Презентация по географии "Агропромышленный комплекс. Растениеводство мира" (10 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 29.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации даны характеристика агропромышленного комплекса, его состав, краткая характеристика сельского хозяйства мира, занятость населения в сельском хозяйстве, типы сельского хозяйства (товарное, потребительское), понятие о зеленой революции, структура растениеводства мира, основные культуры, их районы выращивания. Презентация заканчивается тестом, разноуровневым домашним заданием и рефлексией
Иконка файла материала сельское хозяйство мира.PPT
Задачи урока: Задачи урока:                                Рассмотреть: ­ структуру агропромышленного комплекса мира; ­ типы сельского хозяйства разных стран; ­ регионы лидеры по производству сельскохозяйственной продукции; ­ что такое «зеленая революция» и её компоненты; ­ характеристика главных отраслей сельского хозяйства.
Таблица. Структура агропромышленного комплекса мира. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС – объединяет все отрасли хозяйства,  АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС – принимающие  участие в  производстве сельскохозяйственной продукции и её  доведения до потребителя.   СОСТАВЕ АПКАПК ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗВЕНА: ВВ СОСТАВЕ   ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗВЕНА: Отрасли,  Отрасли,  Сельское хозяйство обеспечивающие развитие  комплекса перерабатывающие  сельскохозяйственную  продукцию ЦЕНТРАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ АПК ЯВЛЯЕТСЯ  СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ЖИВОТНОВОДСТВО РАСТЕНИЕВОДСТВО РАСТЕНИЕВОДСТВО ЖИВОТНОВОДСТВО Вспомните из курса географии 9 класса какие отрасли АПК обеспечивают развитие  комплекса, какие отрасли занимаются переработкой с/х сырья? Из каких подотраслей  состоит животно­водство и растениеводство?
Сельское хозяйство  – вторая по значимости после  промышленности отрасль материального производства.        О  масштабах  современного  мирового  сельского  хозяйства    говорят следующие данные:  ­ около 50 % экономически активного населения мира занято  в  сельском хозяйстве,  это 1,3 млрд. человек  (вспомните количество  занятых в  ми­ровой промышленности); ­ в   мировом   валовом  продукте  доля   сельского  хозяйства   составляет около 10 % (вспомните, а какова доля промышленности в  мировом ВП);       Однако, темпы роста мирового сельского хозяйства в последнее  время очень  сильно  замедлились.  Если  в  1970  гг.  доля   сельскохозяйственной продукции в мировом экспорте составляла 20  %,  то в  в настоящее время  эта цифра упала до 10 %.  Доля занятых в сельском хозяйстве в разных странах (в % от всего занятого  СТРАНА ЗАНЯТЫХ В СЕЛЬСКОМ  СТРАНА ЗАНЯТЫХ В СЕЛЬСКОМ  ХОЗЯЙСТВЕ ХОЗЯЙСТВЕ населения) США Канада Россия 3 % 4 % 14 % Польша Китай Танзания 25 % 60 % 85 % Смотри  карту
Проанализируйте карту. В какой группе стран преобладает доля занятых в  сельском хозяйстве?   В развивающихся странах более 30% экономически активного населения занято в  сельском хозяйстве. Сопоставьте эту карту с политической картой мира и отметьте  страны в которых доля занятых в с/х превышает 80 %.
страны Климатический  Производство  Урожайность  пояс пшеницы  ( млн.т) пшеницы(ц\га) Производство  молока (млн.т) Франция умеренный Турция США умеренный субтропический Алжир субтропический Бразили Тропический я Эфиопия тропический 35,4 20 57,3 2,7 2,5 2,8 67,4 21,5 28,3 15,1 15,9 18,1 24,2 10 82,5 1,5 25,3 1,7
ТИПЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТИПЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТОВАРНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ТОВАРНОЕ ­ ИНТЕНСИВНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ­ ИНТЕНСИВНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО Представляет  собой  крупные,  хоро­ шо    организованные   плантации  и  фермы,     использующие     машины,  наемную рабочую силу,  удобрения и  ориентированы    на   внутренний   и  внешний рынок. ­ ПЛУЖНОЕ И МАТЫЖНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ­ ПАСТБИЩНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО ­ КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО Представляет собой малотоварное  с/х,  обеспечиваю­ щее пропитание семьи.
ТИПЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТИПЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТОВАРНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ТОВАРНОЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ  В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ  СТРАНАХ СТРАНАХ Преобладает  товарное  с/х,   характер­ но: высокий  уровень  механизации  и  химизации, внедрение  микроэлектро­ ники,  автоматизации,  использование  новейших достижений селекции  и  ге­ нетики.  В США один фермер «кормит» ­ 50 ­  70 человек. Районы «сытости»   В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ Преобладает потребительское,  малотоварное с/х, преимущественно  растениеводческого направления.  Представлен сотнями миллионов  мелких и мельчайших хозяйств.  Основными орудиями труда остаются  деревянная соха, мотыга. Районы «голода»
РЕГИОНЫ – ЛИДЕРЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ С/Х ПРОДУКЦИИ Проанализируйте карту «Сельское хозяйство». Какие регионы мира являются лидерами  по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения? США и Канада Бразилия и Аргентина Зарубежная Европа Австралия Япония
Понятие «зелёная революция» получила распространение  в 60 годы ХХ века.  Оно означало преобразование сельского  хозяйства на основе достижения науки и техники. Первыми  этот  путь  прошли  развитые  страны  в    50 годах.  А затем  этот  процесс  охватил   развивающиеся   страны.   Быстрый  рост населения развивающихся  стран  привел  к  большому  увеличению нагрузки на пахотные земли, эти страны испы­   тывали хронический голод.  И «зелёная революция» была воспринята в них как реальная воз­ можность выхода из критического положения. Однако появились  и  нежелательные  экологи­ ческие последствия (результат применения химических удобрений и ядохимикатов). «ЗЕЛЁНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ КОМПОНЕНТА «ЗЕЛЁНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ КОМПОНЕНТА I II III Выведение новых  скороспелых сортов  сельскохозяйственных  культур и продуктивных  пород животных.  Расширение ирригации  (орошение) Индустриализация  сельского хозяйства,  широкое применение  современной техники и  удобрений.
РАСТЕНИЕВОДСТВО РАСТЕНИЕВОДСТВО      Растениеводство остается главной отраслью сельского хо­ зяйства  мира,  так  как  играет  важную  роль в обеспечении  населения  Земли  продовольствием,  а  некоторых  отраслей  промышленности сырьём.       В составе растениеводства выделяют несколько отраслей:  ­ выращивание зерновых культур (зерновое хозяйство); ­ выращивание сахароносных культур; ­ выращивание масленичных культур; ­ выращивание  непродовольственных  (технических)  куль­   тур; ­ выращивание плодовых культур. Диаграмма. Мировое производство продовольственных культур. Какая отрасль  растениеводства  лидирует по сбору  продукции? Какие культуры  можно назвать  «царицами»  растениеводства?
Структура растениеводства Структура растениеводства
Используя текст учебника, сообщения учащихся и слайды презентации заполнить таблицу Культура Центры                    Районы          возникновения выращивания Страны­лидеры   по выращиванию
Археологические исследования  Археологические исследования  свидетельствуют: свидетельствуют: • Пшеница  была известна в странах Передней  Азии за 5 – 6 тыс. лет до нашей эры; после  Великих географических открытий пшеница  «мигрировала» в Новый свет и другие вновь  открытые территории. • Рис – также очень древняя культура,  возделывавшаяся в Китае за 5 тыс. лет до  нашей эры; в эпоху Великих географических  открытий рис был завезен в Америку. • Кукуруза напротив в этот период была  вывезена из Америки в Европу.
ЗЕРНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО   Первое место по значению принадлежит зерновым  культу­рам,  примерно  55%  зерновых употребляют  в пищу и  45% используют как фуражное зерно  (корма для животных).    К числу зерновых относятся пшеница,  рис,   кукуруза,  яч­мень, рожь, овес, сорго,  просо.   Наибольшие посевные  пло­щади занимают три  главные зерновые культуры: пшеница, рис, кукуруза пшеница, рис, кукуруза   (рисунок  1  показывает  структуру посевных  площадей зерновых культур в %).  Рис. 1. Структура посевных площадей зерновых культур в %. Страны – лидеры Страны – лидеры   по производству пшеницы пшеницы Китай, США, Индия, Россия,  Франция. по производству рисариса Китай, Индия, Индонезия,  Бангладеш, Вьетнам. Страны – лидеры  по производству кукурузы кукурузы США, Канада, Бразилия,  Мексика, Франция. 15 % зерна поступает на мировой рынок. Главными экспортерами являются: Канада, США, Аргентина,  Австралия, Франция. Мьянма, Таиланд. США, Франция, Канада.
Масличные культуры Масличные культуры • Соя (США, Бразилия, Аргентина, Китай).  • Подсолнечник (Аргентина, Россия,  Украина, Балканские страны).  • Арахис (Индия, страны Западной  Африки).  • Оливки (Италия  и другие страны  Средиземноморья).  • Лен, рапс, кунжут, клещевина, кокосы
Самая распространенная   Самая распространенная   клубнеплодная культура –  клубнеплодная культура –  картофель картофель •Родина  картофеля  –  Южная  Америка,  нагорье  Перу  (теперь это в основном культура умеренного пояса Северного  полушария).  •В  Европу  он  был  завезен  в  1536  году.  В  Италии  он  затем  современное  которое  и  «тартуфоль»,  получил  название  трансформировалось  «картофель».  в  «картуфоль»  • В  Россию  картофель  попал  благодаря  Петру  I,  который  привез  мешок  картофельных  клубней  из  Голландии  и  распределил их по различным областям страны.  • Больше  всего  картофеля  собирают  Китай,  Россия,  Индия, Польша, США.
САХАРОНОСНЫЕ КУЛЬТУРЫ САХАРОНОСНЫЕ КУЛЬТУРЫ     Ассортимент   сахароносных   культур   представлен  только  двумя  культурами  (рис. 2 и 3).  65% ­ сахара производят из сахарного тростника 35% ­ сахара производят из сахарной свеклы Главные производители Умеренный пояс Умеренный пояс • Франция • США • ФРГ • Украина • Россия Субтропический пояс Субтропический пояс • Бразилия • Индия • Куба • Китай • Пакистан К числу главных экспортеров сахара относятся  Бразилия, Таиланд, Австралия, Куба, Франция,  Украина. Рис. 2. Сахарная свекла. Рис. 3. Сахарный тростник.
Плодово­ягодные культуры,  Плодово­ягодные культуры,  виноградарство, цитрусовые, бананы виноградарство, цитрусовые, бананы Плодово­ягодные  культуры .  Бахчеводство: 70% Азия Китай, Индия, Бразилия, США, Италия Виноградарство  Цитрусы Бананы  Италия, Франция, Испания, США США, Бразилия, Испания, Италия, Китай,  Япония Эквадор, Коста­Рика, Панама, Индия,  Бразилия, Филиппины, Мексика
Тонизирующие культуры Тонизирующие культуры • Родина чая – Китай, и теперь 4/5 мирового сбора  чая дают страны Азии, особенно Индия, Китай и  Шри­Ланка. • Родина кофе – Африка, а 2/3 его сбора дают  страны Латинской Америки, особенно Бразилия  и Колумбия. В Латинской Америке преобладает  кофе сорта «арабика», в Африке и Азии –  «робуста» (быстрорастворимый кофе). • Родина какао – Америка, но теперь основные его  производители находятся на Гвинейском  побережье Африки (Кот­д Ивуар, Гана,  Бразилия). ′
Непродовольственные  Непродовольственные  культуры культуры • Хлопчатник: производители – страны Азии (Китай, Индия, Пакистан,  Узбекистан),  Америки (США, Бразилия, Аргентина, Мексика),  Африки; потребители –  Зарубежная Европа, Япония и страны Юго­ Восточной Азии. • Лен: производители и потребители Россия и Беларусь.  • Натуральный каучук: производители – Индонезия, Малайзия,  Таиланд;  потребители – Зарубежная Европа и Япония. • Табак: производители – Китай (2,7 млн. тонн), США, Индия,  Бразилия, страны СНГ; потребители: развивающиеся страны,  поскольку в развитых ширится массовое движение против курения.
Тест  1.Наибольшее количество зерна на  душу населения производится в: 1. Индии и Канаде 2. Аргентине и Франции 3. Нигерии и Египте 4. Дании и Венесуэле
2. Крупнейшими мировыми  производителями пшеницы являются: 1)Бразилия и Австралия 2) Китай и Индия 3) Германия и Польша 4) Аргентина и Индонезия
3.   Ведущей зерновой культурой в  большинстве стран Европы и Юго­ Западной Азии является: 1) рис           2) кукуруза          3) рожь          4) пшеница
4. Ведущей  зерновой культурой в  большинстве стран Южной, Юго­ Восточной и Восточной Азии является: 1)Кукуруза          2)  просо             3)  рис         4)   пшеница
5. Ведущей зерновой культурой в  большинстве стран Латинской Америки  и Восточной Африки является: 1)Ячмень             2)кукуруза             3)пшеница          4)рис
Взаимопроверка  ответы  1­2,  2­2,  3­4,  4­3,  5­2
Домашнее задание 1. Стр.150­157 учебника, прочитать 2. Проработать конспект в тетради 3. Задание  16 на стр. 183 письменно (на 4) 4. Подготовить сообщение на выбор: Скотоводство, свиноводство, овцеводство,  рыболовство мира (на 5)
Ответьте на вопрос • Как я работал на уроке? • Что я узнал нового? • Что я дополнительно хочу узнать по  данной теме? • Трудно было… • Мне понравилось… • Мне не понравилось…