В презентации рассказывается об одном из самых самобытных стилей в русской архитектуре именуемом "нарышкинское барокко". Объясняются особенности стиля, формы. специфику направления. Раскрываются предпосылки возникновения, зарождение, расцвет и упадок "нарышкинского" стиля. В презентации много иллюстрированного материала, объясняется связь этой самобытной архитектуры с русским деревянным зодчеством.
Нарышкинское барокко.pptx
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Нарышкинское барокко
Нарышкинское или
московское барокко
представляет собой условное
название специфического
стилевого направления в
русской архитектуре конца XVII
— начала XVIII вв., начального
этапа в развитии архитектуры
русского барокко.
Хронологические границы стиля с1680-х до1710-х гг.в Москве
и несколько дольше на периферии ок.60-90 л.
Своим названием архитектурное течение обязано
молодому, ориентированному на Западную Европу
боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и
подмосковных имениях были построены церкви с
некоторыми элементами нового для России того времени
стиля барокко.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
как вертикальный: некоторые вещи
В XVII веке мир начинает восприниматься
В XVII в. в русском искусстве
и культуре появилось новое
оказываются недостижимыми,а хочется
явление — их обмирщение,
выражавшееся
• в распространении светских
подняться выше
научных знаний,
Отсюда появление
• отходе от религиозных канонов.
башнеобразных
• Примерно со второй трети XVII в.
храмов, спиралей и
начинается формирование и
т.д., уносящих туда,
развитие новой, светской,
культуры.
где над нами
В архитектуре обмирщение
только Господь.
выражалось прежде всего
в постепенном отходе от
средневековых простоты и
строгости,
в стремлении к внешней
живописности и нарядности.
Надвратная
Предтеченская
церковь Троицкой
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Предпосылки к
возникновению
• Все чаще заказчиками строительства церквей
становились купцы и посадские общины,
что играло важную роль в характере
возводимых построек.
• Был возведён ряд светски нарядных церквей,
Это не находило поддержки в кругах церковных
Строители «нарышкинских» храмов пытались
иерархов, которые сопротивлялись обмирщению
соединить черты запрещенного Никоном шатрового
церковного зодчества и проникновению в него
типа с более вместительным традиционным
светского начала.
пятиглавым храмом. «Нарышкинские» храмы —
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил
бесстолпные, многоярусные.
строительство шатровых храмов, выдвинув
В убранстве находят широкое применение
взамен традиционное пятиглавие, что
элементы ордера; окна украшены наличниками;
способствовало появлению ярусных храмов
стены обрамляются колонками и карнизами.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
• Нарышкинский стиль со
стороны формы не поддаётся
определению в категориях,
сложившихся на
западноевропейском
материале, в нём
присутствуют черты
• как барокко, так и ренессанса
и маньеризма
А в своей основе —
архитектурной композиции -
соответствует принципу
формосложения, типичному
для древнерусского
зодчества.
Церковь Успения
Пресвятой
Богородицы на
Покровке
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
• Русский зодчий Василий Баженов считал Успенскую церковь
одним из красивейших зданий в Москве и «ярко
национальным» творением. Архитектор сравнивал ее и с
Храмом Климента Римского в Замоскворечье и
Храмом Василия Блаженного. Но говорил, что церковь Успения
«больше обольстит имущего вкус, ибо созиждена по единому
благоволению строителя», отмечая тем необыкновенную
целостность и многосложность её облика.
• Восхищался Успенской церковью и прославленный
В. В. Растрелли. По мнению специалистов она вдохновила его
на создание Смольного собора в Петербурге, «наиболее
русского» из всех произведений Растрелли, по выражению
И. Э. Грабаря.
Храм представлял собой восьмерик на двухсветном четверике,
завершённый главой на гранёном барабане, апсида и притвор —
низкие односветные четверики, несущие световые восьмерики с
главками на барабанах.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
• По инициативе Наркома
Просвещения Луначарского в
1922 году Большой Успенский
На её месте находится
переулок был назван
сквер на углу Покровки и
Потаповским в честь
Потаповского переулка.
крепостного мастера,
построившего церковь. Малый
Долгое время там была
Успенский — Сверчковым в
пивная, а потом летнее
честь купца Ивана Сверчкова,
кафе от соседнего через
на средства которого был
дорогу ресторана.
построен Храм. Луначарский
Сейчас в бывшем доме
использовал свой авторитет и
власть, чтобы сохранить храм.
причта находится пивной
• В 1936 году Храм был
ресторан
уничтожен под предлогом
того, что слегка
выступающая на тротуар
галерея мешает
движению пешеходов.
Даже Наполеон был
восхищён этой
церковью.
Храм Успения на
Сохранилась легенда,
Покровке по праву
что он распорядился
считают вершиной
поставить особый
развития допетровского
караул охранять ее от
церковного зодчества и
пожара и мародеров.
одним из краеугольных
Храм от пожара 1812
года не пострадал. А
архитектуры нового
другая легенда
времени.
сообщает, что будто
бы Наполеон
собирался церковь
распилить на большие
куски и перенести в
Париж.
камней русской
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
• Казалось, что шедевр утрачен
безвозвратно и в начале 2000-
х уже велись разговоры о
строительстве гостиницы на
его месте. Но в 2004 году в
составе соседнего дома была
Сохранённые
обнаружена прекрасно
элементы
сохранившаяся стена галереи
колокольни церкви Успения с
декора
фрагментами кирпичного и
открыты для
резного белокаменного
обозрения.
декора.
реставраторов добилось
• Новое поколение
сохранения этих элементов,
постановку их под охрану
государства и реставрации.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
• В юности я впервые приехал в
Москву, и нечаянно набрел на
церковь Успения на
Д. С. Лихачёв
Покровке.Встреча с ней меня
ошеломила. Передо
мной вздымалось застывшее
облако бело-красных кружев.
Не было
«архитектурных масс».
Её лёгкость была такова,
что вся она казалась воплощением
неведомой идеи, мечтой о чём-то
неслыханно прекрасном.
Её нельзя себе представить по
сохранившимся фотографиям и
рисункам, её надо было видеть в
окружении низких обыденных
зданий. Я жил под впечатлением
этой встречи и позже стал
заниматься древнерусской
культурой именно под влиянием
толчка, полученным мной тогда. .
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Главный критерий в том,
что стиль в своем развитии
проходит несколько этапов:
• зарождение,
• развитие,
• расцвет и упадок.
Так, существуют
ранние памятники
нарышкинского стиля
Большой собор Донского
монастыря, где появляются
первые черты нового стиля:
лепестковая форма храма,
постановка глав по странам
света,
поэтажное деление фасада,
ордерные элементы в декоре,
Большой собор
Донского монастыря
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
памятники, знаменующие
собой расцвет стиля, как всем
известные
церковь Покрова в Филях,
Новодевичий монастырь или
Спасская церковь в Уборах и
поздненарышкинские
памятники:
церковь Иоанна Воина на
Якиманке или
церковь Ризположения
на Донской,
где стиль уже на излете
детали становятся плоскими,
цвет — невыразительным,
появляются элементы других
стилей.
Спасская церковь
в
Иоанна Воина на
Уборах
Якиманке
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Нарышкинский стиль использует формы:
1) заимствованные из западноевропейской архитектуры
позднего ренессанса и барокко:
• разорванные фронтоны,
• раковины,
• картуши, маскароны,
геммы,
• балюстрады с вазами,
• волюты,
• спиралевидные колонны на
кроншейнах и т.д
Картуш – (франц. cartouche, от итал. cartoccio –
сверток, кулек) – украшение в виде щита или не до
конца развернутого свитка, на котором
помещается герб, эмблема или надпись.
Маскарон— маска, декоративный рельеф в
виде человеческого лица или головы
животного.
Геемма (лат. gemma — драгоценный камень) —
произведение глиптики, ювелирный камень,
обычно округлой или овальной формы, с
вырезанными изображениями.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Нарышкинскому стилю характерно
использование
• ордерных элементов,
•
типичной для архитектуры
того времени двуцветности,
• полихромных изразцов
• позолоченной резьбы в
интерьерах
• традиций русского узорочья и
травного орнамента.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Соединение особенностей различных стилей и культур, а также
определённое «переосмысление» их русскими мастерами и
определило специфичный характер нового возникнувшего
архитектурного направления — нарышкинского стиля.
Черты нарышкинского стиля
Для нарышкинского барокко характерны:
• центричность,
• ярусность,
• симметрия, равновесие масс, известные по
отдельности и ранее, и сложившиеся здесь в
целостную систему, дополненную ордерными
деталями.
• нарышкинские памятники обычно красные с белым
декором, но мы не можем с уверенностью сказать,
какой цвет они имели изначально: так, первый
красочный слой церкви
Воскресения в Кадашах оказался желто-голубым.
• Типичные его постройки — церкви в подмосковных
усадьбах, ярусные, на подклете, с галереями.
Подклет- нижний, нежилой этаж каменного или
деревянного дома
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Наличник Строгановской
церкви в Нижнем Новгороде
Наличник часовни
Наличник
надвратной
Предтеченской
церкви в
Троице-
Сергиевой
лавре
Сергиевом Посаде
Пятницкого
Колодца в
Московской
области
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Стиль манерен, театрален:
• колонны, которые ничего не
поддеживают
• фронтоны, которые ничего не
прикрывают,
• кронштейны, которые ничего не
держат,
• окна-обманки и т.д.
• Так, в церкви Покрова в Филях
кирпичные стены гладко
оштукатурены и поверх штукатурки
нарисована кирпичная кладка.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
«Восьмерик на четверике» —
популярный конструктивный тип
здания в русской церковной
архитектуре, как каменной,
так и деревянной.
При этом нижняя часть
представляет собой кубический
объём
(в деревянном зодчестве — сруб),
а верхняя — поставленный
на него восьмигранник
(сруб «со скошенными углами»).
Выше может быть расположен
ещё один или два восьмерика,
с завершением в виде
шатра или купола.
В России особенное распространение
такой тип получил в XVII и XVIII веках
(в эпоху барокко).
Церковь Бориса и Гл
еба в
Зюзине, Москва
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Памятники, знаменующие собой расцвет
нарышкинского стиля
В плане это
восьмерик на четверике,
завершенный главкой на двух
глухих восьмериках.
• Четверик — символ власти,
• восьмерик — напоминание о маяке
(храм — маяк для верующего,
который должен знать, куда идти
молиться). Скругленные углы
четверика обработаны пучками
полуколонок.
На восьмерике полуколонки
украшены капителями в виде
белокаменных шаров с небольшими
крестами. Разорванный фронтон
внизу подчеркивает мощь здания,
•
• вверху становится более легким.
•
Окна обрамлены пилястрами,
которые придают динамику,
устремленность вверх.
Церковь Троицы в Хохлах,
в Москве 1696 г
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634. Москва.
Церковь венчают три
ряда перспективных
праздничную
торжественность.
кокошников и
декоративное
пятиглавие, они
придают внешнему
облику храма особую
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Кокошники обычно располагаются на
стенах, сводах, а также
уменьшающимися кверху ярусами у
оснований шатров и барабанов глав.
Закомара
(от др.рус. комара - свод) –
полукруглое или килевидное
завершение участка стены,
соответствующее кривизне
закрываемого свода
В архитектуре русских церквей
XVI-XVII веков украшение в виде
множества полукруглых, килевидных
ложных закомар, часто расположенных
ярусами, называется КОКОШНИКОМ.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Церковь Спаса Нерукотворного
Образа в Уборах Московской обл.
Одинцовский р-н
Церковь Собора Пресвятой Бо
городицы
Строгановская церковь в Нижнем
Новгороде
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Церковь Покрова в Филях
1690—1694 гг.
Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса.
На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней
церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во
время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта).
Церковь Покрова в Филях построена по
принципам формосложения, типичным для
русской архитектура XVII в., представляет собой
ярусный пятиглавый храм, в котором
жёстко разграниченный объёмы
колокольни и церкви расположены на
одной вертикальной оси, так называемый
восьмерик на четверике.
Четверик, окружённый полукружиями
апсид — собственно сама церковь
Покрова,
а расположенный выше, на следующем
ярусе, восьмерик — церковь во имя
Спаса Нерукотворного, перекрытая
восьмилотковым сводом[8].
На нём возвышается ярус звона, выполненный в форме
восьмигранного барабана и увенчанный ажурной
позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время
как оставшиеся четыре главы завершают апсиды
церкви.
У основания церкви расположены гульбища,
окружающие церковь просторные открытые
галереи.
В настоящее время стены храма выкрашены в
розовый цвет, подчёркивающий белоснежные
декоративные элементы постройки.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
В XVII в. обрели завершенный
облик многие монастырские
архитектурные ансамбли:
• Новодевичий и Донской
в Москве,Спасо-Евфимиев
и Покровский в Суздале,
Алексеевский с
прекрасной Успенской
«дивной» церковью в
Угличе, знаменитый
Новоиерусалимский
монастырь, сооружать
патриархе Никоне в 1656 г.
который начали при
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
• Искусство конца XVII в. получает широчайшее
распространение по всей стране.
• Выдающиеся произведения зодчества,
живописи, декоративно-прикладного
искусства в это время создаются в Рязани,
Калуге, Нижнем Новгороде, Казани,
Астрахани, Костроме, Переславле-Залесском,
Ростове Великом, Ярославле, Угличе,
Вологде, Устюге, Сольвычегодске,
Архангельске.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Сергиевская
надкладезная
часовня в Троице-
Сергиевой лавре
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Архитектура светская, гражданская, выходит
в конце XVII в. на первое место.
Правда, каменные палаты строят
для себя преимущественно
представители высшей знати.
Эти дворцы нового типа
представляют собой единичные
явления.
В них находят выражение новые
формы быта и новые
художественные вкусы.
• Ориентация на Европу и обмирщение — все это еще с
конца XVII в. сказалось в московском зодчестве.
Появились новые сооружения гражданского
предназначения.
• Среди них Сретенские ворота Земляного города в Москве (Сухарева
башня, зодчий М. Чоглоков), здание Монетного двора и Земского
приказа на Красной площади.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
• Демонстративно отошли от канонов
древнерусского зодчества строители церкви
Знамения в Дубровицах
(в вотчине воспитателя Петра I Б.А. Голицына).
Ее пышное резное убранство включало
запрещенные ранее круглые скульптуры, а
двухъярусный восьмерик завершался не
церковной главой, а ажурной вызолоченной
короной! Дубровицая церковь — пример ярко
выраженного барочного мышления,
противопоставленного вековым традициям
древнерусской ар.хитектуры.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Поздненарышкинские памятники:
Церковь Иоанна Воина на Якиманке(1706-13)
намечает переход от нарышкинского
барокко к петровскому
Самое раннее из сохранившихся
зданий петровского барокко в
Москве,
Храм архангела Гавриила
(Меншикова башня) в Москве 1707
г.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Элементы западного влияния сказались в
творчестве крупного мастера начала XVIII в.
И.П. Зарудного (?—1727). Выходец с
Украины, Зарудный был очень одарен: ему
удавались и живопись, и резьба по дереву.
По проекту Зарудного в 1701—1707
гг. была возведена знаменитая
Меншикова башня в Москве
(церковь Архангела Гавриила, «что
у Чистого пруда»).
Вертикальная устремленность башни и мотив шпиля в
ее завершении явно предвосхищает торжественную
архитектуру светского типа.
• Однако подлинное обновление
стилистики зодчества состоялось
лишь с рождением
петербургской регулярной
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно
он стал связующим звеном между архитектурой старой
патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко)
возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга
Знаменская церковь на
Шереметьевом дворе
Церковь Успения Пресвятой
Богородицы в Архангельском
-Тюрикове в Москве 1758
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
• но он также оказал большое влияние на
развитие всей архитектуры России в XVIII в.,
будучи связующим элементом между
архитектурой Москвы и строящегося Санкт-
Петербурга.
• Во многом именно благодаря нарышкинскому
стилю был сформирован самобытный образ
русского барокко, что особенно отчётливо
проявилось в его позднем,
елизаветинском периоде:
Значение для русской
• Нарышкинский стиль наиболее сильно
архитектуры
сказался на облике Москвы,
• в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты
московского барокко соединяются с
элементами итальянской архитектурной моды
того времени,
•
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
• во внешнем убранстве
таких московских
барочных зданий, как
храм Святого Климента (
1762—69 гг., арх.
Пьетро Антони Трезини
либо Алексей Евлашев),
Красные ворота (1742 г.,
арх. Дмитрий Ухтомский)
также видны черты
нарышкинской архитектуры,
прежде всего, характерное
красного и белого цветов
для неё сочетание
храм Святого Климента
в отделке стен.
Позднее, уже в конце XIX в. нарышкинская
архитектура, многими воспринимая к тому
времени, как типично русское явление, оказала
определённое влияние на формирование так
называемого псевдорусского стиля.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Выводы
• Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной
композиции — оставался русским,
и только отдельные, зачастую едва уловимые
элементы декора заимствовались из
западноевропейского искусства.
Так, композиция ряда возведённых церквей
противоположна барочной —
отдельные объёмы не сливаются в единое целое,
пластично переходя друг в друга,
а поставлены один на другой и жёстко разграничены,
что соответствует принципу формосложения,
типичному для древнерусского зодчества.
• Иностранцами, равно как и многими россиянами,
знакомыми с западноевропейскими образцами
барокко, нарышкинский стиль воспринимался как
исконно русское архитектурное явление.
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Нарышкинский стиль -
это один из самых самобытных
стилей в русской архитектуре.
Он вобрал в себя все лучшее из
функциональным.
русской и западной архитектуры:
• четкую композицию,
• симметрию,
• красивый и оригинальный декор —
• и при этом не перестал быть
Презентация по истории "Нарышкинское барокко"
Своеобразное возрождение нарышкинское барокко переживает в ХХ веке
(его черты можно видеть, например, в здании гостиницы
"Лениниградская", где используются ярусность построения, башенки и
разорванные фронтоны; декоре станции метро "Комсомольская-
кольцевая" и, конечно, Казанского вокзала).
станция "Арбатская" Арбатско-
Покровской линии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.