Презентация по географии на тему: "Наблюдения – один из методов географической науки" (5 класс).

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации в увлекательной форме представлены упражнения по развитию наблюдательности для урока в 5 классе (с ответами). Присутствует иллюстративный материал по теме урока для большей наглядности. Имеются задания для выполнения как на уроке, так и дома. Урок рассчитан на 45 минут.
Иконка файла материала урок 2.pptx
Наблюдения – один из методов географической Урок 2 науки.
Наблюдательность  развивается в течение  жизни человека, но  для этого нужно быть  любознательным,  целеустремлённым и  пытливым.
Сколько котов на фото?
Внимательно  рассмотрите рисунок  и ответьте на 9  вопросов – ответы на  все вопросы скрыты  в деталях рисунка:
1. Сколько туристов живет в этом  лагере? 2. Когда они сюда приехали:  сегодня или несколько дней назад? 3. На чем они сюда приехали? 4. Далеко ли от лагеря до  ближайшего селения? 5. Откуда дует ветер: с севера или  юга? 6. Какое сейчас время дня? 7. Куда ушел Шура? 8. Кто вчера был дежурным?  (Назовите по имени) 9. Какое сегодня число какого  месяца?
1. Сколько туристов живет в  этом лагере? Четверо. Если присмотреться,  можно заметить: столовых  приборов на 4 персоны, и в  списке на дежурство — 4  имени.
2. Когда они сюда  приехали: сегодня или  несколько дней назад? Не сегодня, судя по  паутине между деревом и  палаткой, ребята приехали  несколько дней назад.
3. На чем они сюда  приехали? На лодке. Около дерева  стоят весла. 4. Далеко ли от лагеря до  ближайшего селения? Нет. На картинке есть  курица, значит, где­то  рядом селение.
юг 5. Откуда дует ветер: с  севера или юга? С юга. На палатке есть  флажок, по которому можно  определить, откуда дует  ветер. На картинке есть  дерево: с одной стороны ветки  короче, с другой длиннее. Как  правило, у деревьев с южной  стороны ветки длиннее.
6. Какое сейчас время дня? Утро. По предыдущему  вопросу мы определили, где  север­юг, теперь можно  понять, где восток­запад, и  посмотреть на тени, которые  отбрасывают предметы.
7. Куда ушел Шура? Он ловит бабочек. Из­за палатки  виден сачок. 8. Кто был вчера дежурным?  (Назовите по имени) Коля. Сегодня Коля что­то ищет  в рюкзаке с буквой «К», Шура  ловит бабочек, а Вася  фотографирует природу (потому  что из рюкзака с буквой «В»  виден штатив от камеры). Значит,  сегодня дежурит Петя, а вчера,  согласно списку, дежурил Коля.
9. Какое сегодня число  какого месяца? 8 августа. Судя по списку,  раз сегодня дежурит Петя, то  число — 8. А поскольку на  поляне лежит арбуз, значит,  август.
На уроках географии вы научитесь наблюдать  и описывать географические объекты и  природные явления.  Например, вы будете проводить наблюдения за  погодой (метеорологические наблюдения).  Вопрос: чем МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ отличаются от обычного восприятия состояния атмосферы?
Гномон царицы  Хатшепсут  (1500 г до н.э.) – самый  большой из уцелевших  египетских обелисков.
Гномон – древнейший астрономический солнечный инструмент. Это вертикальный столб на хорошо  выровненной площадке. Тень от него в полдень любого дня самая короткая, и полуденная линия всегда  совпадает с географическим меридианом. Это самый простой, самый древний и самый почтенный  астрономический прибор. С его помощью проложен местный меридиан, то есть точно определено  направление Север­Юг.
Если мы проследим за движением тени гномона в течение дня, то увидим, что  тень поворачивается вокруг обелиска «по Солнцу», по часовой стрелке. В первой  половине дня тень укорачивается, а после полудня симметрично удлиняется.
Задание: провести наблюдения за изменением тени гномона в течение некоторого времени (не менее 3 час).  См. план работы в §2 на стр. 12. По результатам наблюдений сделайте вывод: «Когда Солнце поднималось над горизонтом, тень гномона ___________, когда Солнце опускалось к  горизонту, тень гномона _____________».
Попробуйте дать своё толкование термина  ГОРИЗОНТ (запишите его в тетрадь)
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ Астрономические инструменты применялись с древнейших времён. С началом освоения земледелия, необходимо было планировать  сельскохозяйственные работы. Для этого нужно было определять моменты равноденствий и солнцестояний. Одновременно и нужды  кочевого животноводства требовали освоения методов ориентирования. А для этого изучались звёзды, их движение.
Такие сооружения строились повсеместно, где селились первые земледельцы Арии. Но до нас дошли в наилучшем виде такие древние сооружения, как мегалиты Стоунхенжа и древняя астрономическая обсерватория Jantar-Mantar.
В принципе устройство этих обсерваторий одинаково - принцип визирования, то есть определение направления по двум точкам. Эти точки были направлены на горизонт. То есть древние обсерватории служили задачам календарного счёта дней. Однако уже у скотоводов, а особенно с освоением мореплавания, возникает потребность изучать и само небо. Так уже во времена древних восточных деспотий (Шумер, Ассирия, Вавилон, Египет) возникают принципы систематизации небесных объектов. И строятся обсерватории. До нас они практически не дошли, но подобная им была обсерватория Улугбека. По сути это вырытая в земле дуга, на которой определялось положение звёзд.
Однако морякам такой инструмент был бесполезен. Потому появляются ручные астрономические инструменты. Так появились: Астрономические инструменты или приборы: гномон, армиллярная сфера, астролябия, квадрант, октант, секстант, хронометр...
Армиллярная сфера Астролябия Квадрант Октант Секстаа́нт Морской компас
Составьте сообщение (презентацию) о древних  астрономических инструментах, используемых в географии