Презентация по истории "Образование и культура XVII века" для 7 класса знакомит учащихся с особенностями развития Русской культуры в 17 веке. С изменениями в сфере образования, книгопечатания. Знакомит с шедеврами Русского зодчества, литературными памятниками, научными достижениями, с развитием науки и открытием новых земель.
Образование и
культура XVII века
Цель урока:
Выделить особенности
развития отечественной
культуры
в XVII в. по сравнению с
предшествующим
периодом
План урока:
1)Образование.
2)Выпуск печатных книг.
3)Научные знания.
4)Русские первопроходцы.
5)Литература.
6)Архитектура.
Как вы думаете, какое влияние
оказали на отечественную
культуру изменения,
произошедшие в государстве
в XVII в.?
Началось постепенное
разрушение традиционного
средневекового религиозного
мировоззрения -
«обмирщение»
культуры.
В XVII в. в русском искусстве и
культуре появилось новое
явление — их обмирщение,
выражавшееся
• в распространении светских
научных знаний,
• отходе от религиозных канонов.
• Примерно со второй трети XVII в.
начинается формирование и
развитие новой, светской,
культуры.
08:08:13 PM
1.
Образование.
Рост грамотности
среди дворян и посадских людей
Домашнее
обучение
Расширение
числа учебных
заведений
ДомашнееобучениеРасширение числа учебных заведений
Основные черты:
• 40-е годы - школа в московском
Андреевском монастыре (Ф. М.
Ртищев).
• 1665 г. - школа для обучения
подьячих,
• 1680 г. - школа при Печатном дворе.
• 1687 г. - Славяно-греко-латинская
академия. Основатели - греки
братья Лихуды
• В Москву для воспитания детей царя
Алексея Михайловича был
08:08:13 PM
Симеон Полоцкий
Самуил Емельянович
Ситнианович-
Петровский (1629-
1680)
Стихотворение в виде сердца по
случаю рождения царевича Фёдора
2.Выпуск печатных
книг.
• с 1621 г. для царя стали
изготавливать рукописную
газету «Куранты», состоящую
в основном из переводных
иностранных известий.
• печатная продукция
московского Печатного двора
• ( 300 тыс. букварей, 150 тыс.
церк. Учебных книг.)
• 1672 г. - первая книжная
лавка (Москва)
• издание массовыми
тиражами пособия по
08:08:13 PM
3. Развитие науки
Наука на Руси была развита слабо и
ориентировалась в основном на
практические нужды.
В 1678 г. появилась 1-я
С освоением Сибири
появились рукописные
карты.
печатная история -
«Синопсис».
Технические новинки
доставлялись из-
за границы.
Начинается применение
водяных
двигателей.
Карта Сибири.
17 век.
Научные знания.
Работа с текстом учебника.
• Задание: прочитать пункт 3 (с.76-78) и заполнить таблицу.
Научные знания Открытия
География
История
Металлообработка
Астрономия
08:08:13 PM
4. Русские
первопроходцы.
1648 г. –
Семен Иванович Дежнев
1643-1646 гг.
Василий Данилович Поярков
1641-1642 гг.
Михаил Васильевич Стадухин
1649-1653 гг.- Ерофей Павлович Хабаров
08:08:13 PM
В 17 в. появляются
новые жанры
в русской
литературе -
сатирические
сказки,
жизнеописания,
стихи.
Книга 17 века.
Переводится
Литература
летописи
сказания
публицистика
стихосложение
повести
Автобиографическая
Биографическая
Сатирическая
Симеон Полоцкий
16291680
повести
Литература
Публицистика
Биографическая
повесть
Сатирическая
повесть
«Словеса дней»
И.Хворостинина
«Описание
Московского
государства»
Г.Котошихина
«Повесть об Улиане
Осоргиной»
«О Шемякином
суде»
Автобиографическая
повесть
«Повесть о Фоме и
Ереме»
«Политика»
Ю.Крижанича
«Житие» протопопа
Аввакума
«Повесть о Ерше
Ершовиче»
В архитектуре обмирщение
выражалось прежде всего
в постепенном отходе от
средневековых простоты и
строгости,
в стремлении к внешней
живописности и нарядности.
Надвратная
Предтеченская
церковь Троицкой
В XVII веке мир начинает
восприниматься как вертикальный:
некоторые вещи оказываются
недостижимыми, а хочется
подняться выше
• Отсюда появление
башнеобразных
храмов, спиралей и т.д.,
• уносящих туда, где
только Господь.
над нами
Архитектура светская, гражданская, выходит
в конце XVII в. на первое место.
Правда, каменные палаты строят
для себя преимущественно
представители высшей знати.
Эти дворцы нового типа
представляют собой единичные
явления.
В них находят выражение новые
формы быта и новые
художественные вкусы.
• Ориентация на Европу и обмирщение — все это еще с
конца XVII в. сказалось в московском зодчестве.
Появились новые сооружения гражданского
предназначения.
• Среди них Сретенские ворота Земляного города в Москве (Сухарева
башня, зодчий М. Чоглоков), здание Монетного двора и Земского
приказа на Красной площади.
В конце XVII в.
возникает новый стиль
нарышкинское
(московское) барокко
Нарядность,
элегантность,
симметричность
строгая
Церковь Покрова в Филях
(16901695)
• Нарышкинский
стиль
В своей—
архитектурной
композиции -
соответствует принципу
формосложения,
типичному для
древнерусского
зодчества.
Церковь Успения
Пресвятой
Богородицы на
Покровке
«Восьмерик на четверике» —
популярный конструктивный тип
здания в русской церковной
архитектуре, как каменной,
так и деревянной.
При этом нижняя часть
представляет собой кубический
объём
(в деревянном зодчестве — сруб),
а верхняя — поставленный
на него восьмигранник
(сруб «со скошенными углами»).
Выше может быть расположен
ещё один или два восьмерика,
с завершением в виде
шатра или купола.
В России особенное распространение
такой тип получил в XVII и XVIII веках
(в эпоху барокко).
Церковь Бориса и Гл
еба в Зюзине
, Москва
Памятники, знаменующие собой расцвет
нарышкинского стиля
В плане это
восьмерик на четверике,
завершенный главкой на двух
глухих восьмериках.
• Четверик — символ власти,
• восьмерик — напоминание о маяке
(храм — маяк для верующего,
который должен знать, куда идти
молиться). Скругленные углы
четверика обработаны пучками
полуколонок.
На восьмерике полуколонки
украшены капителями в виде
белокаменных шаров с небольшими
крестами. Разорванный фронтон
внизу подчеркивает мощь здания,
•
• вверху становится более легким.
•
Окна обрамлены пилястрами,
которые придают динамику,
устремленность вверх.
Церковь Троицы в Хохлах,
в Москве 1696 г
что играло важную роль в характере
возводимых построек.
Предпосылки к
возникновению
становились купцы и посадские общины,
• Все чаще заказчиками строительства церквей
• Был возведён ряд светски нарядных церквей,
Это не находило поддержки в кругах церковных
Строители «нарышкинских» храмов пытались
иерархов, которые сопротивлялись обмирщению
соединить черты запрещенного Никоном шатрового
церковного зодчества и проникновению в него
типа с более вместительным традиционным
светского начала.
пятиглавым храмом. «Нарышкинские» храмы —
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил
бесстолпные, многоярусные.
строительство шатровых храмов, выдвинув
В убранстве находят широкое применение
взамен традиционное пятиглавие, что
элементы ордера; окна украшены наличниками;
способствовало появлению ярусных храмов
стены обрамляются колонками и карнизами.
До середины XVII в.
в церковном
зодчестве –
шатровый стиль
Патриарх Никон
запретил
строительство
шатровых храмов
Церковь Троицы Живоначальной
в ТроицкомГоленищеве
(16441645 )
Успенский собор в Кремле взят за образец
для подражания
Главный критерий в том,
что стиль в своем развитии
проходит несколько этапов:
• зарождение,
• развитие,
• расцвет и упадок.
Так, существуют
ранние памятники
нарышкинского стиля
Большой собор Донского
монастыря, где появляются
первые черты нового стиля:
лепестковая форма храма,
постановка глав по странам
света,
поэтажное деление фасада,
ордерные элементы в декоре,
Большой собор
Донского монастыря
Соединение особенностей различных стилей и культур, а также
определённое «переосмысление» их русскими мастерами и
определило специфичный характер нового возникнувшего
архитектурного направления — нарышкинского стиля.
Черты нарышкинского стиля
Для нарышкинского барокко характерны:
• центричность,
• ярусность,
• симметрия, равновесие масс, известные по
отдельности и ранее, и сложившиеся здесь в
целостную систему, дополненную ордерными
деталями.
• нарышкинские памятники обычно красные с белым
декором, но мы не можем с уверенностью сказать,
какой цвет они имели изначально: так, первый
красочный слой церкви
Воскресения в Кадашах оказался желто-голубым.
• Типичные его постройки — церкви в подмосковных
усадьбах, ярусные, на подклете, с галереями.
Подклет нижний, нежилой этаж каменного или деревянного
дома
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634. Москва.
кокошников и
декоративное
пятиглавие, они
придают внешнему
облику храма особую
Церковь венчают три
ряда перспективных
праздничную
торжественность.
Кокошники обычно располагаются на
стенах, сводах, а также
уменьшающимися кверху ярусами у
оснований шатров и барабанов глав.
Закомара
(от др.рус. комара - свод) –
полукруглое или килевидное
завершение участка стены,
соответствующее кривизне
закрываемого свода
В архитектуре русских церквей
XVI-XVII веков украшение в виде
множества полукруглых, килевидных
ложных закомар, часто расположенных
ярусами, называется КОКОШНИКОМ.
Нарышкинскому стилю характерно
использование
• ордерных элементов,
•
типичной для архитектуры
того времени двуцветности,
• традиций русского узорочья и
травного орнамента.
• полихромных изразцов
• позолоченной резьбы в
интерьерах
Церковь Спаса Нерукотворного
Образа в Уборах Московской обл.
Одинцовский р-н
Церковь Собора Пресвятой Бо
городицы
Строгановская церковь в Нижнем
Новгороде
В XVII в. обрели завершенный
облик многие монастырские
архитектурные ансамбли:
• Новодевичий и Донской
в Москве,Спасо-Евфимиев
и Покровский в Суздале,
Алексеевский с
прекрасной Успенской
«дивной» церковью в
Угличе, знаменитый
Новоиерусалимский
монастырь, сооружать
патриархе Никоне в 1656 г.
который начали при
• Искусство конца XVII в. получает
широчайшее распространение по всей
стране.
• Выдающиеся произведения зодчества,
живописи, декоративно-прикладного
искусства в это время создаются в
Рязани, Калуге, Нижнем Новгороде,
Казани, Астрахани, Костроме,
Переславле-Залесском, Ростове
Великом, Ярославле, Угличе, Вологде,
Устюге, Сольвычегодске,
Архангельске.
• Демонстративно отошли от канонов
древнерусского зодчества строители
церкви Знамения в
Дубровицах (в вотчине
воспитателя Петра I Б.А. Голицына).
Ее пышное резное убранство
включало запрещенные ранее круглые
скульптуры, а двухъярусный
восьмерик завершался не церковной
главой, а ажурной вызолоченной
короной! Дубровицая церковь —
пример ярко выраженного барочного
мышления, противопоставленного
вековым традициям древнерусской
ар.хитектуры.
Значение для русской
архитектуры
• Нарышкинский стиль наиболее сильно
сказался на облике Москвы,
• но он также оказал большое влияние на
развитие всей архитектуры России в XVIII в.,
будучи связующим элементом между
архитектурой Москвы и строящегося Санкт-
Петербурга.
• Во многом именно благодаря нарышкинскому
стилю был сформирован самобытный образ
русского барокко, что особенно отчётливо
проявилось в его позднем,
елизаветинском периоде:
• в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты
московского барокко соединяются с
элементами итальянской архитектурной моды
того времени,
•
Нарышкинский стиль -
это один из самых самобытных
стилей в русской архитектуре.
Он вобрал в себя все лучшее из
функциональным.
русской и западной архитектуры:
• четкую композицию,
• симметрию,
• красивый и оригинальный декор —
• и при этом не перестал быть
Церковь Вознесения в с.Коломенском
(1532)
Дворец царя в с.Коломенском
«восьмое чудо света»
(16671668)
Архитектура
Воскресенский собор
Новоиерусалимского монастыря
ИосифоВолоколамский
монастырь
Преображенский храм
на о.Кижи
Теремной дворец
Московского Кремля
Домашнее задание
§ 10 учить, см. вопросы и задания
на с. 84.
Дополнительное задание:
• подготовить кроссворд из 10
слов
Новые элементы в
культуре
культурной
Сферы
жизни
1)Литерату
ра.
2)Архитект
ура.
3)Живопис
ь.
4) Театр.
Ответить на вопросы с помощью подсказки
Вопросы:
(матрицы)
С
Ц
Й
1. Воспитатель детей Алексея Михайловича
2. Русский посол, составивший описание Китая
3. Первопроходец открывший пролив между
Азией и Америкой
узорочья»
5. Художник-иконописец XVII века.
4. Дворец, украшенный в виде стиля «дивного
А
Ф
А
Р
И
Й
Л
П
О
К
Д
И
Е Ж В
Е
М Н
Й
О
Н
П
О
У
Т
Ш Е
Р
А
Е
К
В
О
Ответы:
1. Полоцкий
2. Спафарий
3. Дежнев
4. Теремной
5. Ушаков