Цель:
• Научить применять знания для объяснения физических процессов и решения задач, находить связи между физическими характеристиками звука и его восприятием.
ЗАДАЧИ УРОКА:
• Образовательные: Познакомить учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн; ввести понятия высоты, тембра и громкости звука; показать их отличие. Дать возможность детям ощутить радость познания, открытия. Создать содержательные и организационные условия для развития критического мышления. Показать, что звуки могут оказывать на здоровье человека как положительное, так и отрицательное воздействие; продолжить формирование навыков самостоятельного поиска необходимого материала.
• Развивающие: Развивать память, внимание, мышление. Продолжить работу по формированию умственной деятельности: анализа, способности наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале (составление конспекта), грамотно излагать свои мысли; воспитывать стремление к познанию. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей средствами ИКТ.
• Воспитательные: Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира; расширить кругозор учащихся; развивать самостоятельность учеников, использовать полученные знания в повседневной жизниТИП УРОКА: комбинированный (Презентация)
На уроке используется групповая работа учащихся.
"Физика - самый идеальный полигон для тренировки ума". ( Эйнштейн)
Нарисуй лежачую 8, или знак ∞. Проведи оси ОХ и ОУ
через центр. Выбери наиболее утолщённую часть ∞ .
Проведи
вдоль оси ОХ от точки этих отрезков до точки пересечения
оси ОХ с петлёй, измерь длины отрезков
, ┴ в большей части на ось ОХ, проведи отрезок
Л
№2
№3
№1
П
№1 соответствует «аудиалам» (знатоки)
№2 «визуалы» (теоретики)
№3 «кинестетики»(экспериментаторы)
Л
№1
№2
№3
П
умеют анализировать
большая работоспособность
умеют самостоятельно выполнять задания
Аудиалы, визуал
Экспериментаторы»»
««Экспериментаторы
высокий уровень познавательной
активности
умение работать с формулами
делать выводы
кинестетики
«Теоретики»
высокий уровень
познавательной активности
долгосрочная память
высокая скорость чтения
визуалы
1. Что называют колебательным движением?
2. Назовите основные характеристики колебательного
движения.
3. Длина волны равна1,5 м, а скорость её распространения
равна 3 м\с. С какой частотой колеблется источник
волны?
4. По графику колебаний определите амплитуду, период и
частоту колебаний.
Урок по физике в 9 классе
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
.
Определение
Шкала звуковых частот
Виды звуков
Диапазон частот
Источники
Приемники
Свойства звука
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Работа с текстом
§34
Работа с текстом Найдите в тексте новые понятия и
запишите их.
Что, не ждали?
Последние новости
Выберите информацию, которая
является неожиданной.
Запишите информацию новую для вас.
Жизненная мудрость
Определите ключевую фразу.
Иллюстрация
Вывод
Темы для обсуждения.
Проиллюстрируйте основную мысль
текста в виде рисунка, схемы.
Сделайте из прочитанного текста
выводы, значимые для вашей жизни
Найдите высказывания достойные для
обсуждения в классе.
«Теоретики» обсудить информацию о звуке, звуковых
колебаниях, ультразвуке, инфразвуке. Выберите из текста
ту информацию, которая для вас является новой.
Составить конспект вашей группы. Решить задачи из
сборника задач Лукашика №900, 902
«Экспериментаторы» получить звук с помощью
металлической линейки, двух колокольчиков и
камертона. Прослушав эти звуки ответить на вопросы:
1. В чём различие этих колокольчиков? 2. Чем
отличается звук полёта шмеля от писка комара?
«Знатоки» рассказать строение уха и о способности его
воспринимать звуковые колебания. Выберите из текста
такую информацию, которая является для вас
неожиданной, так как противоречит вашим ожиданием и
первоначальным представлениям.
Экспериментаторы
Проделать опыты. Цели и задачи : получить
звук, прослушать его и сделать выводы.
Приборы и материалы: металлическая линейка,
камертон, колокольчики (2 шт разного
звучания)
Прослушать информацию и
оформить конспект.
Рассказать о строении ухо и о способности
его воспринимать звуковые колебания.
Выберите из текста такую информацию,
которая является для вас неожиданной,
так как противоречит вашим ожиданием и
первоначальным представлениям. (работа
с текстом)
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
МОУ "Куяшская СОШ"
Отчёт «Теоретиков»
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Источник звука
Среда для
распространения
звука
Приёмник звука
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Инфразвук
Звук
Ультразвук
Гиперзвук
0,001 – 20 Гц
20 – 20 000 Гц
20 000 – 109 Гц
109 – 1013 Гц
Инфразвук
Звук
Ультразвук Гиперзвук
0
20
20000
109
1013
ν, Гц
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Дети
20 лет
35 лет
50 лет
16 – 22000 Гц
16 – 20000 Гц
25 – 15000 Гц 30 – 12000 Гц
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Человек
Птицы
Собака
Кошка
Летучая мышь
Бабочка
Дельфин
20 – 20000
20 – 20000
200 – 160000
240 – 180000
2000 – 180000
10000 – 180000
60 – 200000
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Дельфины излучают своим голосовым аппаратом
ультразвуковые импульсы, у них они еще совершеннее, чем
у летучих мышей.
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Дельфины.
приятные
Не приятные
Звуки
тихие
громкие
звонкие
хриплые
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
до
ре
ми фа
соль
ля
си
до
264 297
330 352
396
440
495 528
Нота
Частота,
Гц
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
ЧАСТОТА, ГЦ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
0,02
0,6
13 (дельтаритм мозга)
57 (тета ритм мозга)
812 (альфаритм мозга)
517 (бетаритм мозга)
4070
100012000
Увеличение времени ответной
реакции
Стойкое психическое
торможение
Стресс
Стресс, умственное утомление
Эмоциональное возбуждение
Ухудшение процессов обмена,
беспокойство
Снижение слуха
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Продольная волна (в
твердых, жидких и
газообразных средах):
Поперечная волна
(только в твердых
средах):
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Искусственные:
Микрофон
Наушники
Динамики
Естественные:
Ухо
Обладает высокой
чувствительностью
(p=106 Па) и
избирательностью
(например, дирижер
улавливает звуки
отдельных инструментов
оркестра).
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Колеблющаяся поверхность источника звука вызывает
изменения давления (плотности) окружающего воздуха,
распространяющиеся во все стороны в виде чередующихся
областей повышенного и пониженного давления, называемых
звуковыми волнами.
Достигнув уха, звуковые волны вызывают механические
колебания барабанной перепонки, которые затем
преобразуются в электрические сигналы нервной системы и
передаются в головной мозг, интерпретирующий их как
звуки.
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
МОУ "Куяшская СОШ" 2011 год
Освоить §§3435 выполнить упражнение 30
Приготовить сообщения:
1 группа –»Инфразвук»
2 группа «Ультразвук»
3 группа «Звуковой резонанс» §40