В презентации по истории "Театр 19 века" для 9 класса рассказывается о западноевропейском театре романтизма и реализма 19 века, его особенностях, задачах, основных принципах. Учащиеся знакомятся с жанрами романтического театра и театра реализма, с именами теоретиков театра и авторов лучших произведений.
Театр 19 века.pptx
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
ТЕАТР XIX
ВЕКА
Западноевропейский
театр романтизма и
реализма
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Пирамида искусств
театра
изомузык
а
хореограф
ия
литература
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Западноевропейский театр
романтизма
:
Литераторы
Л. Тик
Э. Гофман
Ф. Шиллер
В. Гюго
А. Дюма
Дж. Байрон
Г. Ибсен
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Людвиг Тик (1773 –
1853)
Теоретик романтического театра,
драматург, переводчик и
режиссер.
Разработал новые средства
театральной выразительности.
Главная задача театра –
пробуждать фантазию
зрителя, вовлекать его в
действие спектакля,
превращая в активного
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Основные принципы:
От актеров требовалась искренность,
«ироническое возвышение» над ролью
Речь актеров должна быть естественной
Новые требования к оформлению сцены
и костюмам актеров
Дух героики (подвиги во имя светлых
идеалов)
Резкая смена настроений, контрастные
переходы от смеха к рыданиям, от
восторженного чувства радости к
безысходному отчаянию
Эффектная зрелищность и пышная
декоративность (живописная среда)
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Драма – излюбленный
жанр романтического
театра.
Дух героики – отличительная
черта романтического театра.
Внутреннюю сущность героя
определяла потребность в
совершении героического
поступка или подвига во имя
утверждения светлых идеалов.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Мелодрама
Запутанные сюжеты, построенные на
таинственных похищениях и запутанных
убийствах, неожиданных встречах и
совпадениях
Обычному течению жизни
противопоставлялось эффектное и
необычное, исключительное и
иррациональное
Основа сценического действия –
ярко выраженный конфликт между
пороком и добродетелью,
благородным героем и коварным
злодеем.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Актеры романтического
амплуа.
Ф. Ж. Тальма
Э. Рашель
Ф. Леметр – король французского
театра.
Э. Кин (Англия)
И. Флек
Л. Девриент ( Германия)
«Смотреть игру Кина все равно ,
что читать Шекспира при блеске
молний»
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Особую роль играли:
Специальные постановочные
эффекты.
Пиротехнические эффекты,
тревожное освещение.
Газовое освещение
подчеркивало игру актеров и
освещало декорации.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
«Торжество правды и
истины»
в реалистическом театре.
Эмиль Золя (1840-1902) –
теоретик западноевропейского
театра реализма.
Ставил вопрос о соотношении
театра и общества.
Теория натурализма Золя -
разработка основных
эстетических принципов театра
реализма.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Реалистический театр
западной Европы
Принципы обновленного театра Э. Золя:
Принцип «торжества правды и истины»
на сцене.
Обновление репертуара (традиции
Мольера и Дидро, сюжеты Бальзака)
Актер должен «изучать жизнь и
передавать ее с натуральной
простотой»
Актер должен сопереживать своему
герою, переживать реально
Новые требования к оформлению
(реальная обстановка, костюмы
должны соответствовать реальности)
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Новая социально-
психологическая драма
Г. Ибсен - теоретик и практик
(«Бранд», «Пер Гюнт», «Кукольный дом»,
театрального искусства, создатель
социально-психологической драмы.
«Привидения», «Враг народа», «Дикая утка» и
др.)
За скрытой повседневностью,
будничным течением жизни
раскрывается напряженный,
захватывающий драматизм
А. Стриндберг – шведский драматург
«Борьба всех со всеми, всюду и во всем»
Г. Гауптман «Ткачи» историческая драма
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Сара Бернар
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Русский драматический
театр
Модер
поиски
н
РЕАЛИСТИ-
ЧЕСКИЕ
ТЕНДЕНЦИЙ
РАСЦВЕТ
РОМАНТИЗМА
ТРАДИЦИИ КЛАССИЦИЗМА И
СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
В 1830—1840 годы на русской сцене
господствовали в основном переводные
пьесы, предпочтительными жанрами были
мелодрама и водевиль.
«Если собрать все мелодрамы, какие даны были в
наше время, то можно подумать, что это
кунсткамера, в которую нарочно собраны
уродливости и ошибки природы»,— писал Н. В.
Гоголь в «Петербургских записках 1836 года».
Наиболее распространенными из произведений этого
жанра были
«Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа и Дино,
«Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца, «Графиня
Клара д’Обервиль» Анисэ-Буржуа и Деннери.
Наряду с переводной появилась и русская
мелодрама.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Театр романтизма
Мелодрама русских авторов
Водевиль – небольшая пьеса с
(Н. В. Кукольник, Н. А.
Полевой)
остроумным сюжетом,
комическими ситуациями,
нелепыми случайностями и
путаницами, с вставными
музыкальными номерами и
танцами
Бытовые комедии
Трагедии с романтическими
коррективами.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Особенности русского театра
романтизма
Без режиссеров-
профессионалов
Функции режиссера
выполняли
драматурги, авторы
пьес, известные
актеры (П. С.
Мочалов, В. А.
Каратыгин)
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Знакомство с творчеством прогрессивных
писателей- романтиков, особенно
Шиллера, привело к тому, что это
литературное направление,
утверждавшее конфликт необычной,
исключительной личности с обществом,
обрело своих последователей и в России.
Наиболее ярким и крупным из них был
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841),
который хорошо знал западную
литературу и сам переводил Шиллера.
Под влиянием его
произведений Лермонтов пробует
написать самостоятельную пьесу.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
«Испанцы» (1830)—первое его
законченное драматическое
произведение.
Это политическая
комедия в стихах, и по
тематике и по стилю
восходящая к
декабристским традициям,
содержащая протест против
пороков современного
общества и написанная явно
под влиянием Шиллера.
Это влияние ощутимо
и в пьесе «Люди и страсти»
уже на материале русской
жизни. В
драме сильны
антикрепостнические
элементы, которые еще более
усиливаются в «Странном
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
И по теме, и по направленности пафоса
эта пьеса в большей степени, чем
предыдущие, приближала Лермонтова к
созданию нового типа драмы
в русской литературе —
драмы романтической.
Наиболее совершенным образцом ее был
написанный в 1835 году «Маскарад».
Пьеса эта по всем
формальным параметрам соответствует
канонам романтической эстетики.
В ней действует герой —
личность сильная и неординарная, герой
этот противопоставлен обществу.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
особенное произведение, не
имевшее аналогов ни в русской, ни
в западной литературе.
В нем возникают темы, получившие
«Маскарад» — совершенно
потом развитие в лермонтовской
прозе, прежде всего тема
«лишнего человека», тема
разочарования, ранней душевной
усталости, возникающей из-за
невозможности найти приложение
своим силам и таланту.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Водевиль, так весело и озорно блиставший в начале
века, в эпоху Николая I стал другим.
Изменился круг авторов — в драматургию пришли
актеры.
Петербуржцы П. А. Каратыгин (брат знаменитого трагика),
П. И. Григорьев 1-й, П. Г. Григорьев 2-й, Н. И. Куликов;
артист Малого театра Д. Т. Ленский. Водевилистами стали
журналист Ф. А. Кони, театральный чиновник П. G.
Федоров, писатель В. А. Сологуб. Дань водевилю отдал в
молодости Н. А. Некрасов.
Водевиль поощрялся. Он взял на себя роль
«социального громоотвода». К 1840-м годам водевиль
стал полным хозяином на афише. «Из
театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек,
которыми занимают детей, позабывши, что это такая
кафедра, с которой читается целой толпе живой
урок»,— сокрушался Гоголь.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Изменился и характер водевиля, который все
более тяготел к бытовой тематике.
Помехой в движении жанра становились
куплеты. Обязательный элемент водевиля сначала
лишился оригинальной музыки — серьезные
композиторы ушли из жанра, музыку стали писать сами
драматурги, иногда она просто подбиралась из уже
написанных мелодий.
Все чаще куплеты становились вставными номерами,
почти не связанными с драматическим действием,
нарушая необходимый в произведениях этого жанра
музыкально-драматический синтез.
Затем они и вообще стали исчезать, водевиль
постепенно превращался в бытовую комедию.
Появились всякого рода жанровые
«гибриды» — водевиль-комедия, водевиль-фарс,
водевиль-шутка. Особой популярностью
пользовались водевили «с переодеваниями».
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Водевиль .
Большой популярностью
пользовался водевиль
Ленского «Лев Гурыч
Синичкин, или
Провинциальная
дебютантка» (1840).
Это была вольная
переделка
французского «Отца
дебютантки», но
переделка чрезвычайно
талантливая.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Асенкова В.Н.
(1817-1841 гг).
Настоящей жемчужиной
петербургской сцены была Варвара
Николаевна Асенкова (1817—1841).
Она пошла в театр без всякой
охоты. Мать-актриса отдала ее в
театральное училище, но вскоре
вынуждена была забрать, ибо дочь
«необыкновенных способностей не
оказала». Девочка училась в
частном пансионе и по окончании
его сама решила идти на сцену. Не
по призванию, не по
непреодолимой тяге к искусству, а
«как решаются идти замуж за
нелюбимого, но богатого
человека»— так она сама
объясняла свое решение П.
Каратыгину.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
В 1835 году состоялся дебют Асенковой в комедии
Фавара «Сулейман II, или Три султанши», где
играла своевольную одалиску Роксолану, играла
с блеском, заразительно и весело, и в водевиле
Скриба «Лорнет» в роли Мины. Современники
утверждали, что лучшей водевильной актрисы,
нежели Асенкова, трудно было и представить
себе. Она была красива, женственна, грациозна,
музыкальна, обладала красивым голосом,
отличалась выразительной мимикой, легкостью
сценических преображений. Огромный успех
имела она в «водевилях с переодеванием»
«Действительно, она играет столь же
восхитительно, сколько и усладительно; словом,
очаровывает душу и зрение. И потому каждый
ее жест, каждое слово возбуждает громкие и
восторженные рукоплескания; куплеты
встречены и провожаемы были криками «фора».
Особенно мило выговаривает она «чорт возьми».
Я был вполне восхищен и очарован».
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
П.С.МОЛЧАНОВ
Павел Степанович Мочалов
родился 3 . 11. 1800 г. в Москве, в
семье крепостных актёров —
Степана Фёдоровича (1775—1823)
и Авдотьи Ивановны Мочаловых,
которые были крепостными
помещика Н. Н. Демидова и играли
в его домашнем театре. В 1803 они
были отданы в труппу московского
Петровского театра М. Медокса В
1806 вместе со всем Петровским
театром вошли в московскую
труппу императорских театров и
всей семьёй получили вольную.
Двое их детей стали тоже
артистами: Мария Степановна (по
мужу — Франциева, 1799—1862) и
Павел Степанович. Судьба
одарила Павла редкой памятью.
Едва овладев речью, он повторял
за матерью длинные строчки из
Евангелия.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Павел Мочалов отличался неповторимым стилем игры,
который отмечали все его современники.
Главной его особенностью были неожиданные
эмоциональные переходы артиста из одного
душевного состояния в другое.
По этому принципу неожиданностей и строятся роли артиста
(Гамлет, Жермани и др.).
Не обладая яркой театральной внешностью (средний рост,
сутуловатые широкие плечи, но красивое лицо и
выразительные глаза), Мочалов, однако, создавал на сцене
образы, которые потрясали зрителя своей силой и
динамичностью.
Белинский вспоминал о том, что забывал, как его зовут во
время спектаклей с Мочаловым.
Еще одной особенностью актера являются «мочаловские
минуты» — кульминации артистического вдохновения. Дело в
том, что Мочалов практически никогда не вел роль ровно ,
чаще всего «из рук вон плохо», но в ходе действия он вдруг
произносил две-три фразы, которые поражали зрителя и
срывали гром аплодисментов.
Зрители приходили на спектакль ради этих «минут».
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Имя актера Малого театра Павла Степановича Мочалова стало
легендарным еще при жизни. После ясной логики классицизма,
который царил в русском театре начала XIX в., неистовый романтик
Мочалов казался загадкой, которую так никому и не суждено было
разгадать. Первые шаги актера были отмечены решительным
несогласием с утвердившимися традициями. Выступая в трагедиях
Озерова («Эдип в Афинах»—Полиник, «Фингал» — заглавная роль),
он не заботился о соблюдении эстетического канона, но искал
свободы выражения чувства. Идею свободного художника воплотил
он в образе актера Кина («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца).
Душевную борьбу передал в одержимом манией игры Жорже де
Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа). Черты
«почти байроновской меланхолии» увидел в обманутом муже бароне
Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу). В его
Фердинанде («Коварство и любовь» Шиллера) внешне было что-то от
русского армейского поручика. Актер показывал не драму
германского юноши, а социальный протест против тирании.
Романтизм Мочалова открыл русской сцене трагедии Шекспира.
Шекспировские герои в исполнении русского актера выглядели
современными людьми, озабоченными восстановлением нарушенной
справедливости. Таким явился совсем не величественный, но глубоко
уязвленный крахом миропорядка король Лир. В «Отелло» Мочалов
говорил о трагическом крушении веры в человека. Его Гамлет через
сомнения и борьбу с самим собой приходил к мысли о необходимости
уничтожения зла и насилия. Образ Гамлета в исполнении Мочалова
звучал революционно. Мочалов настойчиво добивался возможности
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Ее родители принадлежали смоленскому помещику
Путяте, который подарил их в благодарность за
воспитание сына в кадетском корпусе преподавателю
Прохору Ивановичу Жданову. Мать Семеновой звали
Дарьей. Молодая девушка забеременела от нового
барина, и ее выдали замуж за дворового Семена; От
этого брака и родилась 7 ноября 1786 г. великая
актриса Е. С. Семенова.
Е.С.Семёнова (1786-1849 гг).
Великая русская трагическая актриса Екатерина
Семеновна Семенова (1786—1849) вышла из
крепостных.
Она окончила Петербургское театральное училище, где
училась у И. А. Дмитревского. В 1803 г. ученицей она
выступила на придворной сцене.
В состав казенной труппы Семенова вошла в 1805 г.,
работала под руководством режиссера и драматурга А.
А. Шаховского.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Говоря об русской трагедии,
говоришь о Семёновой — и, может
быть, только об ней. Одарённая
талантом, красотою, чувством
живым и верным, она
образовалась сама собою.
Семёнова никогда не имела
подлинника.
Бездушная французская актриса
Жорж и вечно восторженный поэт
Гнедич могли только ей
намекнуть о тайнах искусства,
которое поняла она откровением
души.
Игра всегда свободная, всегда
ясная, благородство
одушевленных движений, орган
чистый, ровный, приятный и часто
порывы истинного вдохновенья —
все сие принадлежит ей и ни от
кого не заимствовано.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
В. А. КАРАТЫГИН (1802—
1853)
Сын известных актеров А. В. Каратыгина и А. Д.
Каратыгиной-Перловой, он дебютировал в петербургском
Большом театре в 1820 году в заглавной роли озеровского
«Фингала». Каратыгин обладал прекрасными
сценическими данными для ролей героев и не случайно
обратил на себя внимание П. А. Катенина, который стал
заниматься с ним и достиг замечательных ре-зультатов.
Дебютант восхищал
современников, которые связывали с ним многие надежды
русской сцены.
Грибоедов считал Каратыгина гениальным трагическим
актером, собирался перевести для него «Ромео и Юлию»
Шекспира «с подлинника» и написать собственную
трагедию.
По масштабу дарования он ставил Каратыгина не ниже
Семеновой. Пушкин писал из Михайловского Катенину,
который, вернувшись из изгнания, продолжал занятия с
актером: «Радуюсь успехам Каратыгина и поздравляю его с
твоим одобрением».
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Исключительный успех
имел Каратыгин в
пьесах "Заколдованный
дом" (Людовик XI),
"Кин", "Мария Стюарт"
(Лейчестер), "Уголино"
(Нино).
Прекрасно
образованный, хорошо
знавший языки,
Каратыгин перевел для
театра около сорока
трагедий, драм,
комедий и даже
водевилей; комедии
"Женатый философ" и
"Двое за четверых"
были напечатаны.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Русский реалистический
театр
Основа
реалистического
театра –
А. С. Грибоедов,
А. С.
Пушкин, Н.
В. Гоголь
«Ревизор»,
А. Н. Островский
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Актерское
мастерство (М. С.
Щепкин, П.
М. Садовский,
М.Н. Ермолова и др.)
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
М.С.Щепкин
(1788-1863 гг).
М. С. Щепкин родился
в Белгородском крае, в семье
крепостных графа
Г. С. Волькенштейна. Щепкины
пользовались особым
благоволение графов: Семён
Григорьевич, отец будущего
артиста, поначалу служивший
камердинером, был назначен
управляющим имением.
М. С. Щепкин не испытал в полной
мере бремени крепостной неволи,
но наделённый от природы тонкой
наблюдательностью и умением
живо и пластично передавать
увиденное, говорил: «Я знаю
жизнь от дворца и до лакейской».
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Творческая жизнь Михаила Щепкина началась
в провинции, в частных театрах. С сочувствием
и сердечной болью он вспоминал о трагичной судьбе
крепостных актёров. Одну
из историй, рассказанных М. С. Щепкиным, А. И. Герцен
ввёл в повесть «Сорока — воровка». Встреча
с Н. В. Гоголем стала определяющей в творческой
биографии артиста. Именно в пьесах
Н. В. Гоголя игра М. С. Щепкина достигла подлинных
высот.
Пьесы «Ревизор», «Женитьба», «Тяжба», «Игроки»,
представленные Щепкиным на сцене, определили
принципы искусства, которые стали доминировать
в театре второй половины XIX века.
Именно на этом материале М. С. Щепкин постигал
законы художественного метода:
основная задача артиста состоит в умении
представить многогранность и животрепещущую
изменчивость каждого отдельно взятого явления
жизни.
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Вклад в
развитие
русского театра
вложили
Л. Н. Толстой,
И. С. Тургенев,
М. Е. Салтыков-
Щедрин,
А. К. Толстой
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Конец XIX в.
драматическое
творчество
А. П. Чехова,
создание МХТ
Московский
Художественный
театр (1898г.)
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Театр
романтизма
Реалистически
й театр
Западно-
европейски
й театр
Русский
театр
Презентация по истории "Театр 19 века". 9 класс
Домашнее задание
Прочитать 20.2., 21.1.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.