Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Оценка 4.8

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Оценка 4.8
Занимательные материалы +5
pptx
чтение
1 кл—3 кл
08.04.2017
Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Презентация из опыта работы с содержащая следующие материалы: 1. Доклад о работе над лексическим значением слов в начальной школе. 2. Урок литературного чтения в 3 классе в форме презентации. 3. Наглядный дидактический материал по обучению грамоте, применяемый на уроках обучения грамоте в 1 классе ( в игровой форме ) без описания.Из опыта работы над словом в начальной школе
1-9.Слов раб. Лекс. упр.. Обо. опС анимац.pptx

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
ОБОБЩЕНИЕ  ОПЫТА  УЧИТЕЛЯ  МОУ ИВАНОВСКАЯ  СОШ  СВЕТЛОЯРСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ         ПАВЛОВОЙ Н.Н.                         Тема, над которой  работаю   с 2004 года:                     «Работа  над  лексическим  значением  слова                          на уроках  литературного чтения». 1.      ОБОБЩЕНИЕ  ОПЫТА УЧИТЕЛЯ  МОУ ИВАНОВСКАЯ СОШ СВЕТЛОЯРСКОГО РАЙОНАВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ        ПАВЛОВОЙ Н.Н.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Содержание: 1.С    чего    всё   началось.                                                   3   2.  Лексика .                                                                                5           11 1. Словарная   работа   на   уроках   литературного           чтения.    Лексические     упражне ния .                                                      6                                                4. Выводы.                                                                  10 5. Дида ктические     игры   в    период   обучения     грамоте .    6. Приложение    игрового  материала .                          12 7. План –конс пе кт   урока .                                            21 8. Используемая   лите ратура .                                      27 2.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
С  чего  всё  началось       Актуальность   этой  проблемы  существовала  всегда.  До  развала  Союза,   когда в 1 класс  поступали  дети, в основном,  с  детсадовской  подготовкой, словарный  запас   у  детей  был  богаче.  Дети  к  школьному  возрасту  знали  большой   объём  литературных  произведений , активное  общение  было  и  во  дворе  с  другими   детьми    разного    возраста.    В    семьях    больше    читали.    Огромная    подписка    и  на    периодику была.  Сейчас  телевидение  с  современным  сленгом,  обособленность  детей   из  –  за    безопасности:    не    гуманитарной    направленности.    Мало    кто    в  семьях    занимается    отбором    телепередач    и    их    обсуждением,  анализом  увиденного.         У  детей  поверхностные  знания,  у  многих  как файловые  вставки. В  сельской  местности   работаю  с  1994г.  Но  уже  с  1997г.  заметила  отставание  детей  в  багаже  лексики  в   сравнении  с периодом до  90­х годов,  в которые дети    посещали  детские  сады  основной  массой.  Особенно  заметно  и разочаровывало  то,  что дети  не   знают  сказок народных да и авторских.      Азбука  Горецкого  начинается  с  иллюстраций  к сказкам  ( в добукварный  период).   ­  Дети,  посмотрите  на  этот  рисунок.  Вы  знаете  эту  сказку?   загружаются    дети    информацией  3 . С  чего  всё  началось      Актуальность   этой  проблемы  существовала  всегда.  До  развала  Союза,  когда в 1 класс  поступали  дети, в основном,  с  детсадовской  подготовкой,словарный  запас   у  детей  был  богаче.  Дети  к  школьному  возрасту  знали  большой  объём  литературных  произведений , активное  общение  было  и  во  дворе  с  другими  детьми  разного  возраста.  В  семьях  больше  читали.  Огромная  подписка  и на  периодику была.  Сейчас  телевидение  с  современным  сленгом,  обособленность  детей  из – за  безопасности:  загружаются  дети  информацией  не  гуманитарной  направленности.  Мало  кто  в семьях  занимается  отбором  телепередач  и  их  обсуждением,  анализом  увиденного.        У  детей  поверхностные  знания,  у  многих  как файловые  вставки.В  сельской  местности   работаю  с  1994г.  Но  уже  с  1997г.  заметила  отставание  детей  в багаже  лексики  в   сравнении  с периодом до  90­х годов,  в которые дети    посещали детские  сады  основной  массой.  Особенно  заметно  и разочаровывало  то,  что дети  не  знают  сказок народных да и авторских.     Азбука  Горецкого  начинается  с  иллюстраций  к сказкам  ( в добукварный  период).  ­  Дети,  посмотрите  на  этот  рисунок.  Вы  знаете  эту  сказку?

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
­   А  КАК  ОНА  НАЗЫВАЕТСЯ? ­  НЕ  ЗНАЕМ. (ИЛИ  МОЛЧАНИЕ.) ­ НО  ВЫ  ЖЕ  СКАЗАЛИ,  ЧТО  ЗНАЕТЕ? ­ МЫ  МУЛЬТИК  ВИДЕЛИ. ­ А  МУЛЬТИК  КАК  НАЗЫВАЕТСЯ? ­ ? ( МОЛЧАНИЕ  И  ПОЖИМАЮТ  ПЛЕЧАМИ.)        ( ЭТО  СКАЗКИ   «КОЛОБОК»,  « РЕПКА», «КОТ,  ПЕТУХ  И ЛИСА», …..)    В  СОВРЕМЕННЫХ  СЕЛЬСКИХ  СЕМЬЯХ  ДЕТСКИЕ  БИБЛИОТЕКИ  НИЧТОЖНЫ.   ЕСТЬ ДАЖЕ  ТАКИЕ, ГДЕ  ДЕТИ  ДО  ШКОЛЫ  КНИЖЕК   В  РУКАХ  НЕ  ДЕРЖАЛИ.   СТРАННОЕ   ПОКОЛЕНИЕ  РОДИТЕЛЕЙ.  ВСЕ  С  ОБРАЗОВАНИЕМ,  МАМЫ  В  СЁЛАХ   МНОГИЕ  НЕ  РАБОТАЮТ – ДОМОХОЗЯЙКИ.  НЕТ  У  НИХ  10 ­15 МИНУТ  ДЛЯ   РЕБЁНКА,  ЧТОБ  СКАЗКУ  ПОЧИТАТЬ. «ШКОЛА  НАУЧИТ.»     ВАЖНЕЕ   «КАРМЕЛИТА». ЭТО  НАЧАЛОСЬ  СО  ВРЕМЁН  «САНТА БАРБАРА».   В  СВЯЗИ  С  БОЛЬШИМ  ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ  В  КЛАССАХ  ПОЯВИЛОСЬ  МНОГО  ДЕТЕЙ  БИЛИНГОВ,   ГДЕ  В СЕМЬЯХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  РОДНОЙ  НЕ  РУССКИЙ  ЯЗЫК  ОБЩЕНИЯ,  ОНИ   СТАРАЮТСЯ  И  ОБЩАТЬСЯ  БОЛЬШЕ  В  СВОЕЙ  ДИАСПОРЕ.  УРОКИ   ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ  СТАЛИ  БОЛЕЕ  ПРОБЛЕМНЫМИ.  УДИВЛЕНИЕ   ОБОЮДНОЕ.  ПОРОЙ  НЕ  ОЖИДАЕШЬ,  ЧТО  ДЕТИ  НЕ  ЗНАЮТ,  ЧТО  ТАКОЕ   ВЕРЁВКА,  ПЕПЕЛ,  СТОГ…        ДЕТИ  ЛЮБЯТ  РАБОТУ  НАД  СЛОВОМ,  ДЕЛАТЬ  ОТКРЫТИЯ  ДЛЯ  СЕБЯ,   РАДУЮТСЯ,  ВОЛНУЮТСЯ,  ВОСТОРГАЮТСЯ.          ЧАСТО,  КАК  БЫ  АРТИСТИЧНО  НЕ  ЗНАКОМИЛА  С   ПРОИЗВЕДЕНИЕМ,   ОСОБЕННО  ПОЭЗИЯ,     ПЕРВЫЕ  2 ­3 ГОДА   ПОСЛЕ  ПРОЧТЕНИЯ  СМОТРЮ  НА   ЛИЦА  ДЕТЕЙ  И  ВИЖУ  ШОКОВОЕ  МОЛЧАНИЕ,  БЕЗРАЗЛИЧИЕ  В  ГЛАЗАХ   БИЛИНГВОВ.  НО,  ЧЕМ  БЛИЖЕ  К  КОНЦУ  АНАЛИЗ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ,   РАБОТА   НАД  ЛЕКСИКОЙ,  ТЕМ  ШИРЕ   ГЛАЗА  ОТ РАДОСТИ  ВОСПРИЯТИЯ  И  СОУЧАСТИЯ.   ПОЯВЛЯЕТСЯ  У  ДЕТЕЙ   ЖЕЛАНИЕ  РАБОТАТЬ  С  ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.  ОЧЕНЬ   СОЖАЛЕЮ,  ЧТО  МАЛО  ВРЕМЕНИ  ОСТАЁТСЯ   НА  ПОВТОРНОЕ  ПРОЧТЕНИЕ,  НА   ОТРАБОТКУ  ТЕХНИКИ  ЧТЕНИЯ. И  В ЭТОМ  ЕДИНИЦЫ  РОДИТЕЛЕЙ  ПОМОГАЮТ   ДЕТЯМ.   НО  БЕЗ  РАБОТЫ  НАД  ЛЕКСИКОЙ  И  НЕ  БУДЕТ  ВОСПРИЯТИЯ  ДУШОЙ ,     ЛИШЬ   МЕХАНИЧЕСКОЕ  ЧТЕНИЕ  БЕЗ  ИНТОНАЦИИ.  А  КАЖДЫЙ  ТЕКСТ    ОБОГАЩАЕТ  И  ВОСПИТЫВАЕТ  ДЕТЕЙ . 4 . ­  ДА,  ЗНАЕМ !­   А  КАК  ОНА  НАЗЫВАЕТСЯ?­  НЕ  ЗНАЕМ. (ИЛИ  МОЛЧАНИЕ.)­ НО  ВЫ  ЖЕ  СКАЗАЛИ,  ЧТО  ЗНАЕТЕ?­ МЫ  МУЛЬТИК  ВИДЕЛИ.­ А  МУЛЬТИК  КАК  НАЗЫВАЕТСЯ?­ ? ( МОЛЧАНИЕ  И  ПОЖИМАЮТ  ПЛЕЧАМИ.)       ( ЭТО  СКАЗКИ   «КОЛОБОК»,  « РЕПКА», «КОТ,  ПЕТУХ  И ЛИСА», …..)   В  СОВРЕМЕННЫХ  СЕЛЬСКИХ  СЕМЬЯХ  ДЕТСКИЕ  БИБЛИОТЕКИ  НИЧТОЖНЫ.  ЕСТЬ ДАЖЕ  ТАКИЕ, ГДЕ  ДЕТИ  ДО  ШКОЛЫ  КНИЖЕК   В  РУКАХ  НЕ  ДЕРЖАЛИ.  СТРАННОЕ   ПОКОЛЕНИЕ  РОДИТЕЛЕЙ.  ВСЕ  С  ОБРАЗОВАНИЕМ,  МАМЫ  В  СЁЛАХ  МНОГИЕ  НЕ  РАБОТАЮТ – ДОМОХОЗЯЙКИ.  НЕТ  У  НИХ  10 ­15 МИНУТ  ДЛЯ  РЕБЁНКА,  ЧТОБ  СКАЗКУ  ПОЧИТАТЬ. «ШКОЛА  НАУЧИТ.»     ВАЖНЕЕ  «КАРМЕЛИТА». ЭТО  НАЧАЛОСЬ  СО  ВРЕМЁН  «САНТА БАРБАРА».   В  СВЯЗИ  С БОЛЬШИМ  ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ  В  КЛАССАХ  ПОЯВИЛОСЬ  МНОГО  ДЕТЕЙ  БИЛИНГОВ,  ГДЕ  В СЕМЬЯХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  РОДНОЙ  НЕ  РУССКИЙ  ЯЗЫК  ОБЩЕНИЯ,  ОНИ  СТАРАЮТСЯ  И  ОБЩАТЬСЯ  БОЛЬШЕ  В  СВОЕЙ  ДИАСПОРЕ.  УРОКИ  ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ  СТАЛИ  БОЛЕЕ  ПРОБЛЕМНЫМИ.  УДИВЛЕНИЕ  ОБОЮДНОЕ.  ПОРОЙ  НЕ  ОЖИДАЕШЬ,  ЧТО  ДЕТИ  НЕ  ЗНАЮТ,  ЧТО  ТАКОЕ  ВЕРЁВКА,  ПЕПЕЛ,  СТОГ…       ДЕТИ  ЛЮБЯТ  РАБОТУ  НАД  СЛОВОМ,  ДЕЛАТЬ  ОТКРЫТИЯ  ДЛЯ  СЕБЯ,  РАДУЮТСЯ,  ВОЛНУЮТСЯ,  ВОСТОРГАЮТСЯ.         ЧАСТО,  КАК  БЫ  АРТИСТИЧНО  НЕ  ЗНАКОМИЛА  С   ПРОИЗВЕДЕНИЕМ,  ОСОБЕННО  ПОЭЗИЯ,     ПЕРВЫЕ  2 ­3 ГОДА   ПОСЛЕ  ПРОЧТЕНИЯ  СМОТРЮ  НА  ЛИЦА  ДЕТЕЙ  И  ВИЖУ  ШОКОВОЕ  МОЛЧАНИЕ,  БЕЗРАЗЛИЧИЕ  В  ГЛАЗАХ  БИЛИНГВОВ.  НО,  ЧЕМ  БЛИЖЕ  К  КОНЦУ  АНАЛИЗ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ,   РАБОТА  НАД  ЛЕКСИКОЙ,  ТЕМ  ШИРЕ   ГЛАЗА  ОТ РАДОСТИ  ВОСПРИЯТИЯ  И  СОУЧАСТИЯ.  ПОЯВЛЯЕТСЯ  У  ДЕТЕЙ   ЖЕЛАНИЕ  РАБОТАТЬ  С  ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.  ОЧЕНЬ  СОЖАЛЕЮ,  ЧТО  МАЛО  ВРЕМЕНИ  ОСТАЁТСЯ   НА  ПОВТОРНОЕ  ПРОЧТЕНИЕ,  НА  ОТРАБОТКУ  ТЕХНИКИ  ЧТЕНИЯ. И  В ЭТОМ  ЕДИНИЦЫ  РОДИТЕЛЕЙ  ПОМОГАЮТ  ДЕТЯМ.   НО  БЕЗ  РАБОТЫ  НАД  ЛЕКСИКОЙ  И  НЕ  БУДЕТ  ВОСПРИЯТИЯ  ДУШОЙ ,    ЛИШЬ   МЕХАНИЧЕСКОЕ  ЧТЕНИЕ  БЕЗ  ИНТОНАЦИИ.  А  КАЖДЫЙ  ТЕКСТ   ОБОГАЩАЕТ  И  ВОСПИТЫВАЕТ  ДЕТЕЙ .

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Лексика      Слово  рассматривается  в  программе  в  лексическом  и   грамматическом    плане.          Раскрывается    (устанавливается)    отношение    двух    реальностей:    окружающего    мира    и    слова.    Называющего    этот          мир    во    всём    его    многообразии.     Одновременно  задача  этого  раздела  на  протяжении   четырёх  лет  обучения  в  начальной  школе – привлечение   внимания    детей    к    лексической    стороне    и  лексическим    оттенкам  слова,  обогащения   словарного   состава  речевой    деятельности      целенаправленной    словами  –  синонимами    и    антонимами.    Явлением    многозначности,    знакомство  со  словами,  близкими  по смыслу,  которые  в   конкретных    особенность.  Например:  мокрый – сырой.   обучающегося.    «встречи»    Организация    со    потерять    свою      детей    предложениях    могут  5      Слово  рассматривается  в  программе  в  лексическом  и  грамматическом  плане.     Раскрывается  (устанавливается)  отношение  двух  реальностей:  окружающего  мира  и  слова.  Называющего  этот     мир  во  всём  его  многообразии.    Одновременно  задача  этого  раздела  на  протяжении  четырёх  лет  обучения  в  начальной  школе – привлечение  внимания  детей  к  лексической  стороне  и лексическим  оттенкам  слова,  обогащения   словарного   состава  речевой  деятельности   обучающегося.   Организация  целенаправленной  «встречи»  детей  со  словами – синонимами  и  антонимами.  Явлением  многозначности,  знакомство  со  словами,  близкими  по смыслу,  которые  в  конкретных  предложениях  могут  потерять  свою  особенность.  Например:  мокрый – сырой.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
СЛОВАРНАЯ  РАБОТА  НА  УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРНОГО   ЧТЕНИЯ.                  ЛЕКСИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ.           Обогащение  словаря  учащихся  осуществляется  при  изучении   грамматики  и в процессе  работы  над  текстом  на уроках  чтения.      Чтобы   воспитывать  у  учащихся  любовь  к  русскому  языку,   познакомить  их  с  богатством  родного  языка  и  научить  им   пользоваться,  прежде  всего  следует  воспитывать   внимательное отношение к слову. Работа  над словом  в  процессе  чтения  текста  воспитывает  внимание  детей   не  только  к  лексическому  и  физиологическому  богатству  русского  языка,  но   к слову – понятию,  значению  слов. В  процессе  словарной  работы  необходимо  добиться   не  только  понимания   слов    и    обозначаемых    ими    образов    ,    понятий    в    тексте,    но    и      научить    употреблять  слова  в  связной,  живой  речи. Отбор  словаря  для  изучения  и  включения   в  речь  учащихся  зависит  от   того,  какие  знания  должен  получить  ученик  в  связи  с  данной  темой.  Выбор    слова    для    объяснения      зависит    от  характера    контекста,    его    общего    содержания,  ибо    следует    определить,    насколько    оно    значимо    в    тексте,  в  какой    мере    помогает    вскрыть    основную    мысль    произведения,    объяснить    основную  мысль  произведения, объяснить  те  или  иные  поступки  героя. 6 . СЛОВАРНАЯ  РАБОТА  НА  УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ.                  ЛЕКСИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ.Работа  над словом  в  процессе  чтения  текста  воспитывает  внимание  детей  не  только  к  лексическому  и  физиологическому  богатству  русского  языка,  но  к слову – понятию,  значению  слов.В  процессе  словарной  работы  необходимо  добиться   не  только  понимания  слов  и  обозначаемых  ими  образов  ,  понятий  в  тексте,  но  и   научить  употреблять  слова  в  связной,  живой  речи.Отбор  словаря  для  изучения  и  включения   в  речь  учащихся  зависит  от  того,  какие  знания  должен  получить  ученик  в  связи  с  данной  темой.  Выбор  слова  для  объяснения   зависит  от характера  контекста,  его  общего  содержания, ибо  следует  определить,  насколько  оно  значимо  в  тексте, в какой  мере  помогает  вскрыть  основную  мысль  произведения,  объяснить  основную  мысль  произведения, объяснить  те  или  иные  поступки  героя.          Обогащение  словаря  учащихся  осуществляется  при  изучении  грамматики  и в процессе  работы  над  текстом  на уроках  чтения.      Чтобы  воспитывать  у  учащихся  любовь  к  русскому  языку,  познакомить  их  с  богатством  родного  языка  и  научить  им  пользоваться,  прежде  всего  следует  воспитывать  внимательное отношение к слову.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Таким  образом        в    содержании    словарной    работы      на    уроках    чтения    включаются: 1) обогащение  речи  учащихся  на  основе  развития  представлений  и  понятий 2) уточнение  значения  изученных  слов  путём  непосредственных  наблюдений    за    предметами    рассмотрения    слов    в    контексте,    установленных      признаков    понятия,  выраженного  словом 3) расширение  сферы  употребления  знакомых    и  новых  слов,  сопоставление   употребления    изученных        слов      в    данном      и    каком­то  другом    (ранее    или    позднее  изученном) контексте.  Включение  слов  в новый  контекст 4) изучение  путём  наблюдения над  словом  в  тексте  с его   стилистической   роли  и  основных  лексических  категорий 5) работа  над  образными  средствами  языка  в  тексте 6) употребление  слов  учащихся  в  связной  речи,  осознание  их  смысловых  и   грамматических   связей.       Обогащение    словаря    учащихся    связано    с    обогащением    их    мышления    представлениями    и    понятиями    путём    непосредственных      наблюдений    за    окружающей    деятельностью    и    за    словесными    образами    читаемого    текста.    Поэтому  важным  вопросом  в  проблеме  обогащения  словаря  ребёнка  является    установление    правильного    соотношения    книжного    образа      с  реальным    представлением  о  предмете. Знания,    полученные    учеником    из      книги,    не    должны    быть    вербальными,    чтобы  не было  разрыва  между  словом  и  образом,  словесные  образы  должны   опираться    на        чувственный    опыт    ребёнка,    в    свою    очередь,    чувственные    восприятия,  образы    должны    иметь    рациональную    основу.  Иначе    они    будут    бедны,  односторонни.   7. Таким образом    в  содержании  словарной  работы   на  уроках  чтения  включаются:1) обогащение  речи  учащихся  на  основе  развития  представлений  и  понятий2) уточнение  значения  изученных  слов  путём  непосредственных  наблюдений  за  предметами  рассмотрения  слов  в  контексте,  установленных   признаков  понятия,  выраженного  словом3) расширение  сферы  употребления  знакомых    и  новых  слов,  сопоставление  употребления  изученных    слов   в  данном   и  каком­то другом  (ранее  или  позднее  изученном) контексте.  Включение  слов  в новый  контекст4) изучение  путём  наблюдения над  словом  в  тексте  с его   стилистической  роли  и  основных  лексических  категорий5) работа  над  образными  средствами  языка  в  тексте6) употребление  слов  учащихся  в  связной  речи,  осознание  их  смысловых  и  грамматических   связей.   Обогащение  словаря  учащихся  связано  с  обогащением  их  мышления  представлениями  и  понятиями  путём  непосредственных   наблюдений  за  окружающей  деятельностью  и  за  словесными  образами  читаемого  текста.  Поэтому  важным  вопросом  в  проблеме  обогащения  словаря  ребёнка  является  установление  правильного  соотношения  книжного  образа   с реальным  представлением  о  предмете.Знания,  полученные  учеником  из   книги,  не  должны  быть  вербальными,  чтобы  не было  разрыва  между  словом  и  образом,  словесные  образы  должны  опираться  на    чувственный  опыт  ребёнка,  в  свою  очередь,  чувственные  восприятия, образы  должны  иметь  рациональную  основу. Иначе  они  будут  бедны,  односторонни.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Для  успешного  выполнения  упражнений  данного  типа  большое  значение   имеет  наглядность – показ   предмета, наблюдение и экскурсия.  Помогает    раскрытию  содержания  понятия  и сопоставление  личного  опыта  ребёнка, его   представления  о данном  предмете с тем, которое  даётся  в  книге.  Поэтому   возникает  ещё  один  вид    упражнений  ­ сопоставление  прочитанного  с   виденным,  использование  примера  из  опыта  ребёнка.         Упражнения  третьей  группы – лексико – стилистические:  проводятся  на   основе  наблюдения   за  словом   в  тексте  и  собственной  речи учащихся.  Они   дают  представления  о  лексическом  богатстве  русского  языка – синонимах,  омонимах, антонимах,  многозначности  слов,  эмоциональной  его  окраске и т.д.    Путём  наблюдения  над  языком,  путём  анализа  слов и словосочетаний  в   предложении  вырабатывается  чуткость  к  слову,  лексическая  зоркость.  Здесь  особенно  широко  используется  словосочетание  слова  с  его   синонимом. При  этом  сопоставление  привлекательности  не с целью выяснения   смысла  слова.  Как  первой  группе  упражнений,  а  с  целью  выяснения  роли   авторского  синонима  в  данном  контексте   употреблено  именно  это  слово,  а  не  другое,  слово  включается  в  разные  контексты и наблюдается  изменение  оттенков значения и т.д.          Другие  лексико – стилистические  виды  упражнений  связаны  с   выяснением  употребления  той или иной  формы слова.  При этом  выясняется,   как  изменяется  значение  слова в связи  с изменением   формы  его (мальчик­ мальчишка; чёрная туча­туча черным­чёрная и т.д.) Эти упражнения дают  учащимся практическое представление о том, что грамматические формы слов  могут быть использованы,  с какой  целью  автор применяет ту или иную  грамматическую форму. Следовательно,   8.      Для  успешного  выполнения  упражнений  данного  типа  большое  значение  имеет  наглядность – показ   предмета, наблюдение и экскурсия.  Помогает   раскрытию  содержания  понятия  и сопоставление  личного  опыта  ребёнка, его  представления  о данном  предмете с тем, которое  даётся  в  книге.  Поэтому  возникает  ещё  один  вид    упражнений  ­ сопоставление  прочитанного  с  виденным,  использование  примера  из  опыта  ребёнка.        Упражнения  третьей  группы – лексико – стилистические:  проводятся  на  основе  наблюдения   за  словом   в  тексте  и  собственной  речи учащихся.  Они  дают  представления  о  лексическом  богатстве  русского  языка – синонимах, омонимах, антонимах,  многозначности  слов,  эмоциональной  его  окраске и т.д.   Путём  наблюдения  над  языком,  путём  анализа  слов и словосочетаний  в  предложении  вырабатывается  чуткость  к  слову,  лексическая  зоркость. Здесь  особенно  широко  используется  словосочетание  слова  с  его  синонимом. При  этом  сопоставление  привлекательности  не с целью выяснения  смысла  слова.  Как  первой  группе  упражнений,  а  с  целью  выяснения  роли  авторского  синонима  в  данном  контексте   употреблено  именно  это  слово,  а не  другое,  слово  включается  в  разные  контексты и наблюдается  изменение оттенков значения и т.д.         Другие  лексико – стилистические  виды  упражнений  связаны  с  выяснением  употребления  той или иной  формы слова.  При этом  выясняется,  как  изменяется  значение  слова в связи  с изменением   формы  его (мальчик­мальчишка; чёрная туча­туча черным­чёрная и т.д.) Эти упражнения дают учащимся практическое представление о том, что грамматические формы слов могут быть использованы,  с какой  целью  автор применяет ту или иную грамматическую форму. Следовательно,

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
упражнения,    способствующие    Чувственный  опыт    ребёнка    необходимо    обогащать    путём    наблюдений,    непосредственного  участия  окружающей  действительности. Как    показал    опыт  ,  в    начальной    школе      на    уроках    чтения    в    целях    обогащения    словаря    детей    должны    использоваться    следующие    группы    речевых  упражнений: 1. Упражнения,  направленные  на  выяснение  значения  или  смысла  слова. 2.  Упражнения,    с  использованием    логических    приёмов,  раскрывающих    содержание  слов  и  понятий. 3.  Лексико  –стилистические    правильности      употребления    слова    в    речи,    дающие    представления    о    лексическом  богатстве  слова (многозначности.,  сочетаемости и др.) 4. Упражнения, помогающие  осознать  роль изобразительных  средств   языка.                         В   первую группу   включаются  упражнения,  наблюдения  за  словом  в   контексте,  объяснения   его  значения  с   слова  путём  замены  его  перефразой,   синонимом,  путём  анализа  грамматического  состава  и т.д.            Во  вторую  группу     упражнений,  раскрывающих  содержание  понятия,   входят  упражнения,  направленные   на  расширение  и  уточнение представлений,   связанных  у  ребёнка  с  данными  словами.  Большое  место  должны  занимать   упражнения,    содержащие    элементы    логических    операций;    выделение    основных    признаков    предмета,    характеристику    предмета    по    единичному    признаку;  сопоставление  двух  предметов  по сходству  и  различию  с  целью   более    глубокой    их    характеристики;    систематизацию    и    обобщение    основных    признаков    понятия  (например,    признаков    года,    отличительных    признаков    домашних    животных;    составление    связных    элементарных    характеристик    описаний  предметов (3­4 предложения) по вопросам или    самостоятельно.   точности,  9.  Чувственный опыт  ребёнка  необходимо  обогащать  путём  наблюдений,  непосредственного  участия  окружающей  действительности.Как  показал  опыт , в  начальной  школе   на  уроках  чтения  в  целях  обогащения  словаря  детей  должны  использоваться  следующие  группы  речевых  упражнений:1. Упражнения,  направленные  на  выяснение  значения  или  смысла  слова.2. Упражнения,  с использованием  логических  приёмов, раскрывающих  содержание  слов  и  понятий.3. Лексико –стилистические   упражнения,  способствующие  точности,  правильности   употребления  слова  в  речи,  дающие  представления  о  лексическом  богатстве  слова (многозначности.,  сочетаемости и др.)4. Упражнения, помогающие  осознать  роль изобразительных  средств   языка.                       В   первую группу   включаются  упражнения,  наблюдения  за  словом  в  контексте,  объяснения   его  значения  с   слова  путём  замены  его  перефразой,  синонимом,  путём  анализа  грамматического  состава  и т.д.           Во  вторую  группу     упражнений,  раскрывающих  содержание  понятия,  входят  упражнения,  направленные   на  расширение  и  уточнение представлений,  связанных  у  ребёнка  с  данными  словами.  Большое  место  должны  занимать  упражнения,  содержащие  элементы  логических  операций;  выделение  основных  признаков  предмета,  характеристику  предмета  по  единичному  признаку;  сопоставление  двух  предметов  по сходству  и  различию  с  целью  более  глубокой  их  характеристики;  систематизацию  и  обобщение  основных  признаков  понятия (например,  признаков  года,  отличительных  признаков  домашних  животных;  составление  связных  элементарных  характеристик  описаний  предметов (3­4 предложения) по вопросам или    самостоятельно.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Лексико­стилистические  упражнения тесно связаны  со смысловой  стороной   анализируемого текста  или устного рассказа. Использование данного вида  упражнения на уроке чтения позволяет практически осуществлять связь чтения  с грамматикой.               Четвёртая группа  упражнений должна знакомить детей с  изобразительными средствами  языка – эпитетами,  сравнениями,  путём   наблюдений  над текстом,  внимание  к образной  к обратной стороне языка.   Надо  помочь  детям  осознать,  что художественный образ  создаётся  с  помощью  определённых  художественных  средств. Выводы                При  проведении названных видов  упражнений, способствующих обогащению  словаря учащихся, важным и заключительным моментом является организация  речевой практики детей в связи с прочитанным и проанализированным  произведением.          Связанная речь является показателем правильности и сознательности   употребления ими слов в своей речи, свидетельствует о прочном усвоении этих слов  практическим  овладением ими.          Наиболее распространены такие виды связной речи: ответы на вопросы  учителя, сопоставление  плана  прочитанного и различного вида пересказы.          Особенно надо тщательно продумывать систему вопросов  к тексту  и формы  пересказа с учётом жанровых особенностей  произведения и цели пересказа.        10. Лексико­стилистические  упражнения тесно связаны  со смысловой  стороной  анализируемого текста  или устного рассказа. Использование данного вида упражнения на уроке чтения позволяет практически осуществлять связь чтения с грамматикой.              Четвёртая группа  упражнений должна знакомить детей с изобразительными средствами  языка – эпитетами,  сравнениями,  путём  наблюдений  над текстом,  внимание  к образной  к обратной стороне языка.  Надо  помочь  детям  осознать,  что художественный образ  создаётся  с помощью  определённых  художественных  средств.              При  проведении названных видов  упражнений, способствующих обогащению словаря учащихся, важным и заключительным моментом является организация речевой практики детей в связи с прочитанным и проанализированным произведением.         Связанная речь является показателем правильности и сознательности  употребления ими слов в своей речи, свидетельствует о прочном усвоении этих слов практическим  овладением ими.         Наиболее распространены такие виды связной речи: ответы на вопросы учителя, сопоставление  плана  прочитанного и различного вида пересказы.         Особенно надо тщательно продумывать систему вопросов  к тексту  и формы пересказа с учётом жанровых особенностей  произведения и цели пересказа.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Дидактические игры Период обучения  грамоте 1. «Включи телевизор».(1,2,3.)        «От А до Я». (4, 5, 6, 7.)          2.   3.   «Классификатор». (8)                 11.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
1. С  О  В  А 12.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
2. З  О  Н  Т 13.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
3. П  Е  Т  У   Х 14.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
4. А а 15.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
5.               СС 16.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
6.           К к 17.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
7. О о 18.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
8. 19.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
20.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Литературное чтение Тема урока: «Обобщение по разделу «Страна  детства». Цели: повторить  и обобщить   изученный  материал,  развивать навыки сравнения,    сопоставления,  логического  мышления. 1. Организационный момент. Ход   урока: ­ Прежде  чем начать урок, вспомним, как называется  раздел,  произведения которого мы закончили  изучать.  21. повторить  и обобщить   изученный материал,  развивать навыки сравнения,   сопоставления,  логического  мышления.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
2. Конкурсная программа. -Разделимся на  2 команды -­ Придумайте название и девиз.  Они должны быть созвучны с темой  раздела. Этап 1. «Как ты знаешь произведения?» ­ Какое произведение раскрывает раздел? «Как я ловил человечков». ­ Эти брат и сестра испортили многим встречу нового года. Минька и Леля. ­ Эта девочка вдохновила композитора.      ­ Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет … Разбойником. ­ Мальчик положил кусок от него на пароходик,  около будочки. Дагни. Леденец. ­ Этот  инструмент  мог  петь обо  всём.    Рояль. 22.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Этап 2. «Где это было?» ­  Где  проводил осень  Эдвард  Григ? Около Бергена. ­ Когда он был маленький,  его отправили жить  туда. Там и  произошла  эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик? К  бабушке. ­  В  каком городе родился  К.Г.  Паустовский? ­  Где провёл детство Б.Житков?     ­  В  Санкт – Петербурге,  в семье художника родился  . . . В  Одессе. В  Москве. Михаил  Михайлович  Зощенко. ­  Чьим  школьным другом  был  К.И. Чуковский?  Б.С. Житкова. Этап  3.  «Модернизированные  пословицы  и поговорки.» -    Изменив всего одно лишь или два слова, верните   современным пословицам и поговоркам прежнее звучание. -Объясните  их  смысл. 23.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
По лесу надо с корзинкой  ходить.  По лесу надо с умом ходить. Скучен день до вечера, коли делать уроки. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Испокон века телевизор растит человека. Испокон века  книга растит человека. Первая  двойка  прощается. Первая  вина  прощается. На шпаргалке далеко не уедешь. На  обмане далеко  не уедешь. Этап 4. «Проверь  себя.» 1 – я команда  готовит ответы на вопросы 3, 9,   с. 65 – 66. 2 – я команда  готовит  ответы  на вопросы 7,  8,  с. 65 – 66. Этап  5. «Каверзные  вопросы.»  ­ Подготовьте 3 вопроса для другой команды. Задайте их.    (Команды обмениваются вопросами.) 24.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Этап 6. «Назовите произведение и его автора.» ­ Отгадайте  загадочное слово в пословицах и поговорках,   догадайтесь, к какому произведению оно является ключевым. 1 – й   команде:          Поздний он гложет кость.          Из  песни  слова не выкинешь, из­за стола его не выгонишь.          Незваный он хуже татарина. Гость.  «Ёлка».  М.М.Зощенко. 2 – й    команде. Не  вся та она,   что звучит. Под хорошую её и змеи пляшут. Фома её разумеет,  а  Ерёма  плясать  умеет. Музыка.  «Корзина с еловыми шишками».  К.Г. Паустовский. Обоим командам: ­ О каком  поступке   идёт речь в этих пословицах?  К какому  произведению  их можно  отнести?  25.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
 Ворота  открыты,  а он  в подворотню  лезет. За  тараканом – с барабаном,  за  комаром – с топором. Зачем туда с топором, где нож положен. Необдуманность.  «Как  я  ловил человечков». Б. С.  Житков. Подведение итогов. Обмен впечатлениями  от урока. Самооценка  знаний и работы за урок. Общая оценка каждой команде.  Награждения  командам и   лучшим знатокам литературы (индивидуальные по решению  команды). Урок проводился в 4 классе. По учебнику Л.Ф. Климановой. Нравятся такие уроки детям, хотя требуют от них сильной подготовки . Дети наглядно видят свой прогресс и отставание по теме.. 26.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.

Презентация опыта работы по работе над лексическим значением слова в начальных классах.
Литература:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017