Презентация может быть использована при изучении темы история изобретения радио, а так же при рассмотрении принципа радио связи. В презентации подробно рассматривается назначение и устройство как передающей части контура так и приемной составной части контура. Рассматривается понятие амплитудной модуляции и детектирования.
Выполнила учитель физики
МБОУ «ОСОШ№3» г.Очер
Пермский край Бавкун
Татьяна Николаевна
Содержание:
• История создания
• Первый радиоприемник
• Принцип радиосвязи
• Передача радиосигнала
• Радиосвязь
• Радиоприемники 60 – 80х
• Современные радиоприемники
• Контроль урока
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
История создания
Русский ученый Александр
Степанович Попов, который 25
апреля по старому стилю (7 мая
по новому стилю) 1895 года
впервые в мире сделал научный
доклад для научнотехнической
общественности об изобретенном
им методе использования
излученных электромагнитных
волн для беспроводной передачи
электрических сигналов,
содержащих полезную
информацию для получателя, и
продемонстрировал такую
передачу в действии, получая в
приемнике эту информацию.
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Приемник А.С. Попова
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Он изготовил достаточно чувствительный и надежный
когерер — стеклянная трубка с опилками подвешена
между зажимами М и N. Над трубкой расположен
электрический звонок, так чтобы его молоточек мог
ударять по трубке. Ток от батареи (4–5 В) постоянно
циркулирует от зажима Р к платиновой пластинке А и
далее через порошок, содержащийся в трубке, к другой
пластинке В, и по обмотке нижнего электромагнитного
обратно к батарее. Сила этого тока недостаточна для
притяжения якоря реле, но если на трубку воздействует
электромагнитная волна, то ее сопротивление
уменьшится в несколько тысяч раз, и замкнется в точке
С и включит через цепь СД звонковое реле. Якорь
звонка притягивается, и молоточек ударяет по звонку.
Но тогда размыкается электрическая цепь звонка (вот
где проявился изобретательский талант А.С. Попова),
молоточек опускается вниз, восстанавливая
чувствительность когерера, и прибор снова готов к
приему новой электромагнитной волны.
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Устройство радиоприемника
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Устройство радиоприемника
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Радиоприемники 6080х
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Принцип радиосвязи
Передающая часть
Приемная часть
1
4
1
3
3
модулятор
ГВЧ
2
детектор
2
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Модуляция
Высокочастотная волна
Низкочастотная звуковая волна
Модулированная по амплитуде
высокочастотная волна
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
детектирование
Модулированная по амплитуде
высокочастотная волна
Низкочастотная
звуковая волна
детектор
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Школьный
радиопередатчик
Школьный
радиоприемник
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Передача радиосигнала
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Современные радиоприемники
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Радиосвязь
Радиосвязь – передача и прием
информации с помощью радиоволн,
распространяющихся в пространстве
без проводов.
Радиосвязь это передача
информации с помощью
электромагнитных волн.
Электромагнитные волны
распространяются на огромные
расстояния, поэтому их используют
для передачи звука (радиоволн) и
изображения (телевидение).
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Радиолокация
Радиотелефонная
Виды радиосвязи
Радиотелеграфная
Радиовещание
Телевидение
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Космическая радиосвязь
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Региональная радиовещательная сеть
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
тест по материалам урока:
1. Что такое ЭМВ?
А) колебание распространяющееся в
пространстве.
Б) распространяющееся в пространстве
ЭМП.
В) распространяющееся в пространстве
МП.
Г) распространяющееся в пространстве
ЭП.
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
тест по материалам урока:
2. Модулятор – это
А) процесс сложения НЧК и ВЧК.
Б) процесс изменения частоты ВЧК.
В) устройство в котором происходит
наложение НЧВ на ВЧВ.
Г) устройство в котором происходит
изменение частоты ВЧК.
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
тест по материалам урока:
3. Амплитудная модуляция – это
А) измерение амплитуды колебаний.
Б) изменение периода волны.
В) изменение амплитуды ВЧК.
Г) изменение частоты звуковой волны.
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
тест по материалам урока:
4. Детектор – это
А) устройство, распознающее ложь.
Б) устройство, выделяющее НЧВ из
модулированной ВЧВ.
В) устройство, складывающее ВЧВ и
НЧВ.
Г) устройство радиоприемника.
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
тест по материалам урока:
5. День радио :
А) 7 мая.
Б) 7 марта.
В) 14 мая.
Г) 14 марта.
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Правильные ответы:
Б,В,В,Б,А.
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер
Литература:
• Ю.Павленко. Начала физики.
«Экзамен», Москва, 2007 г.
• Настольный справочник школьника.
«Весь», СПб., 2006 г.
• Г.Мякишев, Б.Буховцев. Физика11.
«Просвещение», 2006 г.
• Материалы сети Интернет.
Бавкун Т.Н. МБОУ ОСО
Ш№3 г.Очер