Презентация по искусству на тему: "Пушкин. Рисунки в рукописях" (9 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 17.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация относится к уроку искусства в 9 классе и является итоговой исследовательской работой, которой и завершается курс предмета. Всем известно, что Пушкин - не только гениальный поэт, но еще и человек, который умел подмечать в людях черты, скрытые от посторонних. Данная презентация именно об этом. В конце презентации можно проверить степень усвоения материала, ответив на небольшое количество вопросов.Презентация по искусству на тему: "Пушкин. Рисунки в рукописях" (9 класс)
Иконка файла материала Пушкин Рисунки в рукописях.ppt
Пушкин Александр  Сергеевич (26 .05.1799  — 29 .12.1837)  Гончарова Наталья Николаевна  «Быстрый карандаш»  А.С. Пушкина на полях его рукописей Предмет: Искусство
Содержание: • 1. Рисунки А.С. Пушкина • 2. Автопортреты • 3. Оформление изданий • 4. Прекрасные дамы • 5. Альбом сестер Ушаковых – 5.1. Рисунки из Альбома • 6. Росчерки скорописи • 7. Заключение • 8. ПРИЛОЖЕНИЯ – 8.1 Абрам Маркович Эфрос – 8.2 Василий Андреевич Тропинин – 8.3 Людмила Петровна Левченко – 8.4 Надежда Николаевна Рушева 9. Проверь себя
1. Рисунки А.С. Пушкина Лесной пейзаж 1828 г.  Памятник Фальконета  «Кавказский пленник»  Рисунков  А.С.Пушкина  множество.  Несколько  сот  портретов:  близких  людей,  друзей,  знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть  иллюстрации  к  собственным  произведениям.  Единичные  пейзажные  зарисовки.  Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки,  порой  даже  переходящие  в  изображения.  Рисунки  покрывают  рукописи  поэта.  Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин  любил  определение  «быстрый»  и  не  раз  пользовался  им,  характеризуя  отличительную  особенность  чьей­либо  творческой  манеры,  таланта,  ума.  Этим  же  словом  пользуется  Пушкин  и  применительно  к  художнику:  «Бери  свой  быстрый  карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу». Быстрый  карандаш  —  образ,  как  нельзя  больше  отвечающий  собственной  пушкинской  манере,  одинаково  лёгкой,  стремительной,  летящей  как  в  начертаниях  букв,  так  и  в  многочисленных  творчества,  заполняющих страницы рукописей поэта. сопутствующих  зарисовках,  постоянно  процессу  Рисунки Пушкина возникали в минуты раздумий, неудовлетворённости написанным. Они  почти  никогда  не  создавались  специально.  Это  рисунки  для  себя,  и  в  этом  их  особая  ценность. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: «...Это  Гл. IV «Евгения Онегина», 1824 г.  дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись  мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях». гл. IV «Евгения Онегина», 1825 г.  гл. V «Евгения Онегина», 1826 г.  В.К. Кюхельбекер  П.Я. Чаадаев  • • • • • •
2. Автопортреты Ушаковский альбом 1829 г.  Рукопись «Кавказский пленник», 1821 г. Гл. II «Евгения Онегина», 1823 г.  Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты поэта. Несмотря на беглость и  эскизность,  а  также  на  свойственную  большинству  из  них  шаржированность,  утрировку, они удивительно живы и выразительны. Пушкин изображает себя по­разному: с кудрями (каким был в юности) и лысым (каким  никогда не был), в крестьянской рубашке и в кавказской бурке. Известно  около  60  автопортретов  Пушкина.  Они  –  важнейшая  часть  его  графики.  Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал  в  них  тончайшие  нюансы  происходивших  перемен.  Его  зарисовки,  в  основном  не  предназначавшиеся  для  чужого  глаза,  далёкие  от  самообольщения,  способны  поведать многое. Большой автопортрет из Ушаковского альбома. 1829 г. Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом  сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин  не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и  непрочь  даже  пококетничать  этим  («потомок  негров  безобразный»,  «мой  арапский  профиль...  его  освищет  Мефистофель»).  Неотразимое  обаяние  лицу  придают  озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность.  «Подлинные  черты  живого  пушкинского  лица,  –  говорит  о  портрете  А.М.Эфрос,  –  переданы  с  лаконичной  уверенностью  и  великолепной  стремительностью  штриха,  сообщающей  всему  рисунку  ту  вдохновенность,  какой  нет  ни  в  одном  из  портретов  Пушкина,  написанных  художниками­профессионалами,  –  даже  в  лучшем  из  них,  в  портрете, сделанном Тропининым». 1827 год. В.А. Тропинин.  Л. П. Левченко. Фломастер.  Н. Рушева. Чернила.  • • • • • •
3. Оформление изданий «Кавказский пленник» «Сказка о золотом петушке»  «Каменный гость»  Драматические сцены  Пушкин  очень  ревниво  относился  к  полиграфическому  оформлению  изданий  своих  произведений.  Находясь  в  ссылке,  он  не  раз  писал  брату  и  друзьям  о  том,  каким  бы  хотел  видеть  оформление  будущих  книг.  В  его  рукописях  часто  встречаются  виньетки,  концовки,  проекты  обложек  (иногда  тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Эстетическое  чувство  побуждало  Пушкина  и  обложки  к  своим  рукописям  превращать  в  художественные  композиции.  Так  возникла  целая  серия  титульных  листов.  Все  они  отмечены  удивительной гармонией и некоей монументальностью. Титульный лист поэмы «Кавказский пленник». «Кавказский  пленник».  Пейзаж  Северного  Кавказа.  Бештау.  Витиеватые  росчерки  при  заглавии  («Кавказ» – название поэмы в первой редакции).  Титульный лист «Сказки о золотом петушке» 1834 г. Голова  Дадона  и  комическая  голова  скопца,  щит  с  копьём  и  кольчуга  со  шлемом,  крепость  со  сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка,  объединяющая лист.  Рисунок к трагедии «Каменный гость». Рисунок  занимает  весь  большой  лист  рукописи.  Экспозиция  «Каменного  гостя».  Тайное  возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы «Усы плащом  закрыв, а брови шляпой...», войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида.  Крепостная  стена.  Вдали  высокие  силуэты  церковных  шпилей.  Рисунок  сделан  не  в  творческом  порыве,  а  во  время  переписывания  драмы.  Быть  может,  подобная  иллюстрация  представлялась  воображению поэта, когда он думал об издании «Каменного гостя».. Рукопись «Цыгане» 1823  г.  Татьяна.  • • • • • • • •     Неоконченная поэма «Тазит»  1829­1830 г.г.  гл. III «Евгения Онегина»,
4. Прекрасные дамы     • • • • Пушкин  был  человеком  своего  времени  ­  чувственным  и  вместе  с  тем  рассудочным,  способным  порою  увлекаться  почти  до  безумия,  но  никогда  не  отдававший  себя  целиком.  Из всех многочисленных любовных увлечений,  ни  одно  не  подчинило  полностью  его  душу.  Кровь  бурлила;  воображение  строило  один  пленительный  образ  и  обман за  другим. Но  в  глубине души поэт оставался «тверд, спокоен  и угрюм».  Он  признавался  в  любви  многим,  но  по  настоящему, любил только свою Музу. На  полях  рукописей  и  в  альбомах  друзей  его  «быстрый  карандаш»  оставил  множество  портретов  прекрасных  дам,  которыми  он  когда­либо  увлекался  и  которым  посвящал  свои  стихи,  отдавая  дань  романтизму  и  черпая силы для вдохновения.  Наталья  Викторовна  Кочубей  (1800— 1855),  ей  посвящены  стихотворения  «Воспоминаньем  упоенный»  и  «Чугун  кагульский, ты священ».
4.1. Прекрасные дамы СЛЕЗА Вчера за чашей пуншевою С гусаром я сидел И молча с мрачною душою На дальний путь глядел. Екатерина  Павловна  Бакунина  (1795—1869)  —  сестра  лицейского  товарища  Пушкина,  предмет  его  безответной  любви,  фрейлина,  художница.  Адресат  стихотворений:  «К  живописцу»,  «Итак  я  счастлив  был»,  «Слеза»,  «Окно»,  «Осеннее  утро»,  «Разлука»,  «Бакуниной» и др.  «Скажи, что смотришь на дорогу? — Мой храбрый вопросил.— Еще по ней ты, слава богу, Друзей не проводил». К груди поникнув головою, Я скоро прошептал: «Гусар! уж нет ее со мною!..» Вздохнул — и замолчал. ней  Аграфена  Федоровна  Закревская  (1799—1879).  Ей  посвящены  стихотворения  «Портрет»  («С  своей  пылающей  душою»)  «Наперсник»,  «Счастлив,  кто  избран  и  стихотворение.  «Когда  твои  младые  лета».  Ее  образ  отразился в Зинаиде Вольской в «Египетских ночах».  Слеза повисла на реснице своенравно».  С  И канула в бокал «Дитя! ты плачешь о девице, Стыдись!» — он закричал. связывают  «Оставь, гусар... ох! сердцу больно. Ты, знать, не горевал. Увы! одной слезы довольно, Чтоб отравить бокал!..»
4.2. Прекрасные дамы Елизавета  Ксаверьевна  Воронцова  (1792—1880),  жена  новороссийского  генерал­губернатора  гр.  М.  С.  Воронцова,  выславшего  Пушкина  из  Одессы  в  1824  г.  Главной  причиной  высылки  Пушкина  была,  вероятно,  ревность к нему Воронцова. Это о ней сказал он в стихотворении «К морю»: «Могучей страстью очарован, У берегов остался я…» Выразительность  и  кокетливость  подвижного  лица  Воронцовой  делали  её  неотразимо  привлекательной,  хотя в основе своей черты её не были красивы. Известно  Ксаверьевны, сделанных Пушкиным.  набросков  Елизаветы  около  30  С  ее  именем  связывают  стихотворения:  «Ангел»,  «Сожженное  письмо»,  «Желание  славы»,  «Всё  кончено,  меж  нами  связи  нет»,  «Ненастный  день  потух» и, может быть, «Талисман», «Храни меня, мой  талисман» и «В пещере тайной».  По  другой  версии  –  вдохновителем  является  Елизавета Михайловна Хитрово (1783­1839).
4.3. Прекрасные дамы Анна  Алексеевна  Оленина,  по  мужу  Андро  (1808— 1888)  —  фрейлина,  в  1829  г.  Пушкин  к  ней  сватался,  но получил отказ. Ей посвящены стихотворения «Увы,  язык  любви  болтливой»,  «Ты  и  вы»,  «Предчувствие»,  «Ее  глаза»,  «Я  вас  любил»,  «Город  пышный,  город  бедный»; ее упоминает он в стихотворении «To Dawe,  Ecqr».  Анна Петровна Керн (1800—1879), — адресат самого  известного  любовного  стихотворения  Пушкина  —  «К  *  *  *»  («Я  помню  чудное  мгновенье…»),  хотя  в  биографии  Пушкина  и  шутливо­игривое  увлечение  в  Псковской губернии, и мимолётные встречи через три  года в Петербурге серьёзной роли не играли.
4.4. Прекрасные дамы Наталья Николаевна Гончарова (1812—1863), будущая жена поэта.  Наталье  Николаевне  посвящены  Пушкиным  стихотворения:  «Когда  в  объятия  мои»,  «Мадонна»  и  «Пора, мой друг, пора». МАДОННА Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается 14 её портретов, с 1830 по 1836 год.  Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. Портрет  нарисованный  в  октябрь  1833  г.  Болдино  наверное  самый  выразительный  и  самый  красивый. Редкий для Пушкина портрет в три четверти. Правильный овал лица, чуть косящий глаз,  некоторая  неправильность  бровей,  оттенок  легкой  грусти  в  изображении  как  непонятное  В простом углу моем, средь медленных трудов, предчувствие чего­то.  Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель — Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Октябрь 1833 г. Болдино
• • • • 5. Альбом сестер Ушаковых  Сестер  Ушаковых  –  грациозных  и  насмешливых  певуний  ­  представили  Поэту  впервые  на  балу  в  Дворянском  собрании. Вскоре  общий  их  знакомец  и  дальний  родственник  Сергей  Александрович  Соболевский,  и  вовсе  запросто  привез  своего  давнего  друга  в  уютный особняк на Старой Пресне. Ушаковых,  Екатерина Николаевна  Ушакова (Наумова) Старшая сестра (1809–1872)  очаровавшись  Тотчас  –  сиренами»,  Александр  Сергеевич  быстро  стал завсегдатаем и любимцем дома… «сестрами  Изящные девические альбомы, с золотым  обрезом, в которых разбросаны были там  и  сям  рисунки  и  шутливые  карикатуры  Гения  российской  словесности  бережно  хранились  в  семье  младшей  сестры  Лизоньки  Ушаковой,  замужестве  Киселевой. в  Елизавета Николаевна  Ушакова (Киселева)  Младшая сестра (1810  ­ 1872)
5.1. Рисунки из альбома С.А. Римский­Корсаков  Граф А.Х. Бенкендорф  Н.В. Ушаков Фараджула­Бек А.С. Грибоедов Ел. Ушакова с котом на  фоне горного монастыря. Антон Дельвиг Внизу алтарь с пылающим сердцем.  Младший брат Лев Сергеевич. Пушкин
6. Росчерки скорописи     • • • • • • Пушкина  такова  беловая  В  своем  исследовании  «Рисунки  Пушкина»,  Абрам  Маркович  Эфрос  писал:  «Языки  росчерков  —  источник  рождения  Пушкинского  рисунка.  Это  мост  между  графикой  его  слова  и  графикой  его  образа.  Росчерки,  хвосты,  концы  (финалы  ряда  автографов),  заканчиваются  арабеском  арабеск  завивается  птицей  (надпись  «История  села  Горюхина»), птицы пронизываются очерками женских ножек  (черновое начало «Осени») и т .п. Этот  прием  глубоко  традиционен,  коренной,  свойственный  самой природе скорописи в те времена, когда она была еще  искусством, а не только средством закрепления речи.  У  надпись:  «Стихотворения  Александра  Пушкина,  1817»  —  один  из  прекраснейших образцов подобного рода. Быстрота почерка, способность к графическим комбинациям  в связках элементов рисунка букв изумительна: кривые  линии  кривизны  умещаются  на  незначительном  пространстве  и  отличаются  красотою, изяществом и гармонией; смелость  отдельных  начертаний,—  все  это  говорит  о  быстроте  умственных  процессов,  способности  необычайно  быстро  ориентироваться  в  окружающем,  смелости  полета  мысли,  общей  одаренности,  известном  интеллектуальном  кокетстве.»  самых  различных  радиусов  заглавная
7. Заключение     • • • • • • • Всю жизнь мы не расстаемся с Пушкиным. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в  самом  раннем  детстве,  а  первые  услышанные  или  прочитанные  нами  стихи  мы  принимаем,  как  подарок, вся ценность которого возрастает с годами. У  каждого  возраста  свой  Пушкин.  Для  маленьких  читателей  ­  сказки.  Для  подростков  ­  повести,  поэмы, «Маленькие трагедии», роман в стихах «Евгений Онегин» и лирика. Для  взрослых  стихи  и  проза,  поэмы  и  драматические  произведения,  эпиграммы,  статьи,  дневники  и  письма с зарисовками на полях и в тексте. Гений  Пушкина  многогранен,  он  наделен  талантом  не  только  в  области  литературы,  где  получил  всемирное признание и известность, но и в области художественной графики (и дружеского шаржа).  Рисунки, оставленные им на полях литературных рукописей и в альбомах друзей, прекрасно говорят  об этом. У  Александра  Сергеевича  была  удивительная  способность  подмечать  в  человеке  главные  индивидуальные черты и переносить их на бумагу. Легко, одним росчерком пера (карандаша) без  набросков  и  ластика,  Пушкин  создавал  свои  рисунки,  как  иллюстрации  к  написанному,  это  хорошо  видно  на  представленных  портретах  «Прекрасных  дам»,  близких  людей  и  друзей  поэта  (младшего брата ­ Льва Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига). Рисунки прекрасно передают настроение  автора,  его  раздумья,  сомнения,  полет  творческой  мысли  при  создании  очередного  литературного  шедевра или шутливой эпиграммы в девичий альбом. Если  бы  Пушкин  не  посвятил  себя  литературе,  он  мог  бы  стать  прекрасным  художником­ графиком,  а  возможно  и  живописцем,  в  любом  случае  мир  искусства  пополнился  бы  ярким,  незаурядным талантом, который также приобрел бы мировую известность. Если  талант  многогранен,  то  любое  выбранное  им  направление  развития  приведет  к  появлению  удивительной гениальной личности, которая оставит свой незабываемый след в истории и искусстве.
8. ПРИЛОЖЕНИЯ
8.1. Абрам Маркович Эфрос • • • • Абрам  Маркович  Эфрос  (03.05.1888­19.11.1954),  литератор  и  искусствовед,  театровед,  поэт  и  переводчик.  В  1911  ­  1917  годах  вел  художественно­ критический отдел «Русских ведомостей» (псевдоним ­ Россций). После  Октябрьской  революции  вел  большую  работу  в  музейном  отделе  Наркомпроса,  затем  состоял  хранителем  Музея  изящных  искусств  и  Третьяковской галереи; способствовал организации и пополнению этих музеев  первоклассными произведениями. Много работал для популяризации западного искусства в СССР.  Эфросу  принадлежит  ряд  острых  статей  по  вопросам  главным  образом  изобразительного  искусства.  Часть  этих  статей  объединена  им  в  книге  «Профили»  (М.,  1930).  Им  выпущены  прекрасные  переводы  древне­еврейской  прозы  и  лирики  («Руфь»  и  др.)  и  ряда  западных  авторов.  Последняя  его  работа ­ «Рисунки поэта» (1931) ­ посвящена анализу рисунков Пушкина.     150 рисунков Пушкина, собранных в книге и в значительной доле  впервые  публикуемых, дают последовательную картину истории  пушкинской  графики  в  ее  лучших  образцах,  исчерпывая  все  важнейшие  рисунки  Пушкина  в  московских  государственных  коллекциях его рукописей. (Academia 1933 г.)
8.2. Василий Андреевич  Тропинин     • • • • • • • • • • • ии еи Вас лий  Андр евич  Троп нин   (19.03.1776,  с.  Карпово,  Новгородская  губерния  —  3.05.1857,  Москва) —  русский  живописец,  мастер  романтического и реалистического портретов. ии «…Вот  он  и  сидит  перед  мольбертом:  кудрявая  голова,  толстые  губы,  слегка приплюснутый нос, такой будничный, такой домашний... Да разве  это тот Пушкин, стихи которого знала вся грамотная Россия?! Уловить бы выражение этого подвижного лица в ту минуту, когда Душа  поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Вдруг  «арапские  губы»  растянулись  в  широчайшей  улыбке.  Сверкнули  великолепные зубы. Пушкин заметил на подоконнике клетку с чижиком,  который  попрыгивал  между  кормушкой  и  жердочкой  и  громко,  жизнерадостно  чирикал.  Художник  не  спускал  с  поэта  внимательного  взгляда. Озорной мальчишка с баками и с искрящимися от смеха глазами. Нет, это тоже не Пушкин. Художник  вздохнул,  взял  итальянский  карандаш  и  несколькими  штрихами  набросал  на  листе  бумаги  свободно  падающие  складки  халата, общий контур фигуры, головы. Пушкин  сидел  неподвижно.  Задумался.  Может  быть,  прислушивался  к  каким­то еще не рожденным стихам?  Тропинин перевернул лист с наброском халата, и на оборотной стороне  рисунка под торопливой, но уже спокойной, уверенной рукой художника  стали возникать вдохновенные черты поэта. Пушкин  несколько  раз  побывал  в  мастерской  Тропинина  на  Ленивке,  прежде  чем  художник  начал  писать  большой портрет,  тот  самый, который находится теперь в Пушкинском музее. Это было в 1827 году…»
8.3. Людмила Петровна  Левченко • • Людмила  Петровна  Левченко  (Еременко),  художник,  создатель  галереи портретов писателей и философов:  Белинский,  Гоголь,  Давыдов,  Достоевский,  Лермонтов,  Пушкин,  Толстой, Салтыков­Щедрин, Тургенев, Цветаева, Чехов и др.     Давыдов Белинский Салтыков­Щедрин А.С. ПУШКИН
8.4. Надежда Николаевна  Рушева еи С сестрой Ольгой  • Над жда  Никол евна  Р шева МНР — 6. 03.1969, Москва) — художник­график. Поэт в 13­летнем  возрасте    (31.12.1952,  Улан­Батор,  аи уи (1968)      • • • На балу  Пушкиниана  —  один  из  лучших  Надиных  циклов.  Он  очень  выразительный  и  точный.  Все  рисунки  выполнены  свежо,  словно  через  незамутнённую  призму  юности.  Герои  Пушкина  в  исполнении  Нади  выглядят  так,  будто  это  сам  великий поэт нарисовал их на полях своих стихов, ее стиль,  очень  похож  на  пушкинский.  В  работах  Нади  нет  вымученного  копирования  манеры,  наоборот,  все  рисунки  подвижны, легки и совершенно неповторимы. Надя  много  изображала  жизнь  Пушкина,  его  детство,  юность,  учёбу  в  Царскосельском  лицее,  общение  поэта  с  детьми. Александр  Сергеевич  Пушкин  —  величайший  русский  поэт,  любимый  многими,  любимый  и  юной  художницей,  которая  16­летние лицеисты создала  более  300  великолепных  работ,  очень  точно  Пушкин и Пущин (1968)  передающих пушкинский дух. Самую суть его. Лицеисты  С Н.Н. Гончаровой
9. Проверь себя •1. Годы жизни величайшего русского поэта  А.С. Пушкина?  •2. Сколько известно автопортретов  А.С. Пушкина?  •3. Кому из прекрасных дам посвящено  стихотворение «Мадонна»?  •4. Кому принадлежал знаменитый альбом с  множеством рисунков А.С. Пушкина?  •5. Кто из художников изобразил детские и  юношеские годы А.С. Пушкина? •1800 ­ 1841 •1797 ­ 1830 •1799 ­ 1837 •Около 90 •Около 60 •Около 75 •Гончаровой Н.Н. •Бакуниной Е.П. •Керн А.П. •Ушаковым •Воронцовым •Олениным •Левченко Л.П. •Рушева Н.Н. •Тропинин В.А.

Посмотрите также