервые, участвовал в посольской миссии:
«Ты — калмык, а мы — казахи,
Ты — железо, а мы уголь, который плавит железо.
Пришли мы для того, чтобы
Лицом к лицу по мужски поговорить,
Решить разделяющие нас проблемы.
Нечего отыгрываться на плененных детях и женщинах!
Хотим узнать, какова
Ваша позиция. Вот и пришли в чуждый лагерь.
Если не хочешь переговоров,
Будем решать вопросы на поле брани!
И готовы драться как львы до конца!
Готов к переговорам, скажи, не хитри!
Во всяком случае без дураков
Скажи все напрямую.»
Казыбек би активно участвовал в делах
государственного правления во времена ханов Тауке,
Самеке, Абулмамбета, Абылая, способствовал
действенности внутренней и внешней политики
казахских ханов. Стал одним из организаторов
всенародной борьбы против джунгарских оккупантов.
Поддерживая налаживание дружеских связей с Россией,
он одновременно выступал против тесной связи с
Циньской империей.
Казыбек би вместе с Толе би и Айтеке би вошел в
историю как инициатор объединения трех жузов, один
из авторов свода законов, принятых при Таукехана и
названных «Жетi жаргы» (Семь устоев). В нем нашли
конституционное закрепление подходы к проблемам,
связанным с землей, имущественными отношениями,
семьей, определением наказаний за преступления,
международными отношениями, сватовством, разводом,
положением вдов.
Казыбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном,
отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из
поездок к джунгарскому правительству была связана со
стремлением вызволить из плена Аблая. Известно, что Аблай
попал в плен после нападения калмыков в 1741 году на
Средний жуз и два года провел в зиндане. Возможно, что его
выдали родичи в ответ на требования Галдан Церена, сына
которого Шарыша Аблай убил в единоборстве. Видя в Аблае
большую будущность, ценя его характер, крепость характера,
преданность идее единства казахского народа, Казыбек би
проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая
на родину, где Аблай сразу же возглавил ханство в СарыАрке,
не будучи формально ханом. Неустанно на всем протяжении
жизни он призывал к единству народа, к единомыслию,
стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в
борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения
цивилизованных отношений с соседними народами.
Умер Казбек би в декабре 1764 года у подножья
горы Семизбуга у источника Теректи.
Похоронен в Туркестане, в мавзолее Ахмета
Яссави.
Айтеке би
(16801768)
Айтеке би (подлинное имя Айтык) (1644
—1700) — великий казахский бий
Айтеке би из племени Алим род Торткара, Младший Жуз, внук
брата эмира бухарских ханов в Самарканде Жалантос Бахадура,
или из узбекского рода алчин, другие сведения о его биография
скудны, неизвестны место и дата рождения. Предполагают, что он
родился гдето возле Бухары, дата рождения и смерть
приблизительно 1689—1766 годы. Но известно его решающее
участие в совещанием по поводу объединения трёх жузов. И
домашнее, и школьное (медресе в Бухаре) воспитание и
образование он прошёл при наставничестве общественного и
политического деятеля Жалантоса, известного строительством
мечетей Ширдара и Тиллекара в Самарканде, приходившегося
ему дядей.
В 20 лет Айтеке би был известным бием, в 30 лет
стал старшим бием Младшего жуза и с тех пор его
имя фигурирует рядом с другими великими
казахскими биями Толе би, Казыбек би, а также с
ханом Тауке
Айтеке би — один из главных авторов степного свода законов «Жеты
Жаргы» («Семь уложений»), способствовавший замене кровной мести,
принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и
«откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между казахскими
родами. Помощник и советник Таукехана, сам батыр, вместе с Тауке
участвовал в отражении джунгарского нападения на Сайрам. Совместно с
Таукеханом, получившем название «великого», «благословенного»,
поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого
централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он
содействовал установлению определённого равновесия в отношениях с
джунгарами и русскими, способствовал объединению усилий казахов,
каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия.
Ему принадлежит выражение о том, что бий
должен быть на высоком нравственном уровне,
дабы оставить в душах современников и
потомков яркий след своими разумными
решениями. Их справедливость Айтеке би
связывает с умением «рассечь конский волос
строго посередине».
Похоронен Айтеке би на территории современного
Узбекистана в Навоийской области в Нуратинском
районе . По другим данным он похоронен в 75 км от
Ташкента близ поселков Кауыншы и Шыназ.